25.02.2024

Презентация проекта «Формирование лексико-грамматических представлений у детей с ОНР через систему развивающих игр. Что такое ОНР? Общее недоразвитие речи (ОНР) – это сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов


Коррекция нарушений лексико-грамматических конструкций у детей с ТНР, ОНР

Общее недоразвитие речи

ОНР – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне.

Основные признаки:

Нарушение звукопроизношения, речь малопонятная для окружающих;

Нарушение фонематического слуха;

Бедный активный словарь, не отвечающий возрастным нормам;

Аграмматичная, недостаточно фонетически оформленная фразовая речь;

Большие трудности в составлении устных рассказов;

Сопутствующие нарушения:

Неустойчивое внимание;

Слабая память;

Ограниченные возможности развития познавательной деятельности;

Нарушение словесно-логического мышления;

Трудности в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением;

Отставание в развитии двигательной сферы (плохая координация движений, переключаемость, скорость и т.д.)

В грамматическом строе речи детей с ОНР выделяются следующие особенности:

Неправильные согласование в роде:

два ягоды - две ягоды, две стула - два стула, две уши - два уха, красная ведро - красное ведро, собака уходит с своей дома - собака уходит из своего дома

Неправильное употребление глагола:

пускай мне царевна полубись (полюбит), перестала плакала (плакать), девочка выглядит с дома (выглядывает из дома).

Нарушение согласований в числе:

красненький флажки (красненькие), грибы растет (растут), парты стоит (стоят)

Неправильное употребление падежных окончаний:

с гнездо - из гнезда, по дорога - по дороге, девочка идет портфель - девочка идет с портфелем, многа дома - много домов, много человека - много человек.

Неправильное употребление предлогов, союзов:

Собака уходит в своей дома - собака выходит из конуры, корова выходит с сарая - корова выходит из сарая.

Пропуск членов предложения, неправильный порядок слов, отсутствие сложноподчиненных конструкций.

Нарушение лексики у детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

Наиболее из выраженными особенностями речи у детей с ОНР является:

Расхождение в объеме пассивного и активного словаря . Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.

Бедность словаря у детей с ОНР проявляется, в том, что дошкольники даже 6-летнего возраста не знают многих слов: названий ягод (клюква, ежевика, земляника, брусника), рыб, цветов (незабудка, фиалка, ирис, астра), диких животных (кабан, леопард), птиц (аист, филин), инструментов (рубанок, долото), профессий (маляр, каменщик, сварщик, рабочий, ткачиха, швея)» частей тела и частей предмета (бедро, стопа, кисть, локоть; манжета, фара, кузов) и др. Многие дети затрудняются в актуализации таких слов, как овца, лось, ослик, грач, цапля, стрекоза, кузнечик, перец, молния, гром, валенки, продавец, парикмахер.

Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации предикативного словаря (глаголов, прилагательных). У дошкольников с ОНР выявляются трудности в назывании многих прилагательных, употребляющихся в речи их нормально развивающихся сверстников (узкий, кислый, пушистый, гладкий, квадратный и др.). В глагольном словаре дошкольников с ОНР преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, мыть, умываться, купаться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, убирать и др.).

Значительно труднее усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.

Нарушение формирования лексики у этих детей выражается как в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.

Нарушение лексико-грамматического строя речи ведет к тому, что ребенок не правильно овладевает собственной речью и неправильно формулирует собственные речевые высказывания. Не правильное усвоение закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения.

Коррекция нарушений лексико-грамматических конструкций

Одним из ведущих направлений коррекционно-логопедического воздействия по коррекции общего недоразвития речи у дошкольников является формирование лексико-грамматических средств языка. Реализация данного направления осуществляется на логопедических, музыкальных занятиях, на занятиях в воспитателем и другими специалистами дошкольного образовательного учреждения.

Коррекционно-логопедическое воздействие проводится

по следующим направлениям:

  • расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности (мышления, восприятия, памяти и др.);
  • уточнение значений слов;
  • активизация словаря, перевод слова из пассивного в активный словарь;
  • уточнение лексического значения слова
  • уточнение грамматического значения слова;
  • формирование словоизменения;
  • формирование словообразования;
  • развитие умения определять родственные слова и производить морфологический анализ слов;
  • развитие языкового анализа и синтеза.

