16.01.2024

Молитва собору крымских святых. Таврида — сакральный центр Руси


Адрес: Крым, г. Алушта, ул. Хромых, д.14. Как добраться: от троллейбусной станции троллейбусами № 51, 53 и 59; далее - пешком по ул. 15 апреля, до поворота налево на ул. Хромых. Вход свободный

Храм во имя всех Крымских святых и Феодора Стратилата - истинное украшение Алушты. Его облик, где сочетаются светлые и темно-серые тона, не совсем привычен для православных церквей. По форме и отдельным архитектурным элементам строение больше напоминает английские провинциальные церкви, что, впрочем, изначально было задумано.

История создания Храма во имя всех Крымских святых и Феодора Стратилата

Решение о строительстве было принято в 1833 году. Из предоставленных на конкурс проектов были выбраны чертежи работы Г.И. Торричелли. Архитектор выполнил их по поручению графа М.С. Воронцова, который на тот момент являлся в Новороссии генерал-губернатором. Подрядчиком для строительных работ выступил Карл Томазини - купец I гильдии из Керчи. К возведению религиозной постройки был привлечен и его брат по имени Иван.
Примечательно, что возведение церкви на выбранном участке было начато без освящения земли, что для строительства православных храмов редкое явление. Это объяснялось тем, что сначала не могли определить, в честь какого праздника или во имя какого святого будет освящен храм. По обсуждению, в котором участвовали не только представители духовенства и инициатор строительства граф Воронцов, но и местные жители, было решено посвятить храм великомученику Феодору Стратилату . В древности близ Алушты уже была церковь, названная его именем, но она не сохранилась.
Здание было возведено к 1842 году и освящено в ноябре, 30 числа. В архитектурном облике и внутреннем убранстве явно прослеживалось тяготение к готическому стилю, элементы которого активно использовались в архитектуре 20 - 40-х гг. XIX столетия. У боковых приделов было щипцовое завершение, двери и окна, украшенные разноцветными витражами, имели стрельчатую форму, колокольня венчалась пирамидальным шатровым завершением. Храмовая звонница стала градостроительной доминантой Алушты.
На строительство деньги выделялись из государственной казны. Церковная утварь обошлась в более чем три тысячи рублей. Интерьер храма украшали два десятка праздничных святых образов, написанных на квадратных досках размером в поларшина, и деревянный иконостас, исполнение которого было оплачено П. Бочаровым - мещанином Черниговской губернии.
Горожане с трепетом относились к церкви Феодора Стратилата, всячески радели о приумножении ее великолепия, жертвуя на это, кто сколько может. Свою лепту сюда внес и Н.Д. Стахеев - знаменитый промышленник и благотворитель. С 1886 года под крылом церкви открыли церковно-приходскую школу для детей из необеспеченных семей. Благословение на это богоугодное дело было получено от Иоанна Кронштадтского.
Церковь была обнесена железной оградой с каменными столбами, в пределах которой в 1909 году построили часовню. В начале 1920-х гг. заботами священника Петра Сербинова, который собрал нужные средства, постройку дополнили ризницей и пономарней, а также возвели новый престол. Освящение обновленного храма состоялось 6 сентября 1920 года.
Но вскоре наступили трудные времена. Тяготы религиозных гонений коснулись и духовных пастырей, и сам храм. Так, расстреляли Никандра Сакуна (диакон) и Тимофея Изотова (иерей). Священнослужителя Петра Сербинова отправляли за решетку четырежды, и хотя по прошениям прихожан его освобождали, умер он все-таки в ссылке.
Храм неоднократно закрывали - в 36 и 38 годах XX века. В период Великой Отечественной (с 1944 г.) он вновь распахнул двери для прихожан, и службы проходили здесь до начала 60-х гг. Закрыв его в 1964 году, в святых стенах разместили клуб "Строитель", а на месте уничтоженной часовни возвели стеклянный павильон, где проводились танцы.

