03.02.2024

Правильность в логике определяется как соответствие мысли. Применение логики в юридической практике


Логика: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов Иванов Евгений Акимович

5. Истинность и правильность мышления

5. Истинность и правильность мышления

Наконец, остановимся еще на том, что логика изучает не всякое, а правильное мышление, ведущее к истине.

Выше уже отмечалось, что в мышлении выделяются прежде всего содержание и форма мысли. С этими сторонами и связано в первую очередь различение понятий «истинность» и «правильность». Истинность относится к содержанию мыслей, а правильность - к их форме.

Что значит истинность мышления? Это его свойство, производное от истины. Под истиной разумеется такое содержание мысли, которое соответствует самой действительности (а это в конечном счете проверяется практикой). Если же мысль по своему содержанию не соответствует действительности, то это ложь (заблуждение). Так, если мы выскажем мысль: «День солнечный» - и на улице действительно вовсю сияет солнце, то она истинна. И наоборот, ложна, если погода на самом деле пасмурная или даже идет дождь. Другие примеры: «Все юристы имеют специальное образование» - истина, а «Некоторые юристы не имеют специального образования» - ложь. Или: «Все свидетели дают верные показания» - ложь, а «Некоторые свидетели дают верные показания» - истина.

Отсюда истинность мышления - это его коренное свойство, проявляющееся в отношении к действительности, а именно: свойство воспроизводить действительность такой, какова она есть , соответствовать ей по своему содержанию, способность постигать истину. А ложность - свойство мышления искажать это содержание, извращать его, способность давать ложь. Истинность обусловлена тем, что мышление есть отражение действительности. Ложность же - тем, что существование мышления относительно самостоятельно, а вследствие этого оно может отходить от действительности и даже вступать в противоречие с ней.

Что такое правильность мышления ? Это его другое коренное свойство, которое также проявляется в отношении к действительности. Оно означает способность мышления воспроизводить в структуре, строении мысли объективную структуру действительности , соответствовать действительным отношениям предметов и явлений. И наоборот, неправильность мышления есть его способность искажать структурные связи и отношения вещей. Следовательно, категории «правильность» и «неправильность» применяются лишь к логическим операциям с понятиями (например, к определению и делению) и суждениями (например, к их преобразованию), а также к строению умозаключений и доказательств.

Какое значение имеют истинность и правильность в реальном мыслительном процессе? Они служат двумя фундаментальными условиями получения его успешных результатов. Это особенно рельефно проявляется в умозаключениях. Истинность исходных суждений - первое необходимое условие достижения истинного вывода. При ложности хотя бы одного из суждений определенного вывода получить нельзя: он может быть как истинным, так и ложным. Например, ложно, что «Все свидетели дают верные показания». При этом известно, что «Сидоров - свидетель». Значит ли это, что «Сидоров дает верные показания»? Вывод здесь неопределенный.

Но истинность исходных суждений - недостаточное условие получения истинного вывода. Другим необходимым условием выступает правильность их связи между собой в структуре умозаключения. Например:

Это умозаключение построено правильно, так как вывод следует из исходных суждений с логической необходимостью. Понятия «Петров», «адвокаты» и «юристы» соотносятся между собой по принципу матрешек: если маленькая вложена в среднюю, а средняя - в большую, то и маленькая - в большую. Другой пример:

Такой вывод может оказаться ложным, так как умозаключение построено неправильно. Петров может быть юристом, но не быть адвокатом, а работать прокурором, судьей и т. д.

Логика, отвлекаясь от конкретного содержания мыслей, тем самым не исследует непосредственно путей и способов постижения истины, а значит, и обеспечения истинности мышления. По остроумному замечанию одного философа, ставить перед логикой вопрос «что истинно?» так же смешно, как если бы один человек доил козла, а другой подставлял решето. Разумеется, логика учитывает истинность или ложность исследуемых суждений. Однако центр тяжести она переносит на правильность мышления. Причем сами логические структуры рассматриваются независимо от составляющего их содержания. Поскольку в задачу логики входит анализ именно правильного мышления, то оно по имени этой науки называется еще «логичным».

Правильное, логичное мышление отличается рядом черт. Важнейшие из них - определенность, последовательность и доказательность.

Определенность - это свойство правильного мышления воспроизводить в структуре мысли качественную определенность самих предметов и явлений, их относительную устойчивость. Она находит свое выражение в точности мысли, отсутствии сбивчивости и путаницы в понятиях и т.д.

Последовательность - свойство правильного мышления воспроизводить структурой мысли те структурные связи и отношения, которые присущи самой действительности, способность следовать «логике вещей». Она обнаруживается в непротиворечивости мысли самой себе, выведении всех необходимых следствий из принятого положения.

Доказательность есть свойство правильного мышления отражать объективные основания предметов и явлений окружающего мира. Она проявляется в обоснованности мысли, установлении ее истинности или ложности на основе других мыслей, неприятии голословности, декларативности, постулирования.

Отмеченные черты не произвольны. Они представляют собой продукт взаимодействия человека с внешним миром в процессе труда. Их нельзя ни отождествлять с коренными свойствами действительности, ни отрывать от них.

В каком отношении находятся правильность мышления и правила логики ?На первый взгляд, кажется, будто правильность производна от этих правил, что она представляет собой соблюдение правил, требований, норм, формулируемых логикой. Но это не так. Правильность мышления есть производное прежде всего от объективно существующей «правильности», регулярности, упорядоченности самого внешнего мира - словом, от его закономерности. Именно в таком смысле физики говорят, что, например, шрифт набранной поэмы, упавший на пол и рассыпавшийся, - это «правильно», а рассыпанный шрифт, поднявшийся с пола и сам сложившийся в поэму, - «неправильно». Правильность мышления, отражая прежде всего объективную закономерность мира, возникает и существует стихийно, задолго до возникновения каких бы то ни было правил. Сами логические правила - это лишь вехи на пути постижения особенностей правильного мышления, действующих в нем закономерностей, которые неизмеримо богаче любого, пусть самого полного, свода таких правил. Но правила вырабатываются на основе этих закономерностей именно для того, чтобы регулировать последующую мыслительную деятельность, обеспечивать ее правильность уже сознательно. По аналогии с законами мышления и требованиями из них можно сказать, что правильность мышления носит объективный, а правила логики - нормативный характер.