Дидактические игры для формирования лексико-грамматического строя речи

«Один-много» (I вариант) (с 4 лет)

Цель: образование существительных множественного числа И. п.

Ход игры: педагог называет существительное в единственном числе, а ребёнок во множественном, например: яблоко-яблоки, сумка-сумки, дерево-деревья и т. д.

Усложнение: используются словосочетания- прилагательное+существительное, например: красивый цветок-красивые цветы, яркая бабочка-яркие бабочки, сочное яблоко-сочные яблоки и т. д.

«Один-много» (II вариант) (с 5 лет)

Цель: образование существительных множественного числа Р. п.

Ход игры: педагог бросает мяч ребёнку и говорит: «У меня один мяч», ребёнок отвечает: «А у меня много мячей»; «У меня одно яблоко» -«А у меня много яблок» и т. д.

«Назови ласково» (с 4 лет)

Цель: образование существительных уменьшительно-ласкательного значения.

Ход игры (игру можно проводить с мячом) :

Кукла-куколка

Лиса-лисичка

Петух-петушок и т. д.

«Посчитай» (с 5 лет)

Цель: согласование существительных и числительных

Ход игры: педагог выставляет на доску цифры 1, 2, 5 и называет ребёнку слово, ребёнок считает, например: одна машина, две машины, пять машин; один слон, два слона, пять слонов и т. д.

«Из чего сделано? » (с 5 лет)

Цель: образование относительных прилагательных.

Ход игры:

Варенье из клубники-это какое варенье? Клубничное варенье

Сок из апельсина- это какой сок? Апельсиновый сок

Компот из яблок – это какой компот? Яблочный компот и т. д.

«Чей, чья, чьё? » (с 5-6 лет)

Цель: образование притяжательных прилагательных

Ход игры:

Педагог Ребёнок

Хвост лисы-это чей хвост? Лисий хвост

Уши зайца-это чьи уши? Заячьи уши и т. д.

«Какой бывает? » (с 4 лет)

Цель: подбор признаков к предмету, обогащение словаря прилагательными

Ход игры: педагог спрашивает: «Каким бывает яблоко? », дети называют признаки к названному предмету: «круглое, красное, сладкое, кислое, гладкое, твёрдое»; «Какой бывает котёнок? »- «Маленький, пушистый, ласковый, добрый»

«Что таким бывает? » (с 4-5 лет)

Цель: подбор предметов к его признаку

Ход игры: педагог спрашивает детей: «Что бывает сладким? ». Дети отвечают: «Конфета, мороженное, варенье, торт, сок и т. д. ». «Кто бывает пушистым? » - «Кошка, заяц, лиса и т. д. »

«Назови одним словом» (с 4 лет)

Цель: развитие словесно-логического мышления

Ход игры: педагог называет 3-4 слова, ребёнок называет их обобщающим понятием: «груша, яблоко, банан»- «фрукты»; «собака, кошка, корова» «домашние животные» и т. д.

Усложнение: педагог называет обобщающее слово, а дети подбирают относящиеся к нему предметы: «Мебель»- «Стол, стул, кровать, диван… » и т. д.

Развитие лексики

«Подбери картинку» (классификация предметов: овощи - фрукты; одежда - обувь) .

«Найди лишний предмет».

«Сравни предметы» (объяснить, чем отличаются предметы: чашка и стакан; помидор и тыква; самолет и птица и др.) .

«Назови одним словом» (после воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе) .

«Назови части»:

Рубашка: рукава, воротник, манжеты, застежка, карман;

Дом: фундамент, стенка, крыша, окно, дверь: крыльцо.

«Подбери соответствующие картинки к следующим словам»:

Высокий, тонкий, пятнистый... (жираф) ;

Маленькая, быстрая, проворная... (белка) ;

«Противоположности» (развитие антонимии) .

Формирование многозначности слов (слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение, например, слова «нос», «иголка» и т.д.) .

«Подбери как можно больше названий предметов» (существительных) к названию действий (глаголу) идет (кто?) - девочка, медведь...; (что?) - время, дождь... и т.д.

