21.01.2024

Почему свобода не может быть абсолютной примеры. Абсолютная свобода


Свобода в деятельности человека.

План изучения нового материала

1. Понятие «свобода».

2. Почему не может быть абсолютной свободы?

3. Границы свободы:

А) «внешняя» необходимость и ее различные проявления;

Б) «внутренние» регуляторы свободы.

1 . Начать рассмотрение первого вопроса можно с высказывания Ш. Монтескье: «Нет слова, которое получило бы столько разнообразных значений и производило бы столь различное впечатление на умы, как слово „свобода“. Одни называют свободой легкую возможность низлагать того, кого они считают тиранической властью; другие - право избирать того, кому они должны повиноваться; третьи - право носить оружие и совершать насилие; четвертые видят ее в привилегии состоять под управлением человека своей национальности или подчиняться своим собственным законам. Некий народ долгое время проклинал свободу за обычай носить длинную бороду. Иные соединяют это название с известной формой правления... Наконец, каждый именовал свободой то правление, которое наиболее отвечало его обычаям или склонностям».

Здесь Монтескье говорит о многообразных толкованиях именно политической свободы . При этом за каждым из приведенных им мнений стоят конкретные факты, определенные государства, народы, политические деятели. Вместе с учащимися можно попытаться восстановить эти исторические реалии. Многие из указанных трактовок сохраняют актуальность и по сей день. Сам же философ считал, что политическая свобода состоит в том, чтобы иметь возможность «делать то, что должно хотеть, и не быть принуждаемым делать то, чего не должно хотеть». Таким образом, Монтескье связывал политическую свободу с моральными требованиями.

Но, помимо политики, свободу можно рассматривать применительно ко всем сферам жизни общества - экономическая свобода, религиозная, интеллектуальная и т. д. и на всех его уровнях - свобода личности, наций, государств, общества.

Если обратиться к личностному уровню, то проблема свободы сводится к вопросу: обладает ли человек свободой воли, иначе говоря, обусловлены или нет его намерения и поступки внешними обстоятельствами?

2 . При всех спорах вокруг смыслов и сути понятия «свобода» очевидно, что «чистой» (абсолютной) свободы не существует.

Важно подчеркнуть и вытекающее из этого тезиса положение: свобода есть человеческое отношение, форма связи человека с другими людьми . Так же как нельзя любить в одиночку, так и невозможно быть действительно свободным без других или за их счет. Иначе говоря, чтобы стать абсолютно свободным, человеку пришлось бы освободиться от отношений с другими, а значит, и от самого себя.

3 . Но каковы же границы свободы, чем они определяются?

Первая связка понятий, которая оказывается в центре вашего внимания, - свобода и необходимость . Прежде всего, целесообразно выявить проявление внешней по отношению к человеку необходимости. По сути, речь идет о закономерностях природной и социальной среды обитания человека, не считаться с которыми он не может. Споры и разногласия вызывает вопрос об источнике этой упорядоченности, а следовательно, о стратегии поведения личности. В связи с этим уместно остановиться на двух основных позициях. Сторонники первой исходят из акта Божественного творения всего сущего. Остается ли при таком понимании необходимости место для свободной воли человека? Другая позиция базируется на трактовке необходимости как объективной закономерности развития природы и общества. В рамках этого подхода быть свободным - значит познать объективные законы и принимать решения на основе и с учетом этого знания.

При всем различии приведенных точек зрения ясно, что игнорировать необходимость, сложившиеся обстоятельства, условия деятельности, устойчивые тенденции развития человека, конечно, можно, но это будет, что называется, «себе дороже».

Но есть такие ограничения, с которыми большинство людей смириться не могут и ведут против них упорную борьбу. Это различные формы социального и политического произвола; жесткие сословно-кастовые структуры, загоняющие человека в строго определенную ячейку социальной сетки; тиранические государства, где воле немногих или даже одного подчиняется жизнь большинства и т. д. Здесь нет места свободе или она выступает в крайне урезанном виде. Необходимо привести известные из истории факты освободительных движений, вспомнить, каков был их социальный состав, основные лозунги, результаты. Важно подчеркнуть, что к числу завоеваний человечества на этом пути следует отнести утверждение правовых норм, демократических институтов, появление правовых государств. При всей важности учета внешних факторов свободы и ее границ еще большее значение, по мнению многих мыслителей, имеет внутренняя свобода . «Мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства, т. е. возложим на себя ответственность и перестанем во всем винить внешние силы», - писал Н. А. Бердяев. В унисон приведенному высказыванию звучат слова современного немецкого философа Г. Раушнинга: наступил век «опасной свободы, другой свободы, чем политическая и социальная свобода последнего прошлого: внутренней свободы, которая всегда испытание, никогда не привилегия».

