23.01.2024

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя. Нет больше той любви Молитва в большой беде


«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» Ин. 15:13.

Как эту фразу понимают наши современники?

Сергей Дудка , 39 лет, аудитор:

Речь идет о том, что жертвенность лучше самолюбия, эгоизма. Евангельская весть не так проста для человеческого понимания. Отдавая - приобретаешь, унижаясь - возвысишься, плачешь - утешишься. И в этом случае так же: пожалеешь себя - погибнешь, пожалеешь других и отдашь все, что есть у тебя, и даже душу свою - спасен будешь. Человек не мог придумать такое. И это служит еще одним доказательством Богооткровенности Евангелия, т.к. человеческая логика бессильна против его истин.

Юлия Сухарева , 28 лет, мама :

Любая жертва, будь это свободное время, деньги, здоровье, принесённая ради ближнего, очень ценна перед Богом. Редко - когда приходится человеку жертвовать жизнью ради другого, а всё чаще - своим комфортом.

Александр Вознесенский , 34 года, фотограф :

Некоторые ошибочно думают, что Христос поставил высший идеал христианства - положить жизнь за своих друзей. Но чтобы правильно понять, о чем же здесь идет речь, нужно прочесть эту цитату в контексте. Так что же происходит в контексте? Христос готовит апостолов к тому моменту, когда им придется идти и проповедовать слово Божие по всему миру. При этом Он открывает им основы, без которых всякое учение христианское невозможно: "Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет" (Ин. 15, 6). Т.е. он их как бы предупреждает, что не нужно к учению Христа примешивать что-то чуждое, потому что Он и есть Истина. Однако, учение без любви к ближнему - пустое сотрясание воздуха. Христос говорит: "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас" (Ин. 15, 12). Далее Христос предвидит и трудности, о которых и говорит ученикам: "Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу" (Ин. 16, 2). Можно было б подумать, что Христос их изрядно запугал. Вот, я вас посылаю, вас будут бить, изгонять, ненавидеть. Но Христос говорит "Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились" (Ин. 16, 1). Что же сказал такое Христос ученикам, что должно в их понимании не дать им соблазниться таким тяжелым путем? Во-первых, как говорится, предупрежден - вооружен. Но все же в тяжелых испытаниях это может наоборот привести в отчаяние, когда знаешь, что все тебя будут ненавидеть, отвернутся, будут избивать и проч. Так чем же утешил Христос учеников, что должно было защитить их от соблазна отступиться от Истины? Ответ на это - в той фразе, которую мы все сегодня обсуждаем, и в ее продолжении. Христос им говорит понятную для всех фразу, что если у тебя есть друг, то наибольшую любовь ты к нему можешь выказать, отдав ради него свою жизнь. Этот образ всем понятен и разъяснений не требует. Такие случаи известны были истории и до Христа. Далее же Христос говорит именно о великом утешении для учеников Своих: "Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями" (Ин. 15, 14-15). Что это означает и почему это должно было утешить учеников? Разве может быть что-то большим, чем стать другом Бога? Т.е. Христос говорит, что возвеличит их за их труд, страдания и терпение тем, о чем человек даже мечтать не мог - он уже не будет рабом, но ДРУГОМ Бога. Что же касательно любви к другу из упомянутой цитаты, то Христос не делал это идеалом, т.к. он в виде идеала поставил любовь к врагам. О любви же к друзьям Он сказал: "И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят" (Лк. 6, 23)

Сергей Сухарев , 32 года, регент:

Эти слова - проявление того, насколько Господь самоотреченно пришёл спасти человека. Поэтому для человека ставится настолько высокий идеал любви.

Дмитрий Авсинеев , 42 года, частный предприниматель :

Мне кажется, что речь здесь о жертве. Под словом душа, я понимаю жизнь. Жертва своей жизнью, не только и не столько в прямом смысле, например, на войне или при других похожих обстоятельствах, а больше всего, когда это выражается всей своей жизнью, поступками! Когда человек ради другого человека жертвует тем, что для него является дороже всего! Например: своим комфортом, своим временем, своими физическими и духовными силами и т.д. Конечно, не исключая и отдачи своей жизни в прямом смысле слова! Но это всё же больше исключение, чем правило, особенно в наше время. Поэтому я понимаю отдать душу свою - как пожертвовать всем тем дорогим для меня, что наполняет мою повседневную жизнь.

Толкование Церкви:

Евфимий Зигабен

Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя…

больше той любви, которая настолько велика, что любящий жертвует душой своей за друзей, как Я делаю теперь. Итак, не вследствие бессилия, а из любви к вам Я умираю и согласно Божественному Домостроительству удаляюсь от вас; поэтому не печальтесь. Назвав учеников Своими друзьями, далее Иисус Христос говорит, что требуется от них это для того, чтобы быть Его друзьями.

Хотя, казалось бы, это праздник светский, но можно сказать, что это престольный праздник нашего скита. На иконографии нашего храма изображается этот праздник, это торжество, это почитание подвига, Богом установленного, к которому призван всякий христианин и любой сознательный гражданин общества, страны, народа.

24.02.2016 Трудами братии монастыря 27 157

23 февраля наш русский народ празднует день защитника Отечества. Хотя, казалось бы, это праздник светский, но можно сказать, что это престольный праздник нашего скита. На иконографии нашего храма изображается этот праздник, это торжество, это почитание подвига, Богом установленного, к которому призван всякий христианин и любой сознательный гражданин общества, страны, народа. Сей подвиг, сей долг назван святым, потому что он берет свое начало от Евангельского Слова Христа «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15: 13). Испокон веков сотни, тысячи, миллионы воинов шли и исполняли свой долг. Как говорят, в окопах неверующих нет. Свидетельством тому есть одно дивное письмо простого солдата, который был на передовой на фронте Второй мировой войны, чудом сохранившееся. Оно было адресовано его матери. Он пишет покаянное обращение к ней: «Прости меня, мама, что я смеялся над твоей верой. Но вот завтра наш батальон идет в атаку, мы в окружении, не знаю, выживу ли я в этом сражении, наверное, немногие из нас вернутся из этого боя домой. Но для меня теперь есть цель и есть счастье: я гляжу на звездное небо, лежа в окопе, и верю, что есть Тот, который меня создал из небытия в бытие и Кто опять примет меня. И с этой верой мне не страшно».

Этот великий подвиг Церковь приравнивает подвигу мученическому. И несмотря на то, что в армии нравы мужицкие, солдатские (как говорят, что в армии матом не ругаются, а разговаривают, и всякая нежность и чуткость называется фамильярностью, там нужно говорить кратко и четко, без лишних слов исполнять то, что приказывают). Но там всегда есть Евангельская жертвенная Любовь Христова. Сам я родился и вырос в военных гарнизонах и знаю настоящих офицеров, служил в армии, будучи иноком, жил в отдаленных военных частях, которые лишены всякого светского развлечения, наслаждения и обычных человеческих благ. В тот период 90-х годов по полгода не платили зарплату, но военные все равно шли, иногда и ночью, и исполняли свой долг. И видно было, что ими движет нечто большее, чем то, что движет многими людьми современного общества. Я также видел подвиг их жен и матерей. В то время самолеты были ненадежные и часто разбивались. Они летали над домом. И когда отец дежурил в ночное время, мы, будучи детьми, засыпали, но видели, что мама на кухне сидит и может ждать до утра. Вот этот подвиг сейчас мы, дорогие, почтим. Потому что не только живые, но уже и многие отдавшие свою жизнь, исполняя свой долг, отошли в иной мир.