Формулируя правила, логика учитывает также горький опыт неправильного мышления, выявляет допускаемые в нем ошибки, которые называются логическими ошибками . Они отличаются от фактических ошибок тем, что проявляются в строении мыслей, связях между ними. Логика анализирует их с тем, чтобы избегать их в дальнейшей практике мышления, а если они уже допущены, то находить их и устранять. Логические ошибки - это помехи на пути к истине.

Сказанное в пп. 3, 4 и 5 главы I и объясняет, почему логика определяется как наука о формах и законах правильного мышления, ведущего к истине .

Из книги Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур автора Корнеев Михаил Яковлевич

§2. Категории бытия и мышления Шанкары в сопоставлении с категориями бытия и мышления Хайдеггера в интерпретации Дж. Мехты Современные индийские философы проявляют довольно большой интерес к творчеству Хайдеггера, и одним из наиболее ярких примеров этого интереса могут

Из книги Диалектика мифа автора Лосев Алексей Федорович

ни завершенная истинность c) Но если мы будем всматриваться дальше в существо чистой науки, то мы найдем, что ее чистое смысловое содержащие, собственно говоря, не нуждается даже в законченной и завершенной истине. Чтобы наука была наукой, нужна только гипотеза и более

Из книги Логика: конспект лекций автора Шадрин Д А

3. Вне-научность и специфическая истинность Миф, доказывали мы раньше, не есть наука, но жизнь, таящая в себе свою собственную мифическую истинность и смысловую структуру. О характере этой истинности мы тогда ничего не знали. Но теперь мы отличили мифическую – истинность

Из книги О четверояком корне закона достаточного основания автора Шопенгауэр Артур

ЛЕКЦИЯ № 13 Истинность и модальность суждений 1. Модальность суждений Модальное суждение - это отдельный вид суждений, имеющий свои особенности и характеризующийся как наличием общих с ассерторическими суждениями признаков, так и отличием от последних.Изучаются

Из книги Способы создания миров автора Автор неизвестен

2. Истинность суждений Переходя к вопросу об истинности суждений, сразу следует сказать, что зачастую определение этого фактора становится нелегкой задачей. Это может быть связано с неоднозначностью слов, применяемых в высказываниях, или с некорректным с точки зрения

Из книги Философ на краю Вселенной. НФ–философия, или Голливуд идет на помощь: философские проблемы в научно–фантастических фильмах автора Роулендс Марк

§ 30. Логическая истинность Суждение может иметь своим основанием другое суждение. Тогда его истинность логическая, или формальная. Имеет ли оно также и материальную истинность, остается нерешенным и зависит от того, обладает ли суждение, на которое оно опирается,

Из книги Логика автора Шадрин Д А

§ 31. Эмпирическая истинность Представление первого класса, следовательно, созерцание опосредствовано чувствами, тем самым опыт может быть основанием суждения; в этом случае суждение имеет материальную истинность, и поскольку суждение непосредственно основано на

Из книги Логика. Том 1. Учение о суждении, понятии и выводе автора Зигварт Христоф

§ 32. Трансцендентальная истинность Заложенные в рассудке и чистой чувственности формы созерцающего эмпирического познания могут быть в качестве условия возможности опыта основанием суждения, которое в этом случае есть синтетическое суждение a priori. Поскольку такое

Из книги Логика. Учебное пособие автора Гусев Дмитрий Алексеевич

§ 33. Металогическая истинность Наконец, заложенные в разуме формальные условия мышления также могут быть основанием суждения, истинность которого лучше всего назвать, как я полагаю, металогической. Впрочем, это выражение не имеет ничего общего с «Metalogicus», написанным в XII

Из книги автора

7. Пересмотренная правильность Итак, истинность утверждений и правильность описаний, представлений, экземплификаций, выражения - композиции, рисунка, дикции, ритма - прежде всего вопрос соответствия с тем, к чему производится та или иная референция, или с другими

Из книги автора

25. Истинность социального самобытия Термин, используемый экзистенциалистами для обозначения тех качеств и тех ситуаций, над которыми мы не властны. Предположим, вы - уродливый придурок со смехотворно маленьким пенисом и коэффициентом интеллекта 73. Слишком плохо,

Из книги автора

32. Истинность суждений Определение истинности суждений непосредственно связано со сравнимостью и несравнимостью. Сравнимые суждения делятся на совместимые и несовместимые.Несовместимые суждения могут находиться в отношениях противоречия и противоположности.

Из книги автора

§ 45. Истинность суждений о понятиях Истинность тех суждений, которые высказывают нечто только об отношениях между нашими установленными понятиями, основывается на принципе согласия, а поскольку в отношениях между понятиями установлена также несоединимость известных

Из книги автора

§ 46. Истинность высказывания о нас самих Среди непосредственных суждений о сущем на первом плане стоят те, которые высказывают непосредственное сознание нашей собственной деятельности, как она дана в каждый момент нашей бодрствующей жизни. Их достоверность не

Из книги автора

§ 47. Истинность суждений восприятия Непосредственные суждения о сущем вне нас суть суждения восприятия. Они включают в себе (в том смысле, в каком они обыкновенно высказываются) утверждение о существовании их субъекта. Так как восприятие прежде всего субъективно

Из книги автора

2.11. Истинность сложных суждений В предыдущем параграфе мы рассмотрели шесть видов сложных суждений, которые состоят из простых суждений, объединяемых каким-либо союзом: конъюнкцию, дизъюнкцию нестрогую и дизъюнкцию строгую, импликацию, эквиваленцию и отрицание.Союзов в

Логический закон

Как отмечалось выше, все мысли имеют содержание и форму. С этими сторонами мысли связано различение «истинности» и «правильности» нашего мышления. Истинность относится к содержанию мыслей, а правильность к их формам.