«Кто как ест?» (по картинкам) :

Кошка лакает молоко;

Собака грызет кость;

Подбери правильно

Что не так нарисовано?

Спасибо за внимание!

Цель мероприятия: развитие сотрудничества и активизация родителей воспитанников ДОУ, через расширение педагогических, психологических и логопедических знаний.

Задачи:

  • Дать представление о таких речевых нарушениях, как «Дислалия» и «Легкая степень дизартрии»;
  • Познакомить с играми, направленными на развитие мелкой моторики, фонематического слуха, артикуляционного аппарата и правильного типа дыхания;
  • Познакомить с играми на развитие эмоциональной сферы, положительной самооценки детей дошкольного возраста;
  • Создание положительного эмоционального фона в ходе совместной деятельности родителей и детей.

Оборудование:

  • выступление учителя-логопеда ();
  • анкеты для родителей ();
  • бумага, клей, салфетки разноцветные, шаблоны фруктов, цветные карандаши;
  • клубок, разрезные предметные картинки;
  • комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики ();
  • памятка для родителей ().
  • План мероприятия:

    1. Заполнение анкет родителями.
    2. Игра «Клубок».
    3. Выступление учителя-логопеда «Понятие „Дизартрия“ и „Дислалия“, причины их возникновения»;
    4. «Творческая минутка с детьми» (развитие сенсомоторных умений);
    5. Элемент логоритмики «Электричка»;
    6. «Веселый зоопарк» (станции);
    7. Игра «Покричи как животное»
    8. Составь образ животного;
    9. Рефлексия, подведение итогов.

    Организационный момент:

    • Родителям предложена анкета, цель которой выяснить отношение родителей к речевым дефектам своего ребенка, есть ли желание и настрой на сотрудничество с учителем-логопедом ДОУ.
    • свободное общение родителей и детей друг с другом.
    • индивидуальная беседа со специалистами ДОУ по желанию.

    Ход встречи:

    1. После того как все родители собрались, гостиную открывает учитель-логопед детского сада, приветствуя родителей и детей. Предлагает «познакомиться»:
    Игра «Клубок»
    Цель: познакомить участников гостиной между собой, вызвать положительные эмоции и снять напряжение, скованность.
    Оборудование: мягкая и симпатичная игрушка.
    Ход игры : взрослые образуют круг в центре зала, напротив каждого родителя становится его малыш. Логопед отдает одному из малышей игрушку со словами: «Здравствуйте, я - Мишка-Топтыжка. Я очень - очень люблю знакомиться с такими симпатичными, умными детишками и их добрыми родителями. Мне бы очень хотелось с вами познакомиться. А вам? Назови, пожалуйста, свое имя и имя твоей мамы (папы)» (так по очереди все ребята знакомятся с мишкой).

    2. После знакомства, учитель-логопед проводит для родителей теоретический семинар про самые распространенные виды речевых нарушений: легкая форма дизартрии и дислалия (понятие, причины, формы, особенности проявления).
    В это время воспитатель организует занятие с детьми, где дети совместно со взрослым могут изготовить поделки или выполнить творческую работу «Дары осени»
    Цель: развитие мелкая мускулатура кистей рук, пальцев.
    По готовому шаблону ребята вырезают яблоко или грушу, подбирают по цвету салфетки. Затем отрывают салфетки, сжимают их и приклеивают на основу фрукта.

    3. Путешествие в «Веселый зоопарк», происходит на импровизированной электричке (элемент логоритмики). На станциях зоопарка взрослые и дети будут выполнять разнообразные задания и упражнения, которые можно использовать в домашних условиях.
    Элемент логоритмики
    Цель: развитие чувства темпа и ритма у детей, подражательности и внимания.
    Описание. Родители и дети становятся «паровозиком» за учителем-логопедом. Учитель-логопед читает стихотворение сопровождая его движениями по тексту.

    Мы едем в электричке:
    «Ура, ура, ура!»
    Стучат, стучат колеса:
    «Та-та! Та-та! Та-та!»
    Мелькают мимо сосны,
    И ели, и дома.
    Стучат, стучат колеса
    «Да-да! Да-да! Да-да!»
    А в зоопарке лисы
    И слоник, и верблюд.
    Приедем в зоопарк мы,
    Как весело же тут!