То, что я хотел сказать, я написал сегодня праздничным утром в стихах:

Этот долг Святым называется
Оттого, что только Святою Любовью
В этом мире все созидается!
Оттого, что Заповедь эту
Сам Господь на сердцах написал:
Нет любви святее и больше,
Да кто жизнь свою за други отдал.
Только те этот долг до конца исполняли,
Кто за Родину-Мать свои жизни отдали.
Кто в любую минуту, и в стужу, и в зной
Был за правое дело готов идти в смертный бой,
Жизнь отдать, кровь пролить,
Чтоб потомки чрез это продолжили жить.
За плечами страна, впереди цель одна -
Защитить ту, которая нам от Бога дана -
Беззащитная жизнь миллионов детей,
Слезы хрупких, но верных в любви матерей,
Сохранить свою веру, отцовскую землю и честь дочерей,
Свой великий, могучий язык и святыню церквей.
Так почтим же минутой молчания тех,
О которых достойно сказать нам не хватит и слов всех,
И молитвенно их помянем имена
Пред Престолом Того, к Кому жизнь их вознесена.

В воскресенье вечером мы служили молебен о мире во всем мире, и на каждый день на Божественной литургии Церковь молится об этом. Но что есть мир? Истинный мир, которого так не хватает каждому из нас и всему миру – это не просто любым путем, лишь бы только было тихо и спокойно. Нет мира между Христом и велиаром, не может быть компромисса и с грехом. Но истинный мир есть Сам Христос, Который сказал: «Аз есмь мир». Именно поэтому Церковь, когда обращается к предстоящему народу через священника и посылает «Мир всем», то она предлагает принять в свое сердце Христа Духом Святым, «смерть Христа возвещает и Воскресение Его исповедует» (1Кор. 11:26).

Поэтому перед чтением Святого Евангелия звучит этот возглас: «Мир всем!». Ибо невозможно услышать сердцем, уразуметь умом Евангельское Откровение, если не имеешь мира со своей совестью и мира со Христом и ближним. И поэтому в самый кульминационный момент Божественной литургии, в Евхаристическом каноне, мы даем святое лобзание (целование) друг другу. Сейчас это происходит несколько духовно. Но возглас остался тот же древний, первохристианский: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца, и Сына, и Святого Духа». В славянском языке в Сербии, в Черногории целование означает любовь: «поцеловать икону» – значит возлюбить икону.

Вот именно в этот момент Голгофский, Гефсиманский, опять нам не хватает этого мира. И, быть может, сейчас весь мир наполнен динамикой обоюдной ненависти, зависти, недоверия, братоненавидения именно потому что, может быть и в Церкви нам с вами так не хватает этого мира со Христом, со своей совестью. Все это – трещина в общем здании человечества. Об этом должен помнить каждый из нас.

Не все были призваны в число двенадцати и семидесяти апостолов, но, как сказано, много учеников шло за Христом и множество жен служили Ему от имений своих и таким образом стали участниками проповеди апостольской. Точно так же и в этом святом подвиге всем не обязательно носить фуражки и погоны, но все мы призваны к этому подвигу святому – положить душу свою за други и недруги свои. Поэтому нужно готовиться уже сейчас, каждый день, для того, чтобы в день оный, в нужный момент быть готовыми сделать этот шаг, принять правильное решение.

Мы знаем, что множество наших валаамских иноков, более трехсот человек, в Первую мировую войну пошли с готовностью положить свою душу за други своя. Множество святых воинов было на Руси, среди них и монашествующие. Как мы знаем, преподобный Сергий, благословляя на священную освободительную войну великого князя Дмитрия Донского, как благословение преподал ему не только свое старческое слово, не только Божие благословение, но и как вещественное доказательство своей жертвенности, подобно Отцу Небесному, пожертвовавшему Своего Возлюбленного Сына, своих двух близких монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, предварительно совершив их постриг в великую схиму и отправив в последний бой.

Как мы знаем, Пересвет взял на себя великую ответственность, историческую, когда на Куликовом поле настал действительно переломный момент для истории всего нашего народа, который долгие годы, столетья был под тяжелым игом татаро-монгольским, не дававшим нам поднять главы и объединиться в единый народ русский. Это были разрозненные княжества, вынужденные жалко выживать, отдавая дань своему оккупанту. Но преподобный Сергий, преподав свое благословение через своих двух схимонахов, молился об этом народе. И вот, на этом поле, когда собралось целое море воинства (кто видел известную картину Куликова поля – до горизонта было видно вражеское воинство, приступившее к земле Русской, и от этого вида только уже становилось страшно и понятно, что человеческими усилиями невозможно его остановить), по древнему обычаю, впереди всех выходит на битву один на один непобедимый огромного роста Челубей, который был изощрен во многих войнах и сражениях, имел огромный опыт брани. Он гордо, подобно когда-то Голиафу, смеявшемуся над народом израильским, стоял и смеялся, говоря: «Кто посмеет выйти на меня?». Все знали ответственность этой первой схватки, потому что если проиграет наш избранник этот бой, то дух всего воинства падет, и оно будет обречено на поражение. Долго он стоял, насмехаясь как Голиаф, и никто не решался взять на себя эту ответственность. И вот схимонах Александр Пересвет вышел вперед и сказал: «Я пойду». Ему, подобно царственному Давиду, вынесли оружие, латы, кольчугу. Но он отказался от всего, сказав, что достаточно будет ему его Схимы. И сев на коня, с копьем выскочил навстречу Челубею. Как говорит один летописец, описывающий это событие, они на полном скаку пронзили друг друга. Но огромный Челубей тут же пал с коня и остался лежать на поле, а Пересвет, будучи укрепленный Божией благодатью, победно вернулся к русскому войску в седле, показав, что с нами Бог и наше дело правое, мы победим. Это было благословение Божие, благословение преподобного Сергия. Будем, дорогие братья, и мы стараться достойными быть своих отцов и дедов наших, и каждый день себя готовить к этому святому подвигу.

Иеромонах Давид (Легейда),

Октябрь 31

02:40 2013

В Вильнюсе торжественно перезахоронены останки семи советских воинов. Священник Олег Шляхтенко на отпевании сказал слово памяти, в котором призвал понимать и ценить подвиг погибших за всех нас воинов.

26 октября 2013 года в столице Литвы, городе Вильнюс на Антакальнисском воинском кладбище состоялось торжественное перезахоронение останков семи советских воинов. Останки воинов в количестве семи человек были обнаружены 10 июля 2011 года в районе уже несуществующей деревни Малиново, Пабрадской сенюнии, Швенчёнского района. В братской могиле обнаружили останки бойцов со следами оказания медицинской помощи — шинами, протезами, ампутациями. Имена шестерых из семи воинов удалось установить.