Истинность характеризует отношение мышления к действительности и может иметь два значения: истинно или ложно . Мысль истина, если она по своему содержанию соответствует действительности, или ложна, если она не соответствует. Например: «Все свидетели – правдивы» - ложь, а «Некоторые свидетели – правдивы» - истина.

Правильность характеризует мышление со стороны его строения, структуры. Это означает, что для определения правильности мысли существенной является лишь ее форма, строение. Поскольку логическая форма обладает относительной самостоятельностью, которая состоит в том, что одна и та же логическая форма может заключать в себе самое различное содержание, то это и открывает возможность ее вычленения и осуществления специального анализа с целью выяснения правильности рассуждения. Основной принцип логики гласит: правильность рассуждения зависит только от его логической формы и не зависит от конкретного содержания, входящих в него суждений . Этим определяется именование логики – «формальная логика».

В реальном процессе истинность и правильность тесно связаны. Они служат двумя фундаментальными условиями получения успешных результатов в процессе мышления. Это особенно рельефно проявляется в умозаключениях. Истинность исходных суждений – первое необходимое условие достижения истинного вывода . При ложности хотя бы одного из исходных суждений определенного вывода получить нельзя: он может быть как истинным, так и ложным. Например, ложно, что «Все свидетели правдивы» и, при этом, известно, что «Иванов – свидетель». Значит ли это, что «Иванов – правдив»? Вывод здесь неопределенный, с достоверностью (необходимостью) сделать вывод нельзя. Но даже, если оба исходные суждения – истинны, вывод может оставаться неопределенным. Так, если в приведенном умозаключении ложное суждение заменить на истинное: «Некоторые свидетели правдивы», то при знании, что «Иванов – свидетель», также будет нельзя с достоверностью вывести, что «Иванов – правдив». Поэтому истинность посылок в умозаключении – необходимое, но недостаточное условие получения истинных заключений.

Другим необходимым условием выступает правильность связи исходных суждений между собой в структуре умозаключения. Возьмем в качестве примера следующие умозаключения:

(1) Все адвокаты – юристы (2) Все адвокаты юристы

Иванов – адвокат Иванов – юрист

Иванов – юрист Иванов – адвокат

В обоих случаях исходят из истинных суждений, но в первом случае умозаключение правильно, а во втором – неправильно, т.к. построено оно неправильно: по схеме, нарушающей закон связи между посылками (см. гл. IV).

Между мыслями существуют связи, зависящие от их логических форм. Такие связи имеют место и между понятиями, и между суждениями, и между умозаключениями. Проявляясь в различных формах, мышление в процессе своего функционирования обнаруживает определенные закономерности в этих связях, которые выражают регулярность, упорядоченность самого внешнего мира. Эти закономерности в логике называют логическими законами. Логический закон или закон логики – это необходимая связь между мыслями и элементами этих мыслей со стороны их формы . Задача науки логики состоит в выработке и систематизации требований (правил), норм (схем) правильного мышления, вытекающих и этих логических законов. Рассуждать правильно (логично) – значит рассуждать в соответствии с логическими законами: правилами и схемами, их представляющими.

Законы логики, как и все другие законы, открываемые науками, имеют объективный характер, т.е. существуют и действуют в мышлении людей независимо от их желания и воли. Их принудительная сила для человеческого мышления объясняется тем, что они являются в конечном счете отображением в голове человека наиболее общих отношений самого реального мира, практики его познания. Эти законы познаются людьми и используются ими в мыслительной практике, при анализе правильности рассужденческой деятельности.

Интуитивные представления людей о правильности мышления возникают и существуют стихийно, задолго до возникновения каких-либо логических правил. Логические же правила – это вехи на пути постижения особенностей правильного мышления, действующих в нем закономерностей. Вырабатываются эти правила на основе этих закономерностей для того, чтобы регулировать мыслительную деятельность, обеспечивать ее правильность уже сознательно, а также выявлять допускаемые в процессе мышления ошибки. Эти ошибки называются логическими ошибками и отличаются они от содержательных (фактических) тем, что проявляются в строении мыслей, связях между ними. Логические ошибки – это помехи на пути к истине. С помощью логического анализа их можно избегать в практике мышления, а в случае, если они допущены – находить их и устранять.

Все это объясняет почему логика определяется как наука о формах, законах и операциях п р а в и л ь н о г о мышления.

Основные законы логики

Логических законов бесконечно много. В этом отличие логики от большинства наук. Правильное или, как обычно говорят, логичное мышление – это мышление в соответствии с законами логики, по тем абстрактным схемам, нормам, которые их выражают. Законы логики составляют тот невидимый каркас, на котором держится последовательное рассуждение и без которого оно превращается в бессвязную речь. Правильное, логичное мышление отличается такими чертами, как определенность, непротиворечивость, последовательность и доказательность.

Определенность – это свойство правильного мышления воспроизводить в своей структуре качественную определенность самих предметов и явлений, их относительную устойчивость. Она находит свое выражение в точности мысли, ее однозначности, отсутствии путаницы в понятиях.

Последовательность – это свойство мышления воспроизводить структурой мысли те структурные связи и отношения, которые присущи самой действительности. Она обнаруживается в непротиворечивости мысли самой себе, выведении всех необходимых следствий из принятого положения.

Доказательность есть свойство правильного мышления отражать объективные основания явлений окружающего мира. Она проявляется в обоснованности мысли, установлении ее логичности или истинности на основе других уже обоснованных мыслей, неприятия голословности, декларативности.