    Для того чтобы разделить всех родителей на 2 группы, им раздаются «билеты», состоящих из 2 цветов. Цвет билета соответствует цвету «станции» зоопарка.

    4. Все пространство зала разделено на 2 «станции», где располагаются учитель-логопед и воспитатель. На каждом столе стоит мягкая игрушка, она и будет встречать малышей.

    1 стол - «Познакомимся со слоненком»
    На этой станции представлен:

  • основной комплекс артикуляционной гимнастики.
  • Цель: научить родителей правильно выполнять упражнения.

    Эти упражнения показывает сам учитель-логопед с помощью логопедического тренажера «Логопедическая лягушка».

  • дыхательные упражнения
  • Цель: обратить внимание родителей на тип дыхания детей, показать родителям комплекс дыхательных упражнений на выработку целенаправленной воздушной струи.

    Оборудование:

    «Листочки» . Ребенок берет листочек за ниточку, плавно дует до отклонения листочка назад.

    «Кораблики» . Для этого задания нужен тазик с водой и легкие пластмассовые игрушки или бумажные кораблики. Задача детей свой кораблик «отправить» на другой берег (в виде соревнования)

  • работа с картинками на дифференциацию групп звуков: с-ш
  • Задания:
    Выбери картинки с определенным звуком;
    Составь предложение с этими картинками;

    В какой части слова спрятался звук (начало, середина, конец слова)

  • развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук детей.
  • Игры:
    «Шумящие коробочки» - это могут быть обычные коробочки, в которые насыпана различные виды круп, гвозди, пуговицы, в общем то, что по разному звучит. Малыш закрывает глаза, а взрослый перед ушком ребенка шумит этими коробочками (для начала берутся 2 коробочки). После ребенок открывает глаза и еще раз слушает коробочки, вспоминая, какая коробочка была первой.

    «Отбивание ритма» - взрослый отбивает карандашом или пальцами определенный ритм на столе, а ребенок вслед за ним должен повторить.

    2 стол «Познакомимся с верблюжонком». На этой станции представлена игра воспитателя на развитие положительной самооценки у детей дошкольного возраста

    «Я в лучах солнца»
    Ребенок и взрослый рисуют солнышко. Инструкция: «На каждом лучике солнышка написать положительные качества ребёнка». Ребёнок озвучивает все свои лучики, взрослый помогает ему, записывая эти качества.
    По окончанию «путешествия» взрослые с детьми рассаживаются по своим местам.
    Учитель-логопед приветствует «путешественников» и предлагает выбрать конверты с новым, интересным заданием.
    Дети выбирают себе конверты с картинками животных и птиц.

    Задание: команде (родитель + ребенок) выложить из разрезной картинки животное или птицу и показать, как кричит это животное, показать его поведение. Примечание: если кто-то затрудняется, какой звук необходимо произнести, на обратной стороне картинки размещается «подсказка». Картинки подбираются с учетом наиболее распространенных речевых нарушений детей, например, рычание тигра: «Р-р-р-р», шипение змеи: «Ш-ш-ш-ш».

    В заключение педагогической гостиной воспитатель проводит с родителями рефлексию: предлагает проанализировать результаты совместной работы, дать оценку и внести свои предложения. Родителям раздаются «Памятки» с основным комплексом артикуляционных упражнений, советы от учителя-логопеда.

    Приложения:

    Список используемой литературы

    1. Визель Т.Г. Как вернуть речь? - М., 2001.
    2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: 2003.
    3. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т1./ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
    4. Османова И.С. Игры и упражнения для детей 5-6 лет. СПб., 2007.
    5. Pay Ф. Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем // Основы теории и практики логопедии. - М., 1968.
    6. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.- М.: Просвещение, 1989.
    7. Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения. - М.,1971.
    8. Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика » - СПб., 2009

    1 слайд

    2 слайд

    3 слайд

    4 слайд

    Воспитатель должен помнить: только корректная форма предъявления замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок положительно влияет на развитие речи ребенка; при исправлении ошибки не следует повторять ее - нужно предложить ребенку послушать, как надо правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно, а значит, должен повторить за воспитателем правильное слово или предложение.