Собственно, важным моментом деятельности Ассоциации военной истории «Забытые солдаты» (Uzmirsti kareiviai) и является не только найти останки погибших воинов, но установление личностей погибших, и поиск их родственников с дальнейшим увековечению памяти павших воинов. Найденные во время всех экспедиций кости бойцов, впоследствии исследуют эксперты. В первую очередь общественная организация занимается поиском останков советских воинов Второй Мировой войны и русских воинов Первой Мировой войны, но и к найденным останкам немецких солдат относятся трепетно, и они захороняются на кладбище немецких воинов в вильнюсском парке Вингис.

Два года ассоциация «Забытые солдаты» договаривалась с государственными структурами о перезахоронении останков данных бойцов, но дело всё никак не двигигалось с «мёртвой точки», но, казалось бы в самый трудный момент (за долгое время именно сейчас наиболее напряжённые отношения между Литвой и Россией), именно сейчас произошло чудо. Власти Литвы пошли на встречу и не просто разрешили перезахоронить воинов, но и организовали это с почётным воинским караулом. Это был по-настоящему акт доброй воли до той степени, что трудно было поверить глазам, когда видишь литовских воинов почётного караула, несущих православный крест, гробы с останками советских воинов и отдающих им честь.

И это на фоне того, что некоторые политики (вплоть до целых фракций в Сейме) продолжают «борьбу» с так называемыми «оккупантами», как будто в Литве им и заниматься больше нечем. Например, депутат-«консерватор» Сейма Литвы Кятстутис Масюлис, не дожидаясь решения городских властей, потребовал немедленно убрать стелу победителям с кладбища. Так, 21 октября он опубликовал открытое обращение к мэру Биржай Ируте Важене, в котором пишет, что СССР принес Литве только горе, а «оккупанты» никакие не «освободители». Он перечисляет ужасы, которые, по его мнению Литве принес советский режим, упоминает о ссылках и подавлении сопротивления так называемых «лесных братьев». Также он обратился к читателям своей странички в социальной сети Facebook он также указывает электронную почту мэра и просит своих читателей также направить ей письма с требованием снести памятник. По мнению политика, массовость ускорит принятие решения. Больше всего Масюлиса возмутила табличка на монументе, в которой отмечается, что этот памятник воздвигнут освободителям Биржай. Примечательно, что в 2007 году вся территория захоронения и памятник были отреставрированы на деньги, которые были выделены посольством России в Литве.

Но вернёмся захоронению воинов. В 10:00 началось их отпевание, которое проходило в . После отпевания, настоятель храма сего — священник иерей Олег Шляхтенко поблагодарил всех пришедших и обратился к ним:

Язычники и еретики говорят, о том, что есть люди, которые призваны к особой жизни, святости, каким-то особым тайным знаниям, так называемые, избранные, а есть люди, которые к этому не призваны. Нет. Господь всех призвал к святости, но есть те, кто сами отказываются от этого. Не хотят или ленятся, или по нерадению, но вот мы имеем свидетельство — людей, которые показали своей жизнью, что можно и нужно, что это возможно для каждого человека – жить ради других, служить другим всей своей жизнью, нести свой крест не унывая. Нести до самого конца, до самой смерти. Кроме тех людей, которых мы сегодня с вами отпевали, этих воинов, которые, конечно же, – герои-подвижники потому, что положили жизнь свою за других. Господь сказал, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». Они именно это и сделали.

Есть и другие святые, которые не прославлены Церковью явно. Это наши современники. Оптинские мученики: иеромонах Василий, иноки Трофим и Феропонт, протоиерей Даниил Сысоев, пострадавший мученической смертью, воин Евгений, которого многие из вас тоже знают. Молодой парень, который до конца носил на груди крест, хотя мусульмане заставляли снять крест, отречься от Христа, заставляли и прочих молодых ребят, которые были рядом с ним. Все, кроме него и его друга отреклись, а он остался до конца и умер тяжелой смертью, но не унывает. Он остался верен Христу до самой смерти. И каждый из нас, братья и сестры, должен быть подобен им, не говорить, что мы не такие подвижники. Нам всем Бог дал силы. Если не хватает силы, мы можем черпать из бездонного, нескончаемого источника, который дает нам Сам Бог. Источника благодати, который есть Церковь. Как мы поем в песнопении: «Процвела есть пустыня, яко крин, Господи!» (Бесплодная языческая церковь – пустыня – процвела, как лилия, Господи). Если уж языческая Церковь, которая как пустыня процветает, а для нас это невероятно, чтобы пустыня процвела, как лилия, так вот, во Христе, каждый человек бесплодный, казалось бы, бездуховный, немощный, слабый, имея от Бога поддержку и питание благодатью Господней, может стать действительно подвижником. Это касается каждого из нас. Нам только надо научиться бороться со своими страстями, со своим нерадением, своей теплохладностью, равнодушием, как прочие подвижники боролись с невидимыми врагами, так и мы должны бороться со нашими невидимыми врагами, которые с нами борются и отрывают нас от Господа. Мы должны быть в вере подобны им – верными до самой смерти. Будем же таковыми! Будем черпать силы у Самого Господа, Который нам дает их в Причастии, исповеди, в Таинствах Церковных и будем воодушевляться примером тех праведников и тех героев, которых много было во время Велик Отечественной войны. Фактически, это весь наш народ. Примером этих людей будем тоже воодушевляться, чтобы и нам не унывать в нашей жизни, но стараться жить по-христиански. Ради чего они боролись? Они боролись за веру, Отечество и народ. Наш народ – русские люди – немыслимы без веры, без христианства. Достоевский говорил, если отнять у русского человека Христа, то он падет ниже язычника, можно сказать, что станет хуже скота потому, что забудет о всем том, что питает его русские корни. Мы это видим в современном мире, когда люди забывают, что есть народ, есть культура и всё это они переняли от Христа, от христианской веры, то, в конце концов, в нашем народе появляется какой-то разлом.

Будем же всё-таки, братья и сестры, верными Христу до конца.

Позже на кладбище, уже после погребения, иерей Олег Шляхтенко также обратился с пастырским словом к собравшимся:

Сегодня мы собрались перед могилой героев. Было много героев и они остаются потому, что у Бога нет мертвых, у Бога все живы и для нас очень важно, что все они, эти люди, в том числе те, которых мы отпевали сегодня, были разными, даже разных национальностей. Некоторые из них говорили на разных языках, но что-то их объединяло. Что-то в этой страшной войне соединило тех, которые боролись за одно. За одну страну, за свою культуру, за свою веру, за свой народ. И сегодня тоже мы все такие разные, люди разных возрастов, разного социального положения, разной языковой группы, разной, даже, может быть, национальности, разных народов, но все собраны около них. Они нас объединяют не только сегодня, но должны объединять всегда.

В истории мира, в истории наших стран было очень много страшных войн. И, конечно, Великая Отечественная война — Вторая мировая война — одна из них, одна из тех страшных войн, которая потрясла все человечество. Самое страшное в ней было даже не сама война, а то, с чем шли против всего мира враги, с какой идеей. Идея, в которой нет любви, нет жертвенности. Шли с идеей, желающей покорить себе все народы ради возвышения своего свобственного достоинства народного, своей национальности, своего языка. Все же остальные народы считались лишь служителями этого народа в лучшем случае. И ныне, когда мы с вами предстоим перед теми, кто боролся за единство всех наших народов, за нашу веру, за мир, за любовь между нашими народами, мы должны вспомнить об этом, если забыли. Должны помнить о том, и стараться в своей жизни не просто вспоминать, но жить так, ради чего умирали наши предки, наши воины, те герои и подвижники, которые за веру, за народ и Отечество, за всё, что наполняет всю историю нашего бытия положили свою жизнь, за то, чтобы мы сегодня могли жить. Мы об этом обычно всегда вспоминаем во дни победы и в другие памятные дни, но мы забываем о том, что эта война объединила всех.