Восстановление Храма всех Крымских святых

Воскресение святыни стало возможным в конце 1980-х гг. стараниями супругов Коробченко - Анны и Сергея, людей, радеющих за судьбу православного храма. Работы проводили на средства, выделенные городскими властями и собранные верующими. Проект архитектора Л. Абдрахимова воплощали в жизнь 13 лет. Но уже в начале декабря 1989 года в помещении, которому еще предстояло только пережить реставрацию, впервые состоялась литургия. С этого момента здесь проводили службы с причастием, крестили и венчали, отмечали все православные праздники. И в этом большая заслуга здешнего настоятеля отца Михаила (Халюто).
Возрожденный храм посвятили Всем крымским святым и Феодору Стратилату . Он являет собой оригинальный образец религиозного зодчества. На главном входе - двери с искусно выполненной резьбой. Отсюда по протяженному переходу с оконными проемами стрельчатой формы верующие попадают в основной зал, являющий собой в плане квадрат. Церковь венчает темный купол, по четырем сторонам от которого установлены на изящных башенках маленькие луковки с блистающими золотом крестами. Подобные башенки находятся и на крыше заново выстроенной трехъярусной колокольни, покрытой шатром с небольшим куполом. Световой барабан в церковном здании имеет редкий вид. В отличие от часто используемых круглых или многогранных форм, у него она квадратная. По всем его стенам расположены три полукруглых оконных проема, пропускающих в помещение потоки света.
Особым украшением со стороны фасада является фреска из мозаики, воспроизводящая образ святого Феодора Стратилата. Имеется фреска также в заново отстроенном притворе, она нанесена на потолок и посвящена празднику Покрова Богородицы. В церкви есть икона, именуемая "Собор всех святых и подвижников благочестивых в земле Таврической просиявших", которую выносят из церкви в престольный праздник (28 декабря).
В этом храме с 1992 года возобновили давний православный обычай - в ночь Крещения (с 18 на 19 января) омываться в море. По традиции верующие шьют себе специальные рубахи и в Крещенскую ночь отправляются крестным ходом к Черному морю, где в полночь окунаются в морские волны.

Тавры, киммерийцы, скифы, греки, готы, хазары, татары, турки, славяне. В чьи только руки не переходила эта благословенная Небом земля, расположившаяся на перекрестке цивилизаций. Каждый народ оставлял здесь глубокий след, вписывая новые страницы в летопись полуострова. Эти истории - живые, яркие, трогательные. И самые важные из них - это жития христианских подвижников, которые во многом определили лик современного Крыма. Сегодня, в день памях,ти Собора Крымских святых, мы расскажем о некоторых из них.

Апостол Андрей Первозванный

Именно вместе с этим человеком на полуостров проникли первые ростки христианства. Взлелеянная солнцем Таврида досталась апостолу по жребию, который ученики Спасителя бросили после Пятидесятницы, расходясь во все концы Римской империи на проповедь. Андрей, родной брат Петра, направился сначала в Малую Азию, затем, обойдя с Евангелием побережье Черного моря, оказался в Крыму. По преданию, с его именем связано и южные крымские города. Они берут свое начало от древних поселений греков-колонистов, искавших в черноморских бухтах лучшей доли. Наверное, это тоже сыграло определенную роль, когда странствующий миссионер обратился со Словом Божьим к потомкам таких же странников. Так или иначе, ученику Иисуса удалось основать здесь несколько общин. Со временем христиан в Крыму становилось все больше, и к концу I века епископ Рима Климент, сосланный сюда на каторгу, нашел в Тавриде множество единоверцев.