    5 слайд

    Приёмы работы с детьми Возможность обогащать словарь детей дает повседневное общение воспитателя с детьми. Необходимо задавать детям вопросы: что ты делаешь? Во что играешь? Что строишь? Что надеваешь кукле? Какое тебе купили платье? Чем ты моешь руки? Чем вытираешь? И т.д. Воспитатель поручает кому-нибудь из детей объяснить ребенку, где в группе можно взять игрушки, карандаши, книги, настольные игры, и рассказать о правилах пользования ими.

    6 слайд

    Развитию речи способствуют и игры сюжетно-ролевые игры всегда сопровождаются речью: дети договариваются об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц; воспитатель должен вводить в быт детей подвижные игры, которые сопровождаются потешками, диалогами, звукоподражаниями; на занятиях по формированию связной речи хорошо использовать различные графические схемы, помогающие выстраивать фразы (подобный игровой прием можно использовать в дидактических играх)

    7 слайд

    Игра «Магазин». Ее цель - закреплять названия предметов одежды, учить использовать в речи простое предложение с прямым дополнением. Воспитатель исполняет роль продавца, дети - покупателей. Используются карточки с изображением детей и действий Девочка Мальчик Купить Дети выбирают покупку, подходят к воспитателю и составляют фразу, опираясь на символические изображения Я покупаю рубашку Я покупаю юбку В конце игры воспитатель предлагает детям рассмотреть покупки каждого, выкладывая на фланелеграфе «записи» детей.

    8 слайд

    9 слайд

    Примерный режим дня средней группы в сочетании с задачами по развитию речи, которые решает воспитатель.

    10 слайд

    Прием детей. Воспитатель встречает детей, беседует с родителями (в зависимости от погодных условий прием детей может проходить на улице), организует раздевание и умывание, проводит утреннюю гимнастику, следит за работой дежурных по столовой.

    11 слайд

    Раздевание, одевание В течение дня дети снимают и надевают верхнюю одежду не менее пяти раз (особенно много времени на это уходит зимой). В помещении дети переодеваются на музыкальные и физкультурные занятия, а также готовясь ко сну. Часть этого времени можно посвятить уточнению и расширению словарного запаса по теме «Одежда»: воспитатель привлекает внимание детей к названиям предметов одежды, обогащая словарь прилагательными и глаголами.

    12 слайд

    Словарь Существительные: куртка, пальто, платье, брюки, свитер, майка, трусы, колготы, носки, рейтузы, фартук, юбка, блузка, рубашка, шорты, шуба, шарф, варежки, шапка, перчатки, рукава, пояс, пуговицы, воротник, карманы. Глаголы: надевать, снимать, вешать, завязывать, заправить, расстегнуть, развязать, чистить, стирать, гладить, полоскать, сушить, убирать, вязать, пришивать. Прилагательные: красивая, удобная, теплая, легкая, мягкая, новая, чистая, старая, нарядная, праздничная, холодная, кожаная, вязаная, шерстяная, меховая.

    13 слайд

    Подготовка к завтраку, завтрак (к обеду, обед; к полднику, полдник; к ужину, ужин) Воспитатель приглашает детей к столу, учит правильно сидеть за столом, пользоваться приборами, совершенствует навыки самообслуживания. Во время еды уточняет названия блюд, обращает внимание детей на аромат и вкус еды, на способы ее приготовления.

    14 слайд

    Словарь Существительные: суп, щи, борщ, салат, омлет, компот, кисель, пюре, каша, солянка, чай, кофе, молоко, сок. масло, колбаса, яйцо и т.д. Прилагательные: аппетитный, ароматный, вкусный, горячий, теплый, соленый, сладкий, душистый, сочный, овощной, молочная, рисовая, гречневая. Глаголы: варить, жарить, чистить, резать, наливать, намазать, кипятить.