Нам не нужна новая война, чтобы нам снова объединяться. Мы можем и без нее жить вместе, жертвуя чем-то своим, второстепенным, чтобы дружить друг с другом. Кому-то эти слова покажутся слишком жесткими. Я так говорю потому, что в нашей Литве среди русских мало того единства, которое хотелось бы видеть. Мало. И хотелось бы, чтобы вот такие моменты, когда мы собираемся перед павшими воинами или, если кто-то в интернете или других средствах массовой информации видит то, что кто-то собирается и считает себя русским, чтобы он вспоминал о необходимости этого объединения. Объединения не против кого-то, а за что-то, чтобы уметь жертвовать, как жертвовали герои войны. Жертвовать чем-то своим второстепенным ради идеи высокой, ради веры нашей. Поистине, самая сильная объединяющая сила — это вера людей и любовь, наполняющая сердца, но любовь без Бога не бывает истинной, искренней, не бывает настолько глубокой, потому, что первый подвиг смерти за людей показал сам Госодь Иисус Христос. Эти подвижники, эти герои, которых мы сегодня хоронили – они «повторители» этого подвига, конечно, не в той же степени, как Господь потому, что Богу никто не может быть подобен во всей Его полноте и Его существе, даже в Его жертве, но всё-таки они являются иконой Его подвига, Его жертвы. И мы должны быть сами достойны этой жертвы людей.

И потому я хочу вас сегодня призвать, братья и сестры, к тому, чтобы жить так, чтобы уметь искать это объединение и находить с другими. Без ненависти, но в любви, в самопожертвовании. Хоть сегодня на нашей земле нет войны, но война всегда идет в наших сердцах, война в идеологии, в идеологическом пространстве. Нашим детям, родным, нашему народу пытаются навязать определенные устои, которые не характерны для него. Например, пытаются навязать такую идею, что, если мы хотим вернуться к истокам, то должны вернуться к языческим истокам, но всё это ложь потому, что наши народы – и Литва, и Россия, и Белоруссия, и Украина — мы все выросли на христианских устоях. Только в них корни нашей культуры. Даже если человек является неверующим, он должен это понимать и признавать потому, что все, чем наполнена и литература, и поэзия, и музыкальные творения, и живопись, в самых лучших своих класссических проявлениях, корнем своим имеет именно христианские основы. Будем об этом помнить, братья и сестры, и искать объединение через Христа, Господа нашего, Который всех нас объединил в любви Своей.

Помоги всем Бог жить в любви и радости Божией, тогда и нас всех Господь объединит. Аминь.

Председатель организации проживающих в Литве участников Второй мировой войны, сражавшихся на стороне антигитлеровской коалиции, Юлюс-Лёнгинас Декснис обратился к собравшимся:

Я не могу не присоединиться к словам уважаемого священника. Всё, что я хотел сказать, он сказал, но хочу только дополнить вот что – мы смогли их здесь так почетно похоронить потому, что между нашими народами — народом Литвы, России, Белоруссии, Украины и другими народами, солдаты которых воевали в одной армии, было объединение против общего врага.

На пряжке у врагов был лозунг: «Gott mit uns». Это означает «Бог с нами». Нет, это неправда, не было у фашистов Бога. Они шли против Бога, шли с агрессией на народы всего мира. И тут я не могу не отметить такого вклада нашего литовского молодого государства, российского государства и других наших соседей. Мы смогли их здесь захоронить только благодаря усилиям всех этих структур.

Я недавно был в Невеле. Они тоже похоронили литовских воинов на кладбище в очень замечательном месте на горе около памятника 16 литовской стрелковой дивизии, бывших воинов литовской армии, старой армии, которая вошла в Советскую армию в свое время. В этом торжественном захоронении участвовали воины, представитель литовского войска, и там тоже был почетный караул, как и здесь. Очень хорошо, замечательно, что воины соответствующим образом присутствуют, чтят память тех, которые воевали за нашу общую победу, наши общие цели, направленные против фашистских захватчиков. Я выражаю благодарность всем вам, кто пришли на это торжество, а так же всем тем, кто здесь высказали и выскажут свое слово, российскому, белорусскому, украинскому, казахскому посольствам за принятое участие в этом торжестве, за ваше почтение тем, которые погибли при защите нашей любимой родины Литвы.

Спасибо вам, дорогие товарищи!

В заключении у могилы руководитель ассоциации военной истории «Забытые солдаты» Виктор Орлов также обратился к собравшимся:

От имени Литовской Ассоциации военной истории «Забытые солдаты», я искренне хочу вас поблагодарить за то, что вы приняли участие в этом торжественном мероприятии, отдали последние почести этим воинам. Со своей стороны я могу сказать, я много раз повторял эту фразу, она, можно сказать, уже избита: война не закончена пока не захоронен последний солдат. Для этих солдат война уже закончена, но для многих других она еще продолжается. Сейчас идет работа над тем, чтобы найти родственников этих солдат, чтобы они наконец-то узнали где они упокоены. Могу сказать, что родственники одного бойца уже найдены в Российской Федерации и они смогут в любое время приехать и поклониться могиле своего родного. И мы будем продолжать эту работу невзирая ни на что потому, что это наш человеческий и гражданский долг, независимо от национальности и гражданства.

И еще раз хочу от всего сердца, от всех своих ребят вас поблагодарить за то, что вы пришли и поддержали. Спасибо большое!

ИНФОРМАЦИЯ ПО ЗАХОРОНЕННЫМ ВОИНАМ:

Отчество

Яковлевич

Последнее место службы

39 Арм. 275 ГСП

Воинское звание

гв. рядовой

Причина выбытия

умер от ран

Дата выбытия

Название источника информации

Федосеев

Отчество

Степанович

Дата рождения/Возраст

Место рождения

Алтайский край, Марушинский р-н, Банньковский с/с, д. Аникино

Дата и место призыва

Алтайский край, Марушинский РВК

Последнее место службы

Воинское звание

гв. рядовой

Причина выбытия

умер от ран

Дата выбытия

Госпиталь

469 ОМСБ 91 гв. сд

Название источника информации

Номер фонда источника информации

Номер описи источника информации

Номер дела источника информации

Хотя, казалось бы, это праздник светский, но можно сказать, что это престольный праздник нашего скита. На иконографии нашего храма изображается этот праздник, это торжество, это почитание подвига, Богом установленного, к которому призван всякий христианин и любой сознательный гражданин общества, страны, народа.