Святые Климент и Мартин, папы Римские

Климент был четвертым Предстоятелем Римской Церкви и происходил из именитого рода Флавиев. Как знатного гражданина его не стали казнить, а отправили в ссылку в каменоломни близ Херсонеса, ныне известные как Инкерманские. Но и здесь неутомимый провозвестник Евангелия не прекращал своих миссионерских трудов. На добыче известняка работали тысячи заключенных, среди которых было немало христиан. В то время возле каменоломен не было воды. Видя страдания каторжан, Климент вымолил у Бога чудо - рядом с местом выработки забил источник. Слух об этом разлетелся по всему полуострову, и многие местные жители приходили креститься. Бывало, Климент крестил до 500 человек в день. Очень скоро число крымских общин перевалило за семьдесят, некоторые языческие храмы были разрушены. Узнав о бурной деятельности проповедника, император Траян направил в Херсонес спецназ с приказом убить Климента и навести порядок в колонии. Во время карательной операции осенью 101 года святого привязали к якорю и утопили в море в расчете, что тело не будет найдено. Однако по молитвам христиан море отступило от берега на полкилометра, и останки были обретены, а в середине IX века перенесены в Рим равноапостольным Кириллом, просветителем славян.

С Херсонесом связана жизнь еще одного понтифика - святителя Мартина. Его тоже отправили в ссылку, и местом заточения снова стала эта колония. Папа Мартин активно выступал против императора Константа II, который на государственном уровне поддерживал еретиков-монофелитов, искажавших учение о Христе. На полуострове святой жил недолго - в 655 году он отдал Богу душу, спустя несколько недель после прибытия в порт.

Святые Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон, епископы Херсонеса

Кроме подвигов святого Климента нам мало что известно о жизни христианских общин Крыма первых трех веков. Большинство исследователей полагает, что постоянные епископские кафедры возникли в колониях только в начале IV века. Первые епископы Херсонеса (кроме Капитона) были посланниками Иерусалимской Церкви. Сначала в городе появился Василий - ему удалось не только укрепить общину, но и увеличить ее за счет крестившихся язычников. Он успешно проповедовал, пока в 309 году не был убит по приказу императора Максимиана Галерия. Узнав об убийстве своего друга и сподвижника, остальные епископы, - Евгений, Елпидий и Агафодор, - до этого благовестившие на берегах Мраморного моря, прибыли в Херсонес продолжить дело Василия. В 311 году они были побиты камнями язычниками-херсонеситами, разделив участь своего собрата. Еферий тоже был сыном Иерусалимской Церкви, но его епископство припало уже на время правления Константина Великого. Этот святитель, как и его предшественники, сначала он тоже встретил противодействие со стороны язычников, но времена уже были другие. Еферий мирно отошел ко Господу. А вот его приемнику Капитону достался мученический венец - однажды корабль со святым прибило в устье Днепра. Местные жители захватили корабль и утопили всех пассажиров, в том числе - и святого Капитона. Это произошло весной 326 года. На крови первых епископов Херсонеса выросла обширная церковная община, которая вплоть до упадка города в XIV веке играла важную роль в жизни христианского Востока. Например, именно отсюда приглашал священников креститель Руси Владимир.

Святители Стефан и Савва Сурожские

Не только в Херсонесе теплилась лампада Православия. Примерно с VIII века стала расцветать христианская община в Сугдее - нынешнем Судаке. На Руси это поселение называлось Сурожем. Оно дало Церкви двух святых - епископов Стефана и Савву.

Стефан был третьим по счету архиереем города. Он родился в конце VII века на Востоке Малой Азии в семье христиан. В возрасте семи лет его отдали обучаться грамоте, и в итоге талантливый мальчик попал в Константинополь. Юноша провел несколько лет при патриархе Германе, но затем тайно удалился в монастырь. Когда в Суроже умер епископ, жители обратились к патриарху с просьбой назначить нового, Предстоятелю явился ангел и повелел поставить на Сурожскую кафедру Стефана. Более тридцати лет епископ управлял общиной города. Он активно противостоял иконоборчеству, за что неоднократно преследовался властями, а при императоре Льве III Исавре претерпел мучения и долго сидел в темнице в Константинополе, откуда вышел лишь после смерти императора. Уже в глубокой старости Стефан снова вернулся к своей пастве в Сурож, где и скончался примерно в середине VIII века.