    15 слайд

    Словарная работа Существительные: глубокая тарелка, ложка, вилка, нож, мелкая тарелка, чайная ложка, чашка, блюдце, стакан, кастрюля, сковорода, миска, половник. Глаголы: мыть, ставить, резать, разбить, подать, принести, поставить, держать, беречь, уронить, сушить, вытирать. Прилагательные: стеклянная, пластмассовая, деревянная, металлическая, глиняная, чистая, грязная, блестящая, хрупкая, мелкая, глубокая, красивая, расписная, прозрачная.

    16 слайд

    Игры, подготовка к занятиям, занятия Воспитатель следит за тем, чтобы дети, вышедшие из-за стола, были заняты играми, которые не требуют длительного времени. Готовится к занятиям вместе с детьми. Привлекает детей к подготовке оборудования для занятия (расставить баночки для воды, раздать краски, кисточки, бумагу и т.д.). Проводятся по подгруппам, чередуются с занятиями логопеда.

    17 слайд

    Подготовка к прогулке, прогулка Отбирает с детьми игрушки для прогулки, организуя одевание, продолжает формировать соответствующие навыки. В группах для детей с ОНР занятия по ознакомлению с художественной литературой в теплое время года рекомендуется проводить на прогулке. В период изучения лексических тем целесообразно время прогулки использовать для проведения экскурсий на аналогичные темы: «Осень», «Растения», «Насекомые», «Транспорт» и т.д. Готовясь к прогулке, воспитатель подбирает игры с речевым сопровождением, в них дети быстро заучивают короткие стихи, охотно проговаривают их хором. При выборе подвижной игры необходимо учитывать лексическую тему, изучаемую в этот период, - например, при изучении темы «Домашние животные» проводятся игры «Лохматый пес», «Кот и мыши»; при изучении темы «Дикие животные» - игры «Зайка», «Лиса и гуси», «У медведя во бору». На прогулке наблюдает за играми детей.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Подготовила воспитатель Неволина Екатерина Игоревна

    Особенности формирования связной речи у детей с ОНР.

    ПРЕДИСЛОВИЕ … Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни (10-12 слов); в конце второго года жизни лексический состав составляет 300-400 слов; к трём годам - 1500 слов; к четырём - 1900; в пять лет - до 2000 - 2500, в шесть семь лет - до 3500- 4000 слов.

    Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В тоже время речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражаются логика, мышление ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выражать его в правильной, четкой, логической речи.

    Иная картина наблюдается при ОНР. Общее недоразвитие речи может быть выраженно в разной степени: от полной невозможности соединять слова в фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов до развернутой речи с элементами фонетико – фонематического и лексического несовершенства. Отсюда и название дефекта – общее недоразвитие речи.

    Актуальность данной проблемы в том, что у детей с общим недоразвитие речи, связная речь нарушена всегда. Это происходит в связи с ухудшением экологической обстановки, увеличением психической травматизации и влияние различных вредоносных факторов.

    Общее недоразвитие речи - это системное нарушение усвоения всех уровней языка (звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики), требующего длительного и систематического логопедического воздействия

    Основные признаки общего недоразвития речи: позднее начало развития речи; замедленный темп речевого развития; ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас; нарушение формирования грамматического строя речи; нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия.

    Изучение общего недоразвития речи как системного нарушения и выявлением особенностей связной речи у детей с ОНР занимались Р. Е. Левина, Л. Н. Ефименкова, Т. А. Ткачева. Вопросы формирования связной речи изучали Е. И. Тихеева, А. А. Леонтьев, Л. С. Выготский. Проблема развития связной речи у детей с ОНР нашла свое отражение в работах В. П. Глухова, Т. Б. Филичевой, Л. Н. Ефименковой, Т. А. Ткаченко, Н. С. Жуковой и др.