Эти важнейшие свойства правильного мышления в логике выражают законы, называемые в общей формальной логике основными: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания. Их называют основными, во-первых, потому, что они имеют место в функционировании мышления в какой бы логической форме оно не протекало и какую бы логическую операция не выполняло; и во-вторых, они определяют собой действия других, так называемых, неосновных законов. Неосновные законы – это законы, связанные лишь с определенной логической формой. Но без действия этих законов нельзя уяснить ни связь суждений, ни логического следования, ни доказательства. Они формулируются в логике в виде правил, схем построения мысли, и будут рассматриваться во всех последующих разделах при анализе основных форм мышления.

Основные законы логики выражают наиболее простые и вместе в тем необходимые условия правильного мышления. Суть их сводится к следующему.

Закон тождества . В этом законе выражается коренное свойство правильного мышления: его определенность. Объективным основанием действия этого закона в мышлении выступает качественная определенность самих предметов и явлений. Суть этого закона: одна и та же мысль не может быть сама собой и иной. Иными словами, мысль не может не быть определенной, однозначной, тождественной себе. Его наиболее общая формула: А есть А или А≡А , где «А » – любая мысль.

Как и во всяком законе, в нем выражается необходимая связь, повторяющаяся везде и всюду при определенных условиях. Этой связью является отношение тождества мысли с самой собой : сколько бы раз она не появлялась в рассуждении и в какие бы взаимоотношения не вступала с другими мыслями. Закон тождества универсален в смысле охвата всех без исключения логических форм мышления. Это будет рассмотрено ниже, в соответствующих главах.

Из объективно действующего в нашем мышлении закона тождества, вытекают определенные требования, формулируемые в логике как логические нормы, правила, необходимые для соблюдения правильности мыслительного процесса. Их можно свести к следующим двум:

1. Каждое понятие, суждение должно употребляться в одном и том же определенном смысле и сохранять его в процессе всего рассуждения.

2. Нельзя отождествлять различные мысли и нельзя тождественные мысли принимать за различные.

Когда эти требования нарушаются, то возникают многочисленные логические ошибки (называемые по разному: «смешение понятий», «подмена тезиса» и т.д.), рождающие неопределенность, хаотичность, бессмыслицу в мышлении. Яркие примеры нелогичного, раздвоенного мышления можно найти в произведениях художественной литературы. Возьмите яркую картину вранья Хлестакова, в которой Гоголь показал раздвоенность и бессмысленность его речей; неожиданные переходы в мыслях Алисы и других героев Льюиса Кэрролла в «Приключениях Алисы в стране чудес».

В любой речи – письменной или устной – следует в соответствии с законом тождества добиваться ясности изложения. Важно соблюдать требования, вытекающие из закона тождества, в дискуссиях, спорах, договорах и т.д., чтобы они не оказались беспредметными. Трудно переоценить значение требований, вытекающих из закона тождества, в деятельности юриста, когда необходимо учитывать, что даже в законодательных актах нередко встречаются неясности и просто двусмысленности. Последнее неизбежно ведет к различному толкованию закона и, следовательно, к его неоднозначному применению. Важно выяснение точного смысла слов, употребляемых обвиняемым, следователем, адвокатом и т.д., не подменять их, иначе цель не будет достигнута, а дело приостановлено из-за возникших неясностей.

Закон противоречия . Этот закон выражает такую черту правильного мышления, как его последовательность, непротиворечивость. В этом законе выражается закономерность, действующая в сфере логического противоречия. Логическое противоречие – это две несовместимые, взаимоисключающие мысли об одном и том же объекте, который рассматривается в одно и то же время и в одном и том же отношении. Например: «Марс – планета» и «Марс не является планетой»; «Щедрый человек» и «Скупой человек». Закономерность проявляется в том, что такие мысли не могут быть одновременно истинными . Одна из них необходимо является ложной. Формула этого закона: «Неверно, что А и не - А », где «А » – произвольное высказывание, выражающее любую мысль.

Закон противоречия говорит о противоречащих мыслях, которые объективно не могут быть вместе истинными – отсюда его название. Но поскольку он отрицает противоречие, объявляет его ошибкой, и тем самым из него вытекает требование непротиворечивости в процессе мышления, то его часто называют законом непротиворечия. Почему так важно требование непротиворечивости в мышлении человека, в связях между мыслями? Потому, что оно указывает на опасность, связанную в принятием несовместимых мыслей: тот кто допускает противоречие, вводит в свое рассуждение, теорию ложное высказывание, поскольку две несовместимых мысли не могут одновременно быть истинными, одна из них необходимо ложная. Нарушение этого закона ведет к непоследовательным рассуждениям, которые нельзя считать правильными.

Классический пример имеется в романе И.Тургенева «Рудин»: «...Всякий толкует о своих убеждениях и еще уважения к ним требует, носится с ними...И Пигасов потряс кулаками в воздухе.

Прекрасно, - промолвил Рудин, - стало быть, по-вашему, убеждений нет?

Нет – и не существует.

Это ваше убеждение?

Как же вы говорите, что их нет. Вот вам одно на первый случай.

Все в комнате улыбнулись и переглянулись».

«Убеждения не существуют» и «Убеждения существуют» – одновременное признание того и другого одним и тем же человеком и есть логическое противоречие.

Логических противоречий не должно быть и в одном рассуждении, за исключением анекдотов, шуток, где они специально используются с целью достижения смеха, в связи с получением (явно или скрыто) непоследовательности мысли. Это особо важно учитывать в науке, где они далеко не просты и очевидны. Логические противоречия способны разрушать сколь угодно сложное умственное построение. Конечно, закон противоречия ничего не говорит о том, какое из двух взаимоисключающих положений истинно, а какое ложно. Но он дает сигнал о неблагополучии в рассуждении и направляет на поиск и устранение ложного суждения.

Логические противоречия нередки в юридической области. Это могут быть противоречия внутри одного и того же закона (между его разделами, статьями); между отдельными законами, действующими одновременно; между вновь принимаемым законам и старым; между законом и конституцией; между законами той или иной страны и международными правовыми актами.