Другой святитель - Савва - почти неизвестен нам, сведения о нем крайне скудны. Сохранилась лишь запись о нем в месяцеслове XII века. Еще около Судака есть гора Ай-Савва, где сохранились остатки храма и пещера, в прошлом, видимо, связанные с жизнью этого святого.

Святитель Иоанн Готский

Этого человека можно назвать коренным крымчанином - он родился в городке Партенит в первой половине VIII века в семье греческих переселенцев. Его мать Фотина еще до рождения сына дала обет посвятить его служению Богу. К этому времени на Юге Крыма была образована Готская епархия, названная так в честь племени крымских готов, которые вторглись на полуостров еще в III веке, но потом ассимилировались греками и приняли христианство. Иоанн, известный своим благочестием, был всенародно избран епископом готским. В 787 году, с одобрения Иоанна, готы восстали против хазар, установившими над ними контроль. Но мятеж был подавлен, а Иоанн арестован. Его заточили в тюрьму, но ему удалось бежать в Малую Азию, где он и умер спустя четыре года.

Святители Иустин (Полянский) и Лука (Войно-Ясенецкий)

Самые последние в списке крымских святых - практически наши современники. Они не были выходцами с полуострова, но их судьба тесно связана с ним. Владыка Иустин относится к Крыму опосредовано - с 1885 по 1889 год он возглавлял Новомиргородскую епархию, которая на то время была составной частью Херсонской епархии, объединявшей тогда и крымские приходы. А вот архиепископ Лука пятнадцать лет своей жизни посвятил возрождению Симферопольской кафедры.

Назначенный на нее в 1946 году, владыка до самой кончины нес тяжелый крест управления епархией. В Крыму он развернул широкую деятельность, в которой имеется много миссионерских аспектов. Он обучает молодое поколение военных врачей, делает абсолютно бесплатные частные операции и обследования. На свое нехитрое по тем временам архиерейское жалование (10000 рублей) поддерживает бедных и материально помогает своей родне, которая живет в архиерейском доме. Но главные действия святителя направлены на прославление Господа и укрепление положения Церкви. Свои бои с силами зла святитель вел по трем направлениям - священство, миряне и уполномоченные по делам Русской Православной Церкви.

В отношении священников архиепископ был очень строг. Против всякого нарушения устава у него всегда находились слова скорби и праведного гнева. Так, святитель борется с пьянством и курением, небрежным отношением к иерейским обязанностям и проявлениями малодушия. Он презирает корыстолюбие и настоятельно просит священников не лениться проповедовать. За малейшее нарушение правил отец Лука лишал священников сана, запрещал в служении либо отправлял за штат.

К мирянам владыка относился с любовью, очень важной частью своего пастырского подвига считал проповедь. Сохранилось огромное количество прекрасных речей святителя. В них он поднимал злободневные вопросы - покаянную дисциплину, положение Церкви, обрядоверие и малодушие среди мирян. Миссионерским подвигом можно назвать и чудеса исцелений, которые святой все чаще стал совершать не скальпелем, а молитвой. Чудеса совершались как при жизни архипастыря, так и после его смерти.

Однако наиболее трудный подвиг пришлось совершать отцу Луке на фронте с советской властью. С 1947 года эпоха послабления атеистического гнета закончилась, и государство с новой силой стало гнать Церковь. По приезде святителя в Крым в «органах» поняли, что борьба будет жесткой. Уполномоченные стремились очернить владыку перед властями, сместить его с кафедры, рассорить его с окружением.

Брань с врагами внутренними и наружными подтачивала здоровье святителя, и 11 июня 1961 года славный архипастырь отошел к Господу. Несмотря на нежелание городских властей, траурная процессия с гробом святителя в течение трех часов двигалась по центральным улицам Симферополя. Город прощался со своим пастырем и врачом. Через 35 лет, 24 - 25 мая 1996 года, Церковь торжественно прославила владыку в лике святых. Его мощи почивают в Свято-Троицком кафедральном соборе города Симферополя.