24.02.2016 Трудами братии монастыря 27 157

23 февраля наш русский народ празднует день защитника Отечества. Хотя, казалось бы, это праздник светский, но можно сказать, что это престольный праздник нашего скита. На иконографии нашего храма изображается этот праздник, это торжество, это почитание подвига, Богом установленного, к которому призван всякий христианин и любой сознательный гражданин общества, страны, народа. Сей подвиг, сей долг назван святым, потому что он берет свое начало от Евангельского Слова Христа «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15: 13). Испокон веков сотни, тысячи, миллионы воинов шли и исполняли свой долг. Как говорят, в окопах неверующих нет. Свидетельством тому есть одно дивное письмо простого солдата, который был на передовой на фронте Второй мировой войны, чудом сохранившееся. Оно было адресовано его матери. Он пишет покаянное обращение к ней: «Прости меня, мама, что я смеялся над твоей верой. Но вот завтра наш батальон идет в атаку, мы в окружении, не знаю, выживу ли я в этом сражении, наверное, немногие из нас вернутся из этого боя домой. Но для меня теперь есть цель и есть счастье: я гляжу на звездное небо, лежа в окопе, и верю, что есть Тот, который меня создал из небытия в бытие и Кто опять примет меня. И с этой верой мне не страшно».

Этот великий подвиг Церковь приравнивает подвигу мученическому. И несмотря на то, что в армии нравы мужицкие, солдатские (как говорят, что в армии матом не ругаются, а разговаривают, и всякая нежность и чуткость называется фамильярностью, там нужно говорить кратко и четко, без лишних слов исполнять то, что приказывают). Но там всегда есть Евангельская жертвенная Любовь Христова. Сам я родился и вырос в военных гарнизонах и знаю настоящих офицеров, служил в армии, будучи иноком, жил в отдаленных военных частях, которые лишены всякого светского развлечения, наслаждения и обычных человеческих благ. В тот период 90-х годов по полгода не платили зарплату, но военные все равно шли, иногда и ночью, и исполняли свой долг. И видно было, что ими движет нечто большее, чем то, что движет многими людьми современного общества. Я также видел подвиг их жен и матерей. В то время самолеты были ненадежные и часто разбивались. Они летали над домом. И когда отец дежурил в ночное время, мы, будучи детьми, засыпали, но видели, что мама на кухне сидит и может ждать до утра. Вот этот подвиг сейчас мы, дорогие, почтим. Потому что не только живые, но уже и многие отдавшие свою жизнь, исполняя свой долг, отошли в иной мир.

То, что я хотел сказать, я написал сегодня праздничным утром в стихах:

Этот долг Святым называется
Оттого, что только Святою Любовью
В этом мире все созидается!
Оттого, что Заповедь эту
Сам Господь на сердцах написал:
Нет любви святее и больше,
Да кто жизнь свою за други отдал.
Только те этот долг до конца исполняли,
Кто за Родину-Мать свои жизни отдали.
Кто в любую минуту, и в стужу, и в зной
Был за правое дело готов идти в смертный бой,
Жизнь отдать, кровь пролить,
Чтоб потомки чрез это продолжили жить.
За плечами страна, впереди цель одна -
Защитить ту, которая нам от Бога дана -
Беззащитная жизнь миллионов детей,
Слезы хрупких, но верных в любви матерей,
Сохранить свою веру, отцовскую землю и честь дочерей,
Свой великий, могучий язык и святыню церквей.
Так почтим же минутой молчания тех,
О которых достойно сказать нам не хватит и слов всех,
И молитвенно их помянем имена
Пред Престолом Того, к Кому жизнь их вознесена.

В воскресенье вечером мы служили молебен о мире во всем мире, и на каждый день на Божественной литургии Церковь молится об этом. Но что есть мир? Истинный мир, которого так не хватает каждому из нас и всему миру – это не просто любым путем, лишь бы только было тихо и спокойно. Нет мира между Христом и велиаром, не может быть компромисса и с грехом. Но истинный мир есть Сам Христос, Который сказал: «Аз есмь мир». Именно поэтому Церковь, когда обращается к предстоящему народу через священника и посылает «Мир всем», то она предлагает принять в свое сердце Христа Духом Святым, «смерть Христа возвещает и Воскресение Его исповедует» (1Кор. 11:26).

Поэтому перед чтением Святого Евангелия звучит этот возглас: «Мир всем!». Ибо невозможно услышать сердцем, уразуметь умом Евангельское Откровение, если не имеешь мира со своей совестью и мира со Христом и ближним. И поэтому в самый кульминационный момент Божественной литургии, в Евхаристическом каноне, мы даем святое лобзание (целование) друг другу. Сейчас это происходит несколько духовно. Но возглас остался тот же древний, первохристианский: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца, и Сына, и Святого Духа». В славянском языке в Сербии, в Черногории целование означает любовь: «поцеловать икону» – значит возлюбить икону.

Вот именно в этот момент Голгофский, Гефсиманский, опять нам не хватает этого мира. И, быть может, сейчас весь мир наполнен динамикой обоюдной ненависти, зависти, недоверия, братоненавидения именно потому что, может быть и в Церкви нам с вами так не хватает этого мира со Христом, со своей совестью. Все это – трещина в общем здании человечества. Об этом должен помнить каждый из нас.

Не все были призваны в число двенадцати и семидесяти апостолов, но, как сказано, много учеников шло за Христом и множество жен служили Ему от имений своих и таким образом стали участниками проповеди апостольской. Точно так же и в этом святом подвиге всем не обязательно носить фуражки и погоны, но все мы призваны к этому подвигу святому – положить душу свою за други и недруги свои. Поэтому нужно готовиться уже сейчас, каждый день, для того, чтобы в день оный, в нужный момент быть готовыми сделать этот шаг, принять правильное решение.

Мы знаем, что множество наших валаамских иноков, более трехсот человек, в Первую мировую войну пошли с готовностью положить свою душу за други своя. Множество святых воинов было на Руси, среди них и монашествующие. Как мы знаем, преподобный Сергий, благословляя на священную освободительную войну великого князя Дмитрия Донского, как благословение преподал ему не только свое старческое слово, не только Божие благословение, но и как вещественное доказательство своей жертвенности, подобно Отцу Небесному, пожертвовавшему Своего Возлюбленного Сына, своих двух близких монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, предварительно совершив их постриг в великую схиму и отправив в последний бой.

Как мы знаем, Пересвет взял на себя великую ответственность, историческую, когда на Куликовом поле настал действительно переломный момент для истории всего нашего народа, который долгие годы, столетья был под тяжелым игом татаро-монгольским, не дававшим нам поднять главы и объединиться в единый народ русский. Это были разрозненные княжества, вынужденные жалко выживать, отдавая дань своему оккупанту. Но преподобный Сергий, преподав свое благословение через своих двух схимонахов, молился об этом народе. И вот, на этом поле, когда собралось целое море воинства (кто видел известную картину Куликова поля – до горизонта было видно вражеское воинство, приступившее к земле Русской, и от этого вида только уже становилось страшно и понятно, что человеческими усилиями невозможно его остановить), по древнему обычаю, впереди всех выходит на битву один на один непобедимый огромного роста Челубей, который был изощрен во многих войнах и сражениях, имел огромный опыт брани. Он гордо, подобно когда-то Голиафу, смеявшемуся над народом израильским, стоял и смеялся, говоря: «Кто посмеет выйти на меня?». Все знали ответственность этой первой схватки, потому что если проиграет наш избранник этот бой, то дух всего воинства падет, и оно будет обречено на поражение. Долго он стоял, насмехаясь как Голиаф, и никто не решался взять на себя эту ответственность. И вот схимонах Александр Пересвет вышел вперед и сказал: «Я пойду». Ему, подобно царственному Давиду, вынесли оружие, латы, кольчугу. Но он отказался от всего, сказав, что достаточно будет ему его Схимы. И сев на коня, с копьем выскочил навстречу Челубею. Как говорит один летописец, описывающий это событие, они на полном скаку пронзили друг друга. Но огромный Челубей тут же пал с коня и остался лежать на поле, а Пересвет, будучи укрепленный Божией благодатью, победно вернулся к русскому войску в седле, показав, что с нами Бог и наше дело правое, мы победим. Это было благословение Божие, благословение преподобного Сергия. Будем, дорогие братья, и мы стараться достойными быть своих отцов и дедов наших, и каждый день себя готовить к этому святому подвигу.