Закон исключенного третьего . Этот закон тесно связан с законом противоречия, поскольку оба они выражают связь между несовместимыми, взаимоисключающими мыслями. Закон противоречия выражает ту закономерность, что две таких мысли не могут быть одновременно истинными, одна из них необходимо ложна. Закон исключенного третьего утверждает: два взаимоисключающих суждения об одном и том же объекте не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно. Формула этого закона: «А или не – А », где «А » – любое суждение. Например: «Дождь идет» или «Дождь не идет». Само название закона выражает его смысл: дело обстоит так, как говорится в рассматриваемом суждении, или как говорится в его отрицании, и никакой третьей возможности нет. Так, человек говорит прозой или не говорит прозой; собака лает или собака не лает – других вариантов не существует.

Перед человеком нередко возникает дилемма: выбор из взаимоисключающих альтернатив. Чтобы не оказаться в роли буриданова осла (который согласно легенде сдох с голода, ибо так и не мог выбрать одну из двух охапок сена), следует выполнять требование, вытекающее из Закона исключенного третьего: выбор одного из двух по принципу или – или, а третьего не дано. Иными словами, при решении альтернативного вопроса нельзя уклоняться от определенного ответа, ибо одна из альтернатив истинна. Подобную интеллектуальную ситуацию гениально выразил У.Шекспир словами Гамлета: «Быть или не быть». Данный закон устанавливает вполне определенные интеллектуальные границы, в которых возможен поиск истины. Эта истина заключена в одной из двух отрицающих друг друга альтернативных мыслей. За этими пределами ее искать не имеет смысла.

Закон исключенного третьего кажется самоочевидным, однако, поскольку альтернативные мысли могут выражаться несовместимыми понятиями и суждениями разного типа, то возможны логические ошибки в процессе рассуждения. Эти разные аспекты несовместимости будут рассмотрены в главах «Понятие» и «Суждение».

Закон достаточного основания выражает такую черту правильного мышления как его обоснованность, доказательность: установление истинности или ложности мысли невозможно без соответственного обоснования. Этот закон был впервые сформулирован Лейбницем. Он выступает обобщением практики получения выводного знания и означает, что в правильном мышлении вывод всегда достаточно обоснован. Иными словами, для признания суждения истинным достаточными являются такие фактические и теоретические основания, из которых данное суждение следует с логической необходимостью. Поэтому из данного закона вытекает следующее требование к мыслительному процессу: всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованна, т.е. нельзя признать мысль истинной, если для нее нет достаточных оснований. Логическую ошибку, связанную с нарушением этого требования называют: «не следует». Она обнаруживается там, где нет логической связи между посылками и заключением, доводами и выводом, тезисом и основанием.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Раскройте единство мышления и языка. 2. Какое значение имеет язык в изучении логики? 3. Что такое логическая форма и как она выявляется? 4. Почему логику, основанную Аристотелем, называют формальной? 5. В чем отличие истинности мышления от его правильности? 6. Что такое логический закон? 7. В чем состоит главный принцип формальной логики? 8. Каковы два основных условия получения истинных результатов в процессе рассуждения? 9. Охарактеризуйте основные законы мышления. Почему они называются основными? 10. Сформулируйте закон тождества. Какие требования к правильному мышлению вытекают из этого закона? 11. В чем суть закона противоречия? В чем опасность логических противоречий? 12. Объясните смысл закона исключенного третьего. Чем он отличается от закона противоречия? 13. Что изучает формальная логика?
ТЕСТЫ
I. Аристотель увидел причину «принудительной силы наших речей» в: 1. выражении мыслей в языке 2. наличии закономерностей в связях наших мыслей 3. связи содержания и формы мышления 4. объективном характере мышления II. Логическая форма – это: 1. структура мысли, способ связи ее элементов 2. отражение мира тем или иным способом 3. различие степени общности мысли 4. выражение мысли в языке III. Главный принцип формальной логики гласит: 1. правильность рассуждения зависит только от его формы 2. содержания и форма мысли связаны между собой 3. истинность мысли есть ее отношение к действительности 4. истинность и правильность мысли связаны между собой IV. Логический закон – это: 1. связь между содержанием и формой 2. необходимая связь между мыслями и элементами мысли, рассматриваемая со стороны их формы 3. необходимая связь между правильностью и истинностью мысли 4. выражение существенных характеристик мысли в языке V. Из какого закона мышления вытекает требование, что каждая мысль должна употребляться в одном и том же смысле и сохранять его в процессе всего рассуждения: VI. Мысли находятся в отношении противоречия, когда они: 1. не могут быть истинными одновременно 2. не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными 3. не могут быть одновременно истинными, но могут быть одновременно ложными 4. не могут быть одновременно ложными VII. Какой закон выражен в мысли: «Все или ничего»: 1. закон достаточного основания 2. закон противоречия 3. закон тождества 4. закон исключенного третьего VIII. Какой закон выражен в мысли «паду ли я стрелой пронзенный, иль мимо пролетит она»: 1. закон достаточного основания 2. закон противоречия 3. закон тождества 4. закон исключенного третьего IX. О нарушении какого закона логики свидетельствует суждение: «Во-первых, я вообще не пью, во-вторых, сегодня я же три рюмочки выпил»: 1. закон достаточного основания 2. закон противоречия 3. закон тождества 4. закон исключенного третьего
упражнения
I. Определите какую форму мышления – понятие или суждение, выражают следующие мысли: 1. Персональный компьютер. 2. Собака громко лает. 3. Громко лающая собака. 4. Свидетель дал верные показания. 5. Свидетель, дающий верные показания. 6. Грачи прилетели. 7. Достаточная прибыль. 8. Полученная прибыль достаточна.
II. Попытайтесь выявить логическую форму следующих мыслей. Какие из них имеют одинаковые логические формы? 1. Ни один человек не имеет права нарушать закон. 2. Никто из присутствующих не знает его. 3. Каждый человек имеет право на труд. 4. Все металлы электропроводны. 5. Неверно, что Солнце вращается вокруг Земли. 6. Если нет следствия, то нет и причины. 7. Некоторые студенты нашей группы отличники. 8. Если вода нагревается, она закипает, но вода не закипает, следовательно, она не нагревается. 9. Если а равно в, то а 2 равно в 2 . 10. Некоторые преподаватели – профессора.
III. Опираясь на Вашу интуитивную способность отличать правильные мысли от неправильных решите, какие из следующих умозаключений являются правильными, а какие – нет? 1. Всякое законодательство о выборах имеет ограничения. Ценз оседлости – ограничение, следовательно, он должен содержаться в данном законодательстве о выборах. 2. Некоторые старые автомашины дребезжат на ходу. Моя автомашина – старая, поэтому она и дребезжит на ходу. 3. Если бы не было Солнца, пришлось бы постоянно сидеть при свечах. Мы не сидим при свечах, следовательно, Солнце есть. 4. Некоторые птицы не летают. Курица – птица, поэтому она не летает. 5. Здесь все вкусное не дешево, значит здесь все дешевое не вкусно. 6. Ни одно простое число не является четным. Ни одно простое число не является последним. Значит, последнее число в ряду простых чисел – четное. 7. Если идет дождь, то крыши мокрые. Крыши мокрые. Значит идет дождь. 8. Если по проводнику проходит электрический ток, то вокруг проводника образуется магнитное поле, но по проводнику не проходит электрический ток, следовательно, вокруг проводника не образуется магнитное поле.
IV. Какие основные законы выражены в следующих мыслях: 1. Посередине стоял круглый стол с острыми углами. 2. Факты есть факты и по вашему желанию они никуда не исчезнут. 3. Громкая тишина висела в воздухе, предвещая бурю. 4. «Она меня зовет: поеду или нет?» (А.С.Пушкин) 5. Мастер – он и в глубинке мастер. 6. Жила одна старушка, Вязала кружева, И если не скончалась – Она еще жива. 7. Либо общими усилиями будет спасен весь мир, либо погибнет вся цивилизация. 8. Или он виноват – и тогда должен быть наказан, или же он не виноват, а значит ни о каком наказании речи быть не может.
V. Требования каких законов нарушены в следующих текстах: 1. «– Значит это самая новая ткань? -Только вчера получили с фабрики. -А она не линючая? -Да что вы! Больше месяца висела на витрине и ничего ей не сделалось!» (анекдот «Реклама») 2. «– Взгляника-ка на дорогу. Кого ты там видишь? - Никого – сказал Алиса - Мне бы такое зрение – заметил Король с завистью. Увидеть Никого! Да еще на таком расстоянии!» (Л.Кэрролл «Алиса в Зазеркалье») 3. «Пчелы сперва садятся, а потом берут взятки в отличие от некоторых людей, которые берут взятки, но не садятся» 4. Данная фигура имеет равные стороны или равные углы. Нет, эта фигура имеет и равные стороны и равные углы. 5. Все люди умные, да только некоторые глупы – дальше некуда. 6. На одной из контрольных работ студент Иванов не справился с решением задачи. После этого преподаватель сделал вывод, что Иванов совершенно не умеет решать задачи 7. «И, может быть, я завтра умру! Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно» (М.Ю.Лермонтов).