Подводя итоги 2014 года, Владимир Путин сказал: «Крым имеет для России огромное цивилизационное и сакральное значение»

Сакральных центров Руси, слава Богу, немало. Однако вряд ли какая иная русская земля составит конкуренцию Таврической. Самое время напомнить об этом сегодня, 28 декабря, в праздник Собора Крымских святых, по ини­ци­а­ти­ве ар­хи­епи­ско­па Симферополь­ского и Крым­ско­го Леон­тия (Гу­ди­мо­ва) и по бла­го­сло­ве­нию Патриар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Пи­ме­на.установленный по благословению Святейшего патриарха Пимена в 1988 году.

День празд­но­ва­ния Собора Крымских святых был при­уро­чен к дню па­мя­ти свт. Сте­фа­на, ар­хи­епископа Су­рож­ско­го.

В Со­бор Крым­ских свя­тых вхо­дят:

  • Св. апостол Ан­дрей Пер­во­зван­ный († 62; па­мять 20 июня, 30 но­яб­ря)
  • Сщ­мч. Кли­мент I Рим­ский († 101; па­мять 30 ян­ва­ря, 22 ап­ре­ля, 10 сен­тяб­ря, 25 но­яб­ря)
  • Сщ­мч. Еф­рем Хер­со­нес­ский , епископ. († нач. IV; па­мять 7 мар­та)
  • Сщ­мч. Ва­си­лий Хер­со­нес­ский , епископ. († 309; па­мять 7 мар­та)
  • Сщ­мч. Ага­фо­дор Хер­со­нес­ский
  • Сщ­мч. Ев­ге­ний Хер­со­нес­ский , епископ. († 311; па­мять 7 мар­та)
  • Сщ­мч. Ел­пи­дий Хер­со­нес­ский , епископ. († 311; па­мять 7 мар­та)
  • Свт. Ефе­рий Хер­со­нес­ский, епископ. († 324; па­мять 7 мар­та)
  • Сщ­мч. Ка­пи­тон Хер­со­нес­ский, епископ. († по­сле 326; па­мять 7 мар­та)
  • Свт. Мар­тин I Рим­ский († 655; па­мять 14 ап­ре­ля)
  • Свт. Сте­фан Су­рож­ский , ар­хи­епископ . († ок. 750; па­мять 15 де­каб­ря)
  • Прп. Иоанн Готф­ский, епископ. († 790; па­мять 19 мая, 26 июня)
  • Свт. Сав­ва Су­рож­ский , ар­хи­епископ. († XII век; па­мять 28 декабря )
  • Свт. Лу­ка (Вой­но-Ясе­нец­кий), ар­хи­епископ Сим­фе­ро­поль­ский . († 1961; па­мять 29 мар­та)
  • Свт. Иустин (По­лян­ский) , епископ. († 1903)

Возглавляет Собор Крымских святых первый из призванных Христом апостолов – Андрей Первозванный (6 г. до н.э. -30 ноября 60 г. н.э.), обошедший со Словом Божьим всё побережье Чёрного и Азовского морей. Его изгоняли из городов, избивали, в турецком ныне Синопе побили камнями, но, выжив, ученик Христов продолжал свидетельствовать о Спасителе.

После проповеди в Иверии, Сванетии, Осетии и Абхазии апостол Андрей направился в Сарматию и Скифию . В Понтийском царстве он проповедовал в Ольвии, и в Таврии (Крым) — в Пантикапее, Феодосии, Херсонесе. Первые христиане в Таврии появились в первые 50 лет нашей эры , то есть на 900 лет (!) раньше крещения Руси князем Владимиром в 988 году. На берегу Босфора святой апостол Андрей Первозванный основал церковную общину в селении Византий, которое позже стало Вторым Римом – столицей могущественнейшей православной Византийской империи и предшественником Рима Третьего.

Самый первый крымский святой Андрей Первозванный , принявшем смерть в 65 лет в средиземноморских Патрах , распятый на косом кресте. Этот образ Святого Андрея воплотился в Андреевском стяге военно-морского Черноморского флота России, и в флаге Новороссии, в состав которой входила Таврическая губерния России.