Таким образом, мы переходим в новую понятийную плоскость: свобода - ответственность .

Можно обращаться к различным ситуациям, реальным или созданным творческим воображением писателей. Важно понять: без моральных ограничений подлинной свободы нет. Человек по-настоящему свободен лишь тогда, когда он сознательно и добровольно делает подчас мучительный выбор в пользу добра.

ассоциация

Как вы думаете, был ли человек когда-либо на протяжении существования человечества абсолютно свободен?

Хотели ли вы быть абсолютно свободными людьми?

Разделитесь на две подгруппы: одна должна составить рассказ на тему: «Я живу в обществе абсолютной свободы». Вторая группа должна продумать вопросы, которые будут указывать на противоречивость наличия абсолютной свободы.

Определите причины невозможности существования абсолютной свободы.

Расшифруйте притчу о Буридановом осле. Как вы ее поняли?

Сформулируйте принцип ограничения свободы человека, в котором начало фразы звучит следующим образом: «Моя свобода заканчивается там, где.»

7. Согласны ли вы с данным принципом?

žКак вы поняли смысл этих высказываний?

žСогласны ли вы с ними? Чего в данном определении, для вас, больше, свободы или необходимости? Свой выбор поясните.

ž4. Какова природа необходимости? Какие ответы на этот вопрос давали:

žа) сторонники абсолютного предопределения;

žб) религиозные деятели другого направления;

žв) философы, отрицающие фатализм?

ž5. С кем из мыслителей вы согласны и почему?

žКак соотносятся между собой два таких понятия как «свобо­да» и «ответственность»?

žНе считаете ли вы, что в самой постановке вопроса уже со­держится противоречие?

žВыскажите свое мнение и аргумен­тируйте его.

žКакие факторы могут склонить человека сделать свой выбор в понятиях: «Я могу.», «Я должен.»

žПриведите практи­ческие примеры.

žЧто такое «ответственность»? Представьте, что вы оказались участником спора между двумя молодыми людьми. Один утверждал: «Ответственность - это мера принуждения, внеш­него воздействия». Второй говорил: «Ответственность – это сознательное чувство, готовность человека сознательно сле­довать нормам закона и морали». Чью сторону вы бы под­ держали? Почему?

žА каково ваше отношение к этим понятиям? Как поступаете вы в своей повседневной жизни? Почему?

Вопросы и задания к группе 4

ž«Нарисуйте» портрет свободного человека. Объясните выбор тех качеств, которыми вы наделили свободного человека.

1.2 Почему свобода не может быть абсолютной. Границы свободы

Как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Прежде всего потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет. К примеру, кому-то в ночную пору захотелось послушать громкую музыку. Включив на полную мощность магнитофон, человек осуществил свое желание, поступил свободно. Но его свобода в данном случае ущемила право многих других полноценно выспаться в ночное время.

Рассуждая о невозможности абсолютной свободы, обратим внимание еще на одну сторону вопроса. Такая свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение в принятии решения. Широко известно выражение «буриданов осел». Французский философ Буридан рассказал об осле, который был поставлен между двумя одинаковыми и равноудаленными от него охапками сена. Не решив, какую охапку предпочесть, осел умер от голода.

Но главными ограничителями его свободы являются не внешние обстоятельства. Некоторые современные философы утверждают, что человеческая деятельность вообще не может получать цель извне, в своей внутренней жизни индивид абсолютно свободен. Он сам выбирает не только вариант деятельности, но и формулирует общие принципы поведения, ищет им основания. А потому объективные условия существования людей не играют такой большой роли при выборе ими модели действий. Цели человеческой деятельности формулируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека. Границей такой свободы могут быть лишь права и свободы других людей. Осознание этого самим человеком необходимо. Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами.

Следовательно, свобода личности в обществе, безусловно, существует, но она имеет не абсолютный, а относительный характер. Из этой относительности свободы исходят все демократически ориентированные правовые документы.

Именно поэтому в Декларации Организации Объединенных Наций «О правах человека» подчеркивается, что права эти в ходе своей реализации не должны ущемлять права других индивидов. Следовательно, относительный характер свободы находит свое отражение в ответственности личности перед другими людьми и обществом в целом. Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этой свободой. В противном случае наступает губительная для общественной системы анархия, превращающая социальный порядок в социальный хаос.

Таким образом, абсолютно свободным человек быть не может, и один из ограничителей здесь - права и свободы других людей.