Г л а в а II. Понятие

Вопросы к экзамену по Логике.

    Понятие про мышление.

    Мышление и язык (речь).

    Истинность и правильность мышления.

    Логика как наука.

    Исторические связи между логикой и правом.

    Логика традиционная и современная.

    Значение логики для юридической науки и практики.

    Общая характеристика понятия.

    Понятие и слово.

    Обобщение и ограничения понятия.

    Логическое значение криминально-правовой квалификации преступления.

    Виды понятия.

    Отношения между понятиями.

    Значение определения.

    Виды определений.

    Правила определений и ошибок, возможные при определении.

    Логическое разделение определений.

    Правила логического разделения определений.

    Виды разделений определений.

    Классификация, и ее значение для юридической теории и практики.

    Общая характеристика суждений.

    Суждение и предложение.

    Роль вопроса в судебном следствии.

    Простые суждения, их типы и структур.

    Распределение терминов в суждениях.

    Кванторная запись простых суждений.

    Принципы строения таблиц истинности для сложных суждений.

    Условное суждение.

    Соединительные (коньюктивные) суждения.

    Разделительные (дизективные) суждения.

    Общая характеристика основных законов логики.

    Закон тождественности.

    Закон непротиворечивости.

    Закон исключительного третьего.

    Закон достаточного основания.

    Значение законов логики для юридического исследования.

    Общая характеристика умозаключений.

    Непосредственные и посредственные умозаключения.

    Общая характеристика дедуктивных умозаключений.

    Аксиома силлогизма.

    Логические ошибки, что случаются в категорических силлогизмах.

    Сокращенные силлогизмы. (энтимеми).

    Понятие про индукцию.

    Полная индукция.

    Не полная индукция.

    Индукция через простой перечень.

    Научная индукция.

    Методы установления причинных связей между явлениями.

    Понятие и структура умозаключений по аналогии.

    Аналогия права и аналогия закона.

    Понятие гипотезы и ее структура.

    Виды гипотез.

    Версия в судебном исследовании.

    Понятие доказанности.!

    Построение доказанности. !

    Виды доведения.(доказанности)

    Опровержение.

    Правила доказанности и опровержения, ошибки, которые случаются в доказательствах.

1. Понятие про мышление.

Мышление - это высший познавательный процесс. - это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. (понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях) - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно - исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. Мышление - высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций. Мышление в отличии от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Теоретическое образное мышление - отличается тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Наглядно – образное – мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без человека совершаться не может. Наглядно – действительное – Процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Этот тип мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого – либо конкретного материального продукта.