Иеромонах Давид (Легейда),

«Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя.»

Евангелие от Иоанна (15.13.)

1.На грани столетий.

Поднимаемая тема, искусственно ввергнутая в небытие, должна вновь обратить наши сердца к совести и к трезвенности разумения о событиях и о людях. Тех далёких годин исхода русских из России из-за гражданской и Второй Мировой войн. Величие жертвенности и служения Богу и людям незабвенно, даже если чиновники на разных уровнях государства и церкви не хотят слышать имён таких людей... И таковым был – Высокопреосвящен ный

Гермоген, архиепископ Екатеринославски й и Новомосковский, архипастырь Донской армии.

А в миру Григорий Иванович Максимов, родившийся 10янв. 1861году в казачьей семье станице Есауловской области Войска Донского. Закончив семинарию и Киевскую духовную академию в 1886 году получил сан пресвитера (священника) и будучи с учёной степенью кандидата Богословия, пройдя практику псаломщика в Петро-Павловской церкви станицы Старочеркасской (по своему пожеланию) в скором времени получает священническое место при Троицкой церкви города Новочеркасска,гд е служение о.Григория было весьма непродолжительно (около полугода), когда он был перемещён на вакансию священника к Донскому кафедеральному Вознесенскому собору,где прослужил 7 лет.

В 1894 году, несмотря на свои молодые годы, но как уже опытный педагог был назначен на пост смотрителя Усть-Медведицког о Духовного училища, где о. Григорий потрудился в качестве начальника свыше 8 лет, благоустроив родное училище.И в станице Усть-Медведицкой,как и в городе Новочеркасске о.Григорий не отказывался от исполнения других разновременно налагавшихся на него должностей, как учебного,так и общественного характера.

В 1902году о. Григорий оставляет Донскую епархию и по приглашению епископа Владикавказкого Владимира (Сеньковского) перемещается на Кавказ и назначается настоятелем Владикавказкого кафедерального собора. Служебная деятельность протоиерея о.Григория Максимова для жителей Владикавказа памятна его самоотверженным подвигом в тревожный 1905 год, когда он ходил в казармы взбунтовавшегося Т-ского полка и пастырскими увещеваниями, обманутые агитаторами, солдаты были успокоены, замыслы крамольников были разсеяны и полк возвращён к своей службе Царю и Отечеству. Однако обстоятельство это имело роковые последствия для его семейной жизни. Супруга о. Григория скончалась от сердечного удара, оставив ему шестерых детей от 1года до 16лет.С Божьей помощью батюшка воспитал своих детей добрыми христианами и полезными деятелями на государственно-о бщественной службе.

Усердие в служении о. Григория Максимова в иерейском сане в должностях по епархиальному и духовно-учебному ведомствах отмечено рядом наград – орденом св.Анны 3 степени в 1902 году, а через три года и 2 степени. В 1908г.-- орден св.Владимира 4 степени и через три года 3 степени.

В 1909году, будучи Ректором Саратовской семинарии протоиерей о.Григорий Иванович Максимов у раки прп.Серафима принял монашеский постриг с именем Гермоген.Это имя было принято им в честь своего ближайшего руководителя в монашеской жизни Преосвященного Гермогена, епископа Саратовского, впоследствии архиепископа Тобольскогов 1918 году замученного большевиками в реке Иртыше.

2.В битву с архипастырской молитвой и исход из России.

Девятого мая 1910года совершена была хиротония(рукоположение) архимандрита Гермогена в Алексадро-Невско й лавре г. Санкт-Петербурга в викария Донской епархии.На эту кафедру его избрал св.Синод и о.Гермоген знал трудности архиерейского служения да ещё в должности викария в родной ему епархии и принял это назначение, усматривая в нём перст Божий.

18 мая того же года преосвященный Гермоген(Максимо в) прибыл в г.Новочеркасск, где свидетельствует во славу Божию и во спасение людей. На своём месте служения он был любим и уважаем и духовенством и паствою.Подтверж дение тому торжественное празднование 25-летия священнослужения отмеченное в Новочеркасске, в котором приняла участие вся Донская епархия и любовью он пользовался во всех слоях своей паствы, а не только среди родного и любимого им казачества,но и среди всех жителей Донского края. Памятником этой любви служат золотой нагрудный крест, икона-складень Христа Спасителя со св.муч.Гермогено м Патриархом Московским(родом который тоже донской казак) и металлический архипастырский жезл.

Началась Первая Мировая война и епископ Гермоген с церковной кафедры воодушевлял русских воинов отправлявшихся на театр военных действий, а в 1916 году сам побывал на фронте, где своими молитвами, проповедью и благословением так поднял боевой дух донцов, что они готовы были немедленно идти в бой.

Наступил злосчастный 1917 год. Не сразу пришли боль и беда братоубийственно й войны на казачьи земли Тихого Дона,кои окормлял владыка Гермоген. Как только в Новочеркасск дошли вести о зверствах большевиков, уже захватившие власть в Петербурге и Москве, то Преосвященный выступил во всеоружии своего пастырсого служения – устраивал крестные ходы, организовывал религиозно-нравс твенные и патриотические чтения, в проповедях обличал обличал врагов Веры Христианской и Православной Церкви. На что очень озлобилось городское отребье. Но силы были не равны, и в феврале 1918 года, после трагической гибели атамана Каледина А.М. , красногвардейцы заняли столицу Войска Донского. Епископ Гермоген был арестован, как и войсковой старшина Волошинов и атаман Назаров(расстрел яны), заключён в тюрьму и ошельмован на суде, как враг народа. Несколько раз ему грозила рассправа от пьяных матросов и красногвардейцев.Но неожиданно большевисткое начальство владыке даровало «амнистию», с условием при первом требовании явится в ЧК. На самом деле это было обманом, т. к. ночью Преосвященный Гермоген был-бы убит, но был спасён своими детьми.

Разграбив дом комиссары ушли. После пришлось скрываться на окраинах города.

За укрывание владыки любому грозил расстрел.

Наконец казаки поняли обман большевиков и восстав против сатанинской власти в день Светлого Христова Воскресенья(22ап р) 1918 года через день освободили Новочеркасск.