При всем различии приведенных выше точек зрения ясно, что игнорировать необходимость, сложившиеся обстоятельства, условия деятельности, устойчивые тенденции развития человека, конечно, можно, но это будет, что называется, «себе дороже». Но есть такие ограничения, с которыми большинство людей смириться не могут и ведут против них упорную борьбу. Это различные формы социального и политического произвола; жесткие сословно-кастовые структуры, загоняющие человека в строго определенную ячейку социальной сетки; тиранические государства, где воле немногих или даже одного подчиняется жизнь большинства и т.д. Здесь нет места свободе или она выступает в крайне урезанном виде.

При всей важности учета внешних факторов свободы и её границ еще большее значение, по мнению многих мыслителей, имеет внутренняя свобода. Так, Н.А. Бердяев писал: «Мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства, т.е. возложим на себя ответственность и перестанем во всем винить внешние силы».

Таким образом, цели человеческой деятельности должны формулироваться в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека. Границей такой свободы могут быть только права и свободы других людей. Свободу можно добыть, но самое трудное - научиться жить свободным человеком. Жить так, чтобы все делать по своей воле - но при этом не угнетая других, не ограничивая свободу других. Осознание этого самим человеком необходимо.

1.3 Свобода и необходимость

Противопоставление философских понятий «свобода» и «необходимость», отрицание или подмена одного из них другим свыше двух тысячелетий были камнем преткновения для мыслителей.

Философское решение проблемы соотношения свободы и необходимости в деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение для оценки всех поступков людей. Если люди не обладают свободой, а действуют только по необходимости, то вопрос об их ответственности за свое поведение теряет смысл.

Различные взгляды на эту проблему примиряет точка зрения, согласно которой необходимость рассматривается как невозможность изменения людьми объективных социально-экономических условий их жизнедеятельности, однако при этом они обладают значительной свободой в выборе целей и средств своей деятельности.

Свобода как познанная необходимость - так трактовали свободу многие философы - Б. Спиноза, Г. Гегель, Ф. Энгельс. Что же стоит за этой формулой?

В мире есть силы, действующие непреложно, неотвратимо. Эти силы влияют и на деятельность человека. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком, он ее раб; если же она познана, то человек обретает «способность принимать решение со знанием дела». В этом и выражается его свобода воли. Но что же это за силы, какова природа необходимости? На этот вопрос даются разные ответы. Одни усматривают здесь Божий промысел. Им предопределено все. В чем же состоит тогда свобода человека? Ее нет. «Предвидение и всемогущество Божие диаметрально противоположны нашей свободной воле. Все будут вынуждены принять и неизбежное следствие: ничего мы не совершаем по своей воле, а все происходит по необходимости. Таким образом, мы ничего не делаем по свободной воле, но все в зависимости от предвидения Божьего», - утверждал религиозный реформатор Лютер. Такую позицию отстаивают сторонники абсолютного предопределения.

В противоположность этому взгляду другие религиозные деятели предполагают такую трактовку соотношения Божественного предопределения и свободы человека, т.е. Бог задумал Вселенную так, чтобы все творение имело бы великий дар - свободу. Свобода, прежде всего, означает возможность выбора между добром и злом, причем выбора, данного самостоятельно, на основе собственного решения. Конечно, Бог в одно мгновение может уничтожить зло и смерть. Но при этом Он одновременно лишил бы мир и свободы. Следовательно, Мир сам должен вернуться к Богу, поскольку сам от Него отошел.

Понятие «необходимость» может иметь и иной смысл. Необходимость, считает ряд философов, существует в природе и обществе в виде объективных, т.е. независимых от сознания человека, законов. Иначе говоря, необходимость есть выражение закономерного, объективно обусловленного хода развития событий. Сторонники этой позиции, в отличие от фаталистов, конечно, не считают, что все в мире жестко и однозначно определено, они не отрицают наличие случайностей. Но общая закономерная линия развития, отклоняемая случайностями в ту или другую сторону, все равно пробьет себе дорогу.

Обратимся к примерам. Известно, что в сейсмоопасных зонах периодически происходят землетрясения. Люди, не знающие этого обстоятельства или игнорирующие его, возводя свои жилища в этой местности, могут быть жертвами опасной стихии. В том же случае, когда этот факт будет учтен при строительстве, например, сейсмоустойчивых зданий, вероятность риска резко уменьшится. В обобщенном виде представленную позицию можно выразить словами Ф. Энгельса: «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей».

Таким образом, трактовка свободы как познанной необходимости предполагает постижение и учет человеком объективных пределов своей деятельности, а также обусловленное развитием знаний, обогащением опыта расширение этих пределов.

Вспомните:

в чем выражается необходимость в природе? Что означал лозунг свободы в годы Великой французской революции?