    Особенности грамматического строя у детей с недоразвитием речи представлены в работах В.К. Воробьёвой, Б.М. Гриншпуна, В.А. Ковшикова, Р.Е. Левиной, В.К. Орфинской, Е.Ф. Соботович, С.Н Шаховской и др. Первоначально особенности грамматического строя речи анализировались с позиций психолого-педагогического подхода с целью выявления, изучения и анализа имеющихся нарушений. Были определены морфологические нарушения, проявляющиеся в нарушении словоизменения и словобразования. Аграмматизмы в речи детей с недоразвитием речи увеличиваются по мере расширения словарного запаса. Однако, по мнению Е.Ф. Соботович, структура грамматических ошибок является неоднородной, при этом имеют место как морфологические, проявляющиеся на уровне словосочетаний и предложений в неумении согласовывать слова, так и синтаксические нарушения, проявляющиеся в структурном и семантическом аграмматизмах. У детей не формируются операции программирования, отбора, синтеза языкового материала в процессе порождения речевого высказывания.

    Впервые термин «общее недоразвитие речи» был введен Р.Е. Левиной в 50-60-х годах 20 века 1 уровень – полное отсутствие речи, элементы речи. 2 уровень – зачатки общеупотребительной речи, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. 3 уровень – речь более развернута, отсутствуют грубые отклонения в развитии фонетико – фонематической и лексико – грамматической стороны речи

    Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.

    Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитие памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижение по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции (трёх – четырёхступенчатые), опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок.

    Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в наглядно – образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением.

    Детям с недоразвитием речи наряду с общей соматической ослабленностью присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет выполнение движений по словесной и особенно многоступенчатой инструкциям.

    Психическое развитие детей с ОНР, как правило, опережает их речевое развитие. У них отмечается критичность к собственной речевой недостаточности. Первичная патология речи, безусловно, тормозит формирование первоначально сохранных умственных способностей, однако по мере коррекции словесной речи происходит выравнивание интеллектуальных процессов.

    В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. На основе исследований закономерностей речевого развития детей с разной речевой патологией были разработаны пути преодоления речевой недостаточности, определено содержание и методы коррекционного обучения и воспитания.

    ОНР сложная проблема, нуждающаяся в следующих методах формирования связной речи у детей. 1. Обучение пересказу. 2. Обучение рассказыванию по картинкам. 3. Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия. 4. Обучение рассказыванию по отдельно сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий(по опорным вопросам). 5.Описание пейзажной картины. 6. Обучение описанию предметов. 7. Обучение рассказыванию с элементами творчества.

    И в заключении: Изучив теоретическую литературу по поднятой проблеме, мы ознакомились с состоянием проблемы, изучили симптоматику общего недоразвития речи. Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами, препятствуют усвоению грамотой. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

    Эффективность процесса формирования связной речи зависит, прежде всего, от своевременного его начала и эффективности выбранного метода коррекционного воздействия с учетом выявленных нарушений и особенностей ребенка. Также исследуя теоретическую литературу мы сделали вывод: логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии речи, надо начинать в раннем возрасте. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная классификация и преодоление в раннем возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным, но важным.

    Литература. 1. Логопедический справочник логопеда Н.Н.Полушкина. – М.: АСТ:Астрель 2010. 2. Основы теории и практики логопедии под редакцией Р. Е. Левиной Просвещение – М – 1968 3. Основы логопедии Т. Б. Филичева, А. Н. Чевелева, Г. В. Чиркина, Просвещение М – 1989. 4. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи А. В. Захарова Новсибирск -1975. 5. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева Просвещение М 1998. 6. Речь, как проводник информации Н. И. Жинкин –м -1982.

    Филичева Т.Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. 128 с. (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях) В пособии представлены психолого-педагогическая характеристика детей, программа коррекционного обучения и воспитания детей, примерные конспекты занятий по развитию понимания речи, формированию лексико-грамматического строя и развитию связной речи у детей с ОНР в I, II и III периодах обучения. Для занятий с детьми с 1 уровнем ОНР Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. СПб.: Речь, 2004 В книге изложена система коррекционной работы с детьми в возрасте двух-трех лет, страдающих задержкой речевого развития разного происхождения с использованием всех видов деятельности, доступных детям данного возраста.

    Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда/ Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева, 1999. Здесь подробно расписана работа по преодолению ОНР от 1 до 3 уровня. В сравнительном плане рассматривается процесс усвоения ребёнком русского языка в норме и патологии. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. 2-е изд., перераб. М.:Просвещение, 1985 Приведены описания игровых приёмов по развитию лексико-грамматического строя речи. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет., Москва, 2002. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет., Москва, 2002. Пособие является частью учебно-методического комплекта, широко используемого современными логопедами-практиками. В нём представлено планирование коррекционной логопедической работы в специализированных группах для детей с ОНР, приведены наиболее интересные конспекты занятий, игровых приёмов.

    Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб.:, 2004 Пособие включает три раздела, посвященных логопедической работы в разных возрастных группах - средней (1-й год обучения), старшей (2-й год обучения) и подготовительной к школе (3-й год обучении) Каждый раздел состоит из перспективного плана работы логопедической группы на год и приложений. Перспективные планы составлены с опорой на типовую программу детских дошкольных учреждений и включают элементы программы «Детство» (учитываются особенное развития детей с нарушениями речи). Приложения содержит обширный дидактический материал к логопедическим занятиям (стихи, подвижные игры, упражнения пальчиковой гимнастики и др.)

    Спасибо за внимание


    1 слайд

    ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ Муницмпальное дошкольное образвовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 1 "Сказка"

    2 слайд

    Нарушено формирование всех компонентов речевой системы: - нарушено звукопроизношение - нарушен лексико-грамматический строй - отмечается бедность словаря - имеются нарушения слоговой структуры слова - связная речь не развита

    3 слайд

    ПАМЯТЬ МОТОРИКА ВНИМАНИЕ МЫШЛЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ и ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБЩЕНИЕ Общее речевое недоразвитие сказывается на формирование у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Для всех детей с общим недоразвитием речи характерны общая моторная неловкость, нарушение оптико-пространственного гнозиса.

    4 слайд

    Для всех детей с общим недоразвитием речи характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его - устойчивость - трудности включения трудности распределения и переключения Исследование функции внимания показывает, что дети с ОНР - быстро устают, - нуждаются в побуждении со стороны взрослого, - затрудняются в выборе продуктивной тактики, - ошибаются на протяжении всей работы. ВНИМАНИЕ

    5 слайд

    ПАМЯТЬ При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно снижена вербальная (СЛОВЕСНАЯ) память, страдает продуктивность запоминания у ряда детей отмечается низкая активность припоми-нания, которая сочетается с ограниченными возмож-ностями развития познавательной деятельности повторное называние предметов, картинок. дети забывают сложные инструкции (трех-четырехступенчатые), опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий

    6 слайд

    МЫШЛЕНИЕ Связь между речевыми нарушениями у детей и другими сторонами их психического развития обусловливает специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступны-ми их возрасту, дети отстают в развитии наглядно-образного, словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, обобщением. Для некоторых детей характерна ригидность мышления.

    7 слайд

    ВОСПРИЯТИЕ (зрительное) При зрительном опознании предмета в усложненных условиях дети с общим недоразвитием воспринимают образ предмета с определенными трудностями: им требуется больше времени для принятия решения отвечая, они проявляют неуверенность, допускают отдельные ошибки в опознании. При выполнении задачи «приравнивание к эталону» они используют элементарные формы ориентировки.

    8 слайд

    Пространственные и временные представления Дети с ОНР затрудняются - в определении правой, левой стороны - путают понятия вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко, день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра - в выполнении действий, изменяющих положение того или иного предмета по отношению к другому (справа от шкафа стул)

    9 слайд

    МОТОРИКА (крупная) Значительная часть дошкольников с ОНР имеют плохую координацию: дети выглядят моторно неловкими при ходьбе, беге, движениях под музыку, - имеют повышенную двигательную истощаемость, - сниженную двигательную память и внимание.

    10 слайд

    МОТОРИКА (мелкая) Для многих детей характерны недостаточная координация пальцев, кистей рук, нарушения мелкой моторики. Затруднена координация движений (при расстегива-нии и застегивании пуговиц, завязывании и развязы-вании шнурков, при работе с ножницами и т.д.).

    11 слайд

    МОТОРИКА (мимическая) Характерными являются также особенности развития мимической моторики. Страдает точность и полнота выполнения движений. При сохранных непроизвольных движениях отмечается появление содружественных движений при попытке выполнить произвольные движения (участие мышц лба, щеки или губ при подмигивании одним глазом).