Какие были радости и восторги при встречи архипастыря со своим народом, считавшим его убитым. Избранный войсковой атаман Краснов П.Н., зная силу служения Церкви епископа Гермогена и любовь к нему донского казачества,пригл асил его на пост Епископа Донской Армии и флота.С этого времени владыка ревностно стал исполнять свои новые обязанности: проводил войсковые молебны и вызжал на фронт, где своим огненным словом воодушевлял и поддерживал своих родных донцов,благослов ляя их на бой. Множество рассылал свои воззвания, призывая всех держаться заветов родной страны и крепко стоять за Веру и Отечество. Победоносная Донская армия строилась на взаимодоверии,и именно это постарались подорвать враги православия и казачества. П.Н.Краснов сложил с себя полномочия войскового атамана, а А.П.Богаевский вслед избранный атаманом не смог восстановить положение. Начался горестный исход донцов со своей родной земли. Владыка Гермоген решил остаться в Новочеркасске, но его убедили оставить город хотя бы на время. Поэтому архиерейское служение владыки Гермогена на Дону продолжалось до 1919г.,когда он был назначен на кафедру епископа Екатеринославско го и Новомосковского, а в декабре сего года вместе с сыном гимназистом и келейным дьяконом на обычной телеге отправился из Донского края на Кубань под охраной первой сотни Донского Кадетского Корпуса, переживая и голод и холод,как и многие тысячи беженцев. Но большая беда таилась в измученных душах людских, которые уже ни во что не верили, ещё были и те, кто имел наживу на горе человеческом несмотря на наступающий большевисткий ужас.

Прибыв в Новороссийск, где уже находилось Высшее Церковное Управление на юге России епископу Гермогену было дано место на больничном пароходе "" Владимир"" среди тифозных больных в качестве судового священника. 14 марта 1920 года «Владимир» вышел в Крым, но получив новое распоряжение, направился в Константинополь, а оттуда в Солунь, где и были сняты раненные и часть больных,а остальные (до 2-х тыс.) отправлены на угрюмый о.Лемнос,где владыка Гермоген и поселился в военной палатке.

3.Слава Богу за всё – за скорбь и за радость

Остров Лемнос стал той землёй, где владыка провёл первые свои полгода после потери горячо любимой России. По его инициативе была освящена палаточная церковь в память Вознесения Господня, потом создана школа для детей беженцев. Весть, что среди русских беженцев на острове находится православный русский архиерей скоро распространилась по Лемносу. Произошли встречи и совместные сослужения Литургий с греческим православным духовенством. Необыкновенно празничным было шествие к митрополиту Лемноскому Стефану с большим церковным хором, регентом которого был Сергей Жаров. Великим духовным утешением послужило это в безотрадной изгнанической жизни для владыки Гермогена. Но рядом была св.гора Афон,на которую греческие власти не пускали русских. Господь сподобил владыку с монахами на лодке через море добраться до Афона и с августа 1920года по май 1922 года преосвященный Гермоген безвыездно прожил в афонских монастырях и скитах.

Трогательное было прощание владыки с братией скита Фиваида и Пантелеимоновым монастырём и по отбытию в Сербию в начале мая прибыл в Белград, где был принят Патриархом Сербским Димитрием чисто по родственному в своих покоях.

Высшее Церковное Управление заграницей направляет епископа Гермогена в Афины, где занимался благоустроением своей епархией до государственного переворота в Греции.

Монархия сменилась республикой, владыка вынужден возвратится в Сербию и оттуда управлять своей епархией.

В 1922 году реорганизовано было Русское Высшее Церковное Управление. Собором Русских иерархов, оказавшихся за пределами России, был учреждён Священный Синод со всеми правами ВЦУз и преосвященный Гермоген на этом соборе был избран членом Священного Синода.

В 1929 году получил назначение на вновь открытую тогда епархию Западно-Американ скую с возведением в сан архиепископа, но назначение это исполнить не мог по обстоятельствам от него не зависящим и вынужден был остаться в Сербии. К российским наградам владыки добавился орден св.Саввы II-ой степени Королевства Югославии.

По благославению блж. Митрополита Антония(Храповиц кого) и с разрешения Святейшего патриарха Варнавы был образован Комитет по чествованию архипастыря Донской армии 50-летнего юбилея преосвященного Гермогена. Почётный председатель Комитета – митрополит Антоний(Храповиц кий) Киевский и Галицкий, а почётный член (будущий первоиерарх РПЦЗ) Анастасий.

В 1936 году прошло празднование полувекового священнослужения владыки Гермогена в г.Белграде. Поздравительную речь от имени сербов произнёс проф. Л.Раич – от тех, кто были воспитанники русских духовно-учебных заведений. Н.Н. Краснов огласил приветствия от Атамана Всевеликого войска Донского, а вслед за ним полк. Н. Номикосов огласил приветственные поздравления от атаманов и казаков – Кубанского, Терского, Уральского, Оренбургского, Астраханского, Сибирского, Енисейского, Амурского, Уссурийского и от ген.Бакшеева – председателя Дальневосточного Союза. После этого вышли казачата – три мальчика в черкессках и девочка в кубельке. Дети поклонились иерархам и девочка с любовью в голосе прочла стихотворение посвящённое влд.Гермогену. Депутация эта весьма растрогала как юбиляра, так и всех иерархов во главе с Патриархом Варнавой.

Ответные речи, воспоминания о далёком ныне Доне, песни, подарки лились будто из рога изобилия. Но даже самые прекрасные праздники рано или поздно заканчиваются, и владыка со всею своей неутомимой энергией старается помогать всем нуждающимся, находясь в Хоповом монастыре. Но вскоре грянула Вторая мировая война.

4.Война.

Как только Югославия оказалась под немецкой оккупацией, Хорватия провозгласила свою независимость.И если в Сербии творили беззакония «титовские» красные партизаны, то в Хорватии зверствовали усташи. И архиепископ Гермоген встал на защиту православных сербов в Хорватии. Памятуя, что Патриарх Гавриил настаивал сделать всё возможное, чтобы сохранить православие в Хорватском государстве.

Вот одно из свидетельств очевидца,Ивана Алексеевича Полякова, генерала и начальника штаба Донской Армии, в ответе на нападки появившиеся в послевоенные годы в зарубежной церковной печати против владыки Гермогена: « Как обычный мирянин я далёк от мысли входить рассмотрение решения Архиерейского Синода Русской Православной Заграницей, вынесенного в отношении архиепископа Гермогена, но вместе с тем считаю своим нравственным долгом оценить ту обстановку и обстоятельства, каковые были связаны с принятием им возглавленния образовавшейся тогда Хорватской Православной Церкви.

Будучи живым свидетелем событий того времени в Хорватии я утверждаю:

1.По всей Хорватии шло гонение на православных: сжигались церкви,арестовыв ались пастыри,некоторы е расстреливались, нередко страдали и русские священнослужител и.

Единственная сербская церковь в Загребе, ставшая как бы русской, была закрыта.

2.Вступая в управление Хорватской Православной Церковью, архиепископ Гермоген поставил первым условием – прекращение гонений на Православную Церковь и других безобразий. Бывший тогда во главе Хорватии доктор А.Павелич эти условия принял и отдал соответствующие распоряжения.

3.Гонения почти сразу утихли, стали открываться церкви и приводиться в порядок. Получили и мы, Загребчане, нашу церковь обратно.