2. Мышление и язык (речь).

Язык - система словесного выражения мыслей. Большинство исследователей полагают, что мышление может существовать только на базе языка и фактически отождествляют язык и мышление. Еще древние греки использовали слово «logos » для обозначения слова, речи, разговорного языка и одновременно для обозначения разума, мысли.

Но и многие ученые придерживаются прямо противоположной точки зрения, считая, что мышление, особенно творческое мышление, вполне возможно без словесного выражения. Норберт Винер , Альберт Эйнштейн , Фрэнсис Гальтон и другие ученые признаются, что используют в процессе мышления не слова или математические знаки, а расплывчатые образы, используют игру ассоциаций и только затем воплощают результат в слова. С другой стороны многим удается скрывать скудость своих мыслей за обилием слов. «Бессодержательную речь всегда легко в слова облечь». (Гёте ) Творить без помощи словесного языка могут многие творческие люди - композиторы, художники, актеры. Например, композитор Ю.А. Шапорин утратил способность говорить и понимать, но мог сочинять музыку, то есть, продолжал мыслить. У него сохранился конструктивный, образный тип мышления. Знаки (речь) - необходимая поддержка для мысли, но внутренняя мысль, особенно когда это мысль творческая, охотно использует другие системы знаков (неречевые), более гибкие, среди которых встречаются условные общепринятые и индивидуальные (как постоянные, так и эпизодические). Считают, что у нас есть очень отчетливое предвосхищение того, что мы собираемся сказать, у нас есть план предложения, и когда мы формулируем его, мы имеем относительно ясное представление о том, что мы собираемся сказать. Это значит, что план предложения осуществляется не на базе слов. Фрагментарность и свернутость редуцированной речи - следствие преобладания в этот момент в мышлении несловесных форм. Таким образом, обе противоположные точки зрения имеют под собой достаточные основания. Истина, скорее всего, лежит посередине, т.е. в основном, мышление и словесный язык тесно связаны. Но в ряде случаев и в некоторых сферах мышление не нуждается в словах.

3. Истинность и правильность мышления.

Логика - это наука, исследующая механизм интеллектуальной деятельности человека и имеющая целью получение истинного знания об окружающем мире. Следовательно, она должна оперировать понятиями «истинность мышления» и «правильность мышления». «Правильное мышление» основано на логике. Именно логика, умело подобранная в соответствии с предметом рассмотрения, делает мысли адекватными реальности. Обычно истинность мышления определяют как соответствие знания объекту. Истина - это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Таким образом, истина существует как субъективная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Истина не существует вне человеческого познания, и в этом смысле она зависит от субъекта познания. Однако соответствие и несоответствие результатов познавательного процесса сторонам и свойствам материального мира определяется объективной реальностью. Таким образом, истинность определяется как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Согласно основному принципу логики, правильность мышления или рассуждения (вывода) определяется только его логической формой, или структурой, и не зависит от конкретного содержания входящих в него утверждений. Правильное мышление можно определить как такое, которое при истинности посылок гарантирует истинность заключения. Однако не любые истинные посылки и истинное заключение образуют правильное рассуждение. Вопрос о том, является ли некоторое умозаключение правильным или неправильным, нельзя смешивать с вопросом: какими - истинными или ложными - являются его посылки и заключение. Истинность посылок является необходимым, но недостаточным условием истинности заключения рассуждения. Для того чтобы рассуждение было правильным, т.е. истинность его посылок с необходимостью гарантировала бы истинность заключения, рассуждение должно иметь правильную структуру, или логическую форму. Именно логическая форма является основанием для перехода от посылок к заключению в дедуктивных рассуждениях (для других типов рассуждений основания будут другие). Теперь можно более точно сформулировать критерий правильности дедуктивных рассуждений: умозаключение является правильным, если и только если его логическая форма гарантирует, что при истинности посылок мы обязательно (всегда, каждый раз) получим истинное заключение, т.е. не существует умозаключения данной логической формы с истинными посылками и ложным заключением.

4. Логика как наука.

Логика (в переводе др.-греч.) - «наука о рассуждении», «искусство рассуждения» «речь», «рассуждение») - наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о правильном мышлении. Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частным случаем которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания . Выводное знание, полученное с помощью применения законов логики и методов логического мышления, - цель любого логического действия, нацеленного на достижение истины и применение полученного знания для более глубокого познания явлений и событий окружающего мира. Одна из главных задач логики - определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение ) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления. Логика служит одним из инструментов почти любой науки.

5. Исторические связи между логикой и правом.

6. Логика традиционная и современная.

Современная логика представляет собой современную теорию правильного рассуждения, «логику по предмету и математику по методу» и не является логическим исследованием исключительно математических доказательств. В конце XIX - начале XX веков были заложены основы т. н. математической, или символической, логики. Её суть заключается в том, что для обнаружения истинностного значения выражений естественного языка можно применять математические методы. Именно использование символической логики отличает современную логическую науку от традиционной. В середине XX века развитие вычислительной техники привело к появлению логических элементов, логических блоков и устройств вычислительной техники, что было связано с дополнительной разработкой таких областей логики, как проблемы логического синтеза, логическое проектирование и логического моделирования логических устройств и средств вычислительной техники. В 80-х годах XX века начались исследования в области искусственного интеллекта на базе языков и систем логического программирования. Началось и создание экспертных систем с использованием и развитием автоматического доказательства теорем, а также методов доказательного программирования для верификации алгоритмов и программ для ЭВМ. Традиционная Логика - первый этап в развитии (формаль­ной) логики, начавшийся в IV в. до н. э. и завершившийся в конце XIX - начале XX в., когда сформировалась современная (математи­ческая, символическая) логика. Т. л. изучала правильное мышление, опираясь в основном на есте­ственный язык, не являющийся вполне адекватным для этой цели из-за своей многозначности, аморфности правил построения выра­жений и придания значений и т. п. Современная логика использует специально сконструированные (формализованные) языки, призван­ные следовать за логической формой и воспроизводить ее даже в ущерб краткости и легкости общения. Введение особого языка озна­чает и принятие особой теории логического анализа. Современная логика, совпадая по своим целям с Т. л., включила в свой состав все то позитивное, что было достигнуто последней в изучении правильного мышления.