Свобода личности в различных ее проявлениях выступает сегодня важнейшей ценностью цивилизованного человечества. Значение свободы для самореализации человека было осмыслено еще в древние времена. Стремление к свободе, освобождению от пут деспотизма, произвола пронизало всю историю человечества. С особой силой это проявилось в Новое и Новейшее время. Все революции писали слово «свобода» на своих знаменах. Мало кто из политических лидеров и революционных вождей не клялся привести руководимые ими массы к подлинной свободе. Но хотя подавляющее большинство заявляло о себе как о безусловных сторонниках и защитниках свободы личности, смысл, вкладываемый в это понятие, был различным. Категория свободы является одной из центральных и в философских исканиях человечества. И как политики окрашивают это понятие в разные цвета, подчиняя нередко его своим конкретным политическим целям, так и философы подходят к его осмыслению с разных позиций. Попробуем разобраться в разнообразии этих трактовок.

ПОЧЕМУ НЕВОЗМОЖНА АБСОЛЮТНАЯ СВОБОДА

Как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Прежде всего потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. К примеру, кому-то в ночную пору захотелось послушать громкую музыку. Включив на полную мощность магнитофон, человек осуществил свое желание, поступил свободно. Но его свобода в данном случае ущемила право многих других полноценно выспаться в ночное время. Именно поэтому во Всеобщей декларации прав человека, где все статьи посвящены правам и свободам личности, в последней, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других. Рассуждая о невозможности абсолютной свободы, обратим внимание еще на одну сторону вопроса. Такая свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение в принятии решения. Широко известно выражение «буриданов осел». Французский философ Буридан рассказал об осле, который был поставлен между двумя одинаковыми и равноудаленными от него охапками сена. Не решив, какую охапку предпочесть, осел умер от голода. Еще раньше аналогичную ситуацию описывал Данте, но говорил не об ослах, а о людях: «Поставленный между двумя блюдами, одинаково удаленными и одинаково влекущими, человек скорее умрет, чем, обладая абсолютной свободой, возьмет в рот одно из них». Абсолютно свободным человек быть не может. И один из ограничителей здесь -- права и свободы других людей.


1. Различия в понимании понятия «СВОБОДА» «свобода, равенство, братство» С самых первых эпох истории люди стремились к свободе. Восстания, бунты, революции проходили под лозунгами предоставления человеку свободы («Свобода, равенство, братство» - лозунг Великой французской революции 1789 г.)


1. Различия в понимании понятия «СВОБОДА» Политические лидеры и вожди клялись привести своих последователей к истинной и полной свободе. Однако, каждый из них по-своему понимал сущность свободы. Максимилиан Робеспьер Категория СВОБОДЫ является важным философским вопросом и исследователи трактуют его с разных позиций.


2. Невозможность «Абсолютной свободы» Абсолютная свобода человека невозможна по нескольким причинам: Абсолютная свобода одного означает произвол в отношении другого. «Всеобщая декларация прав человека» 1948 г. подчеркивает, что при осуществлении своих прав и свобод человека каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые преследуют цель обеспечить соблюдение прав других людей.


2. Невозможность «Абсолютной свободы» Поскольку свобода – это прежде всего свобода выбора из множества имеющихся альтернатив, то абсолютная свобода предполагала бы необходимость выбора из теоретически бесчисленного числа вариантов, а следовательно выбор бы практически невозможен.










3. Cвобода – познанная необходимость Человек становится свободным, познав ограничения наложенные на него природой и обществом, и строит свою жизнь приспосабливаясь к этому. Фридрих Энгельс «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов.»


4. Свобода и ответственность Современное общество открывает перед человеком много вариантов выбора. Жизнь общества строится на основе существующей морали, традиций, норм права. Тем не менее каждый человек САМ выбирает свой путь. Но свободный в выборе человек должен осознавать и ответственность за сделанный выбор. Ответственность и моральную и юридическую.


5. «Свобода от» или «свобода для» Свобода - это отсутствие принуждения со стороны других людей. Свобо́да - это наличие возможности выбора варианта и реализации (обеспечение) исхода события. Отсутствие такого выбора и реализации выбора равносильно отсутствию свободы - несвободе.


6. Что такое свободное общество Свободным является общество предоставляющее человеку возможно большее число вариантов выбора, общество с отсутствием угнетения, общество дающее личности простор для свободного развития, всячески поощряющее и поддерживающее это развитие. Общество в котором «свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех».


Комплекты презентаций, включающих в себя всю годовую программу (все темы), а также проверочные материалы (тесты) и поурочное годовое планирование по истории, обществознанию, МХК Вы можете скачать на сайте


Домашнее задание 1.Изучить параграф 16 2.Вопросы на стр.163 (устно) 3.Задания стр и 7 (письменно) 4.Повторить параграфы с 7 по 15