4.Вскоре архиепископ Гермоген становится ходатаем за всех русских, которые преследовались новой хорватской властью как в отдельности, так и большими группами, и обычно без всяких с их стороны проступков. Так как двери Поглавника(доктора Павелича) были всегда для архиепископа Гермогена открыты, он шёл к нему, и его просьбы Хорватское правительство, хотя и скрепя сердце, но всё же выполняло.

5. Посещая архиепископа Гермогена несколько раз в неделю и обсуждая с ним положение и разные вопросы,выдвинут ые жизнью того времени, я встречал у него много посетителей, осаждавших его разнообразными просьбами. В числе последних нередко были даже русские военные, служившие в войсках доктора Павелича. Владыка во всём старался пойти навстречу всем старался помочь. Следовательно, принятием возглавления Хорватской Православной Церкви, архиепископ Гермоген сделал большое русское дело и спас многих от преследования тюрьмы,а иногда и смерти.

Во имя Истины и Христовой правды обходить этот вопрос молчанием, мне думается, будет несправедливо. Видимо, в то время Белград был мало осведомлён о том, что тогда происходило в Хорватии.»

Горькие времена, выпавшие на долю православия в Независимом государств Хорватия (НГХ), вспоминает М.Обркнежевич: «Из-за отказа сотрудничать с немцами Патриарх Сербский Гавриил находился в ссылке до окончания войны». А на территории самой Хорватии идут этнические чистки (убито 750тысяч православных сербов), сербское духовенство подверглось гонению, так как считалось представителями враждебного соседнего государство.

Безусловно, враги православного христианства хотели уничтожить вероисповедание сербов и русских в Хорватии любыми способами, и поэтому рассчитывали, что создание Хорватской Православной Церкви приведет к унии с католицизмом (что и вменяется до сих пор РПЦЗ как тяжкое преступление архипастырю Гермогену и пришедшим под его окормление священникам). Но почему-то не берется во внимание, что патриарх сербский Гавриил из ссылки передал свое устное согласие владыке Гермогену, то есть благословил его возглавить Хорватскую Православную Церковь как митрополиту, но не как Патриарху. Перед приездом в Загреб 29 мая 1942 года, где должны были пройти предварительные переговоры об образовании ХПЦ и её устава, владыка Гермоген пишет письмо митрополиту Анастасию, где уверяет, что ничего неканонического он не сделает в отношение братской Сербской Православной Церкви.

Надо помнить, что прокоммунистичес кие тенденции среди сербского священства и иерархии во время войны были сильны, как это происходило и в России под властью большевиков. Именно об этом предупреждал преосвященный Гермоген в своём последнем Пасхальном послании:

«Берегитесь чада мои духовные,тех, которые в священных ризах обращаются к вам вместо креста с кровавым ножом и оружием в руках, ибо они не воинствуют за Христа,но за нечестивого, стремящиеся прельстить вас и отравить души ваши! Берегитесь всех тех, которые говорят о свободе под красной звездой, ибо там нету свободы, там только бедствие и несчастье. В их временном царствии владеет только одна свобода – хула на Бога Вседержителя, Его Воскресшего Сына и Духа Святого. В христианской любви братском прощении, возлюбленные братья и чада наши духовные, поздравим друг друга с радостным Пасхальным приветствием – ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!»

О создании ХПЦ – при этом хорватскому правительству было поставлено владыкой Гермогеном условие- немедленное прекращение уничтожения сербского православного населения в Хорватии, и это было выполнено.

Были уведомлены греческая, болгарская церкви, а так же Вселенский Патриарх в Константинополе; Румынский же патриарх Никодим рукополагал владыку в сан митрополита. Как известно, ни одна Церковь не выразила никаких возражений по поводу создания новой Церкви, считая владыку Гермогена достойным иерархом. В то проклятое время взаимной ненависти и геноцида после хиротонии митрополит Гермоген сумел собрать священство разрушенной сербской Церкви в Хорватии – 70 священнослужител ей присоединились к новой Церкви, имеющей тогда 55 постоянных приходов и 19 временных общин. Очевидно, что они сделали выбор в трагическую годину.

Новая Церковь в благодатной мудрости владыки Гермогена стала многонационально й. Кроме сербов и хорватов её прихожанами стали черногорцы, македонцы, болгары, румыны, цыгане, албанцы, русские, русины, украинцы и даже возвратившиеся в Православие униаты. Владыка Гермоген сразу снискал любовь и уважение своей паствы.

5. По плодам их узнаете их.

Трагедия убийств изматывает и очервствляет души человеческие, но в это же время показывает духовный выбор христианина, т.к. « по делам их узнаете их»…Разбирая документы тех лет, сразу осознаётся – спасение человеческих жизней, всеобщее уважение, даже среди неправославных и соблюдение условий канонических принципов лежит в основе создания новой церкви.

«Волею Божией моё смирение было призвано возглавить ХПЦ, Во время великих искушений, ниспосланных на часть святого Православия, мне было суждено оставить тишину монастырского уеденения, занять эту должность, которую ныне выполняю, взять кормило Православной церкви и собирать чад её в одно стадо, по словам Первоначальника Господа Иисуса Христа, восстановить покой и благочестие, любовь и правоверие в Хорватии,где вихрь мировой войны восколебал и смутил Православие, вызвал расстройство, растление и полное безумие», – так в своём письме Патриарху Никодиму Румынской Православной Церкви написал владыка Гермоген.

Монастырь в Хопово действовал до 1943 года, потом он был сначала сожжён коммунистическим и партизанами, а оставшуюся главную церковь взорвали при отступлении части вермахта.

Взаимоотношения же между митрополитами Гермогеном и Анастасием из-за образования ХПЦпривели к разрыву, т. к. первый не мог приехать в Белград, а второй объявил о несогласии с назначением митрополита Гермогена, отстраняет его и в соответствии с каноническим правом начнёт против него судебное разбирательство. При этом сам митрополит Анастасий не поехал в Загреб для урегулирования отношений. Боль же сербского и русского в Хорватиизаключал ась в том – если бы не заступничество владыки Гермогена геноцид повторился бы, и промедление с Синодальным разбирательством было бы губительно.

В начале 1945 года наступление советских войск на Балканах заставило эвакуироваться хорватское правительство, и оно предложило и владыке Гермогену с клиром уйти в Австрию.

Он, после разбора этого вопроса со своим духовенством, которое единогласно высказалось против эвакуации, ответил такими словами: «Нас здесь очень мало, но у нас есть епископство и духовенство православное и совесть наша спокойна... Мы готовы дать отчёт во всех своих деяниях за время нашего служения перед свободно и законно созванным и вполне независимым в своих решениях Церковным Собором Сербской Церкви с участием по возможности епископов Русской Зарубежной Церкви.»

Синод СПЦ выбрал крайне недостойный Православия путь – передал владыку Гермогена и духовенство ХПЦ в руки красных партизан армии И.-Б.Тито, т. е. В руки богоборцев и потребовал судить их, как «военных преступников» своим собственным судом. Трибунал безбожников приговорил всех арестованных к смертной казни и 29 июня 1945года были расстреляны. Месяцем ранее началась трагедия в Лиенце. Следует заметить,что СПЦ приняла в юрисдикцию священнослужител ей сербов, рукоположенных владыкой Гермогеном, этим «де-факто» признавая каноничность Таинств и Православной Веры созданной хорватской Церкви.