Как отмечалось выше, все мысли имеют содержание и форму. С этими сторонами мысли связано различение «истинности» и «правильности» нашего мышления. Истинность относится к содержанию мыслей, а правильность к их формам.

Истинность характеризует отношение мышления к действительности и может иметь два значения: истинно или ложно . Иными словами, истинностное значение мысли выступает характеристикой ее соответствия рассматриваемому состоянию дел. Мысль истина, если она по своему содержанию соответствует рассматриваемому состоянию дел, или ложна, если она не соответствует. Например: «Все свидетели – правдивы» – ложь, а «Некоторые свидетели – правдивы» – истина. Следует обратить внимание на то, что истинностное значение может быть выражено только взаимоисключающими символами: «истина-ложь», «да-нет», «1-0», «закрыто-открыто».

Правильность характеризует мышление со стороны его строения, структуры. Это означает, что для определения правильности мысли существенной является лишь ее форма, строение. Поскольку логическая форма обладает относительной самостоятельностью, которая состоит в том, что одна и та же логическая форма может заключать в себе самое различное содержание, то это и открывает возможность ее вычленения и осуществления специального анализа с целью выяснения правильности рассуждения. Основной принцип логики гласит: правильность рассуждения зависит только от его логической формы и не зависит от конкретного содержания, входящих в него суждений . Этим определяется именование логики – «формальная логика».

В реальном процессе истинность и правильность тесно связаны. Они служат двумя фундаментальными условиями получения успешных результатов в процессе мышления. Это особенно рельефно проявляется в умозаключениях. Истинность исходных суждений – первое необходимое условие достижения истинного вывода . При ложности хотя бы одного из исходных суждений определенного вывода получить нельзя: он может быть как истинным, так и ложным. Например, ложно, что «Все свидетели правдивы» и, при этом известно, что «Иванов – свидетель». Значит ли это, что «Иванов – правдив»? Вывод здесь неопределенный, с достоверностью (необходимостью) сделать вывод нельзя. Но даже, если оба исходные суждения – истинны, вывод может оставаться неопределенным. Так, если в приведенном умозаключении ложное суждение заменить на истинное: «Некоторые свидетели правдивы», то при знании, что «Иванов – свидетель», также будет нельзя с достоверностью вывести, что «Иванов – правдив». Поэтому истинность посылок в умозаключении – необходимое, но недостаточное условие получения истинных заключений.

Другим необходимым условием выступает правильность связи исходных суждений между собой в структуре умозаключения. Возьмем в качестве примера следующие умозаключения:

(1) Все адвокаты – юристы (2) Все адвокаты юристы

Иванов – адвокат Иванов – юрист

Иванов – юрист. Иванов – адвокат.

В обоих случаях исходят из истинных суждений, но в первом случае умозаключение правильно, а во втором – неправильно, так как построено оно неправильно: по схеме, нарушающей закон связи между посылками (см. раздел IV).

Между мыслями существуют связи, зависящие от их логических форм. Такие связи имеют место и между понятиями, и между суждениями, и между умозаключениями. Проявляясь в различных формах, мышление в процессе своего функционирования обнаруживает определенные закономерностив этих связях, которые выражают регулярность, упорядоченность самого внешнего мира. Эти закономерности в логике называют логическими законами. Логический закон или закон логики – это необходимая связь между мыслями и элементами этих мыслей со стороны их формы. Задача науки логики состоит в выработке и систематизации требований (правил), норм (схем) правильного мышления, вытекающих из этих логических законов. Рассуждать правильно (логично) – значит рассуждать в соответствии с логическими законами: правилами и схемами, их представляющими.

Законы логики, как и все другие законы, открываемые науками, имеют объективный характер, то есть существуют и действуют в мышлении людей независимо от их желания и воли. Их принудительная сила для человеческого мышления объясняется тем, что они являются, в конечном счете, отображением в голове человека наиболее общих отношений самого реального мира, практики его познания. Эти законы познаются людьми и используются ими в мыслительной практике, при анализе правильности рассужденческой деятельности.

Интуитивные представления людей о правильности мышления возникают и существуют стихийно, задолго до возникновения каких-либо логических правил. Логические же правила – это вехи на пути постижения особенностей правильного мышления, действующих в нем закономерностей. Вырабатываются эти правила на основе этих закономерностей для того, чтобы регулировать мыслительную деятельность, обеспечивать ее правильность уже сознательно, а также выявлять допускаемые в процессе мышления ошибки. Эти ошибки называются логическими ошибками и отличаются они от содержательных (фактических) тем, что проявляются в строении мыслей, связях между ними. Логические ошибки – это помехи на пути к истине. С помощью логического анализа их можно избегать в практике мышления, а в случае, если они допущены – находить их и устранять.

Все это объясняет, почему логика определяется как наука о формах, законах и операциях правильного мышления.

В первых двух уроках мы говорили о том, что задача логики - помочь нам перейти от интуитивного употребления языка, сопровождаемого ошибками и разногласиями, к более упорядоченному его использованию, лишённому двусмысленности. Умение правильно обращаться с понятиями представляет собой один из необходимых для этого навыков. Другой не менее важный навык - умение правильно давать определения. В этом уроке мы расскажем, как этому научиться и как избежать самых распространённых ошибок.

Что такое определение?

Определение (дефиниция) - это логическая операция, заключающаяся в придании строгого смысла языковому выражению и выявлении его значения.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.