Однако, христианский Константинополь появится лишь через четверть тысячелетия после мученической смерти на кресте Святого Андрея Первозванного, а правители римской империи четверть тысячелетия были жестокими гонителями своих святых христианских епископов.

Священномученик Климент, папа Римский. Служение в Тавриде

Четвёртый Папа римский Климент I родился в знатной римской семье, кровными узами связанной с императорской фамилией Рима. В 16 лет Климент попал в Александрию, где услышал слово апостола от 70 Варнавы и стал горячим приверженцем нового христианского учения. Уже на родине Климент нашёл первого епископа Рима апостола Петра – родного брата Андрея Первозванного, от него – юноша Климент принял крещение.

Незадолго до своей мученической смерти апостол Пётр рукоположил Климента в епископы. В 92 году Климент I был избран папой Римским , четвёртым по счёту после апостола Петра. Благодаря проповедям папы Климента I многие римляне стали христианами; однажды после поучения нового епископа крестилось сразу 424 человека – от раба до придворного.

Последнее обстоятельство обеспокоило римского императора Траяна, и он сослал в 98 году четвёртого Папу римского Климента I в Таврию, в каменоломни Инкермана . За апостолом Климентом последовали в далёкую Тавриду и многие его ученики, предпочтя добровольную ссылку разлуке со своим духовным отцом. По преданию, в Херсонесе Таврическом к тому времени уже существовала христианская община около 2000 человек, основанная Андреем Первозванным ещё 48 лет назад.

В положении раба — каменотёса святитель Климент продолжал служить как архиерей. От добычи строительного камня в скалах Инкермана на берегу нынешней реки Чёрной образовались большие пещеры. Одну из пещер апостол расширил и обустроил под христианскую церковь. Слушая его проповеди, тысячи язычников обратились в христианство.

В 101 году слава о миссионерском триумфе Климента в Тавриде, провинции Римской империи, донеслась до императора Траяна. Разгневанный император приказал казнить епископа Климента, который был брошен в море с якорем на шее. Но по молитвам учеников апостола и всего христианского населения Херсонеса каждый год в день мученической кончины Климента море на шесть дней отступало от скальной подводной пещеры, где покоилось тело святого Климента, и люди могли молиться у морского грота с нетленными мощами священно мученика Клемента.

Среди благодаривших Бога за это чудо были и священно мученики Херсонеса IV века Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон , а также 74-й папа Римский Мартин , сосланный в Херсонес Таврический за осуждение экуменизма в тогдашнем его проявлении – монофелитстве.

Однако, в 811 году Чёрное море прекратило отступать от подводного грота с останками святого Климента по грехам людским. Мощи святого Климента стали недоступны для поклонения. Так продолжалось полвека, пока Херсонес не посетили равноапостольные учители словенские, братья Кирилл и Мефодий. В 861 году они побудили епископа Херсонесского Георгия к соборной молитве об открытии мощей святого Климента . После всеобщего покаяния и усердной молитвы нетленные мощи апостола Климента чудесно появились на поверхности моря.

Кирилл и Мефодий воспринял это чудо и покровительство святого Климента своей просветительской деятельности.

В «Житии Константина Философа» (гл. VIII) читаем, как наш святой Кирилл по прибытии в Херсон (Корсун) совершил немало достопамятных дел, в том числе и как филолог и библиофил Кирилл: научился «жидовьстеи беседе», поразив этим одного местного «самарянина». Но самое для нас замечательное, что Кирилл нашёл в Тавриде (Крыму) Евангелие и Псалтырь, написанные РУССКИМИ письменами и человека, говорящего на русском языке: «обрѣте же тоу evangelïe и ψáлтирь русьскыми писмены писано, и чловѣка обрѣтъ глаголюща тою бесѣдою…» [Лавров П.А. Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности. Л., 1930 (Труды Славянской комиссии, т. I), с. 11 – 12].

В книге «К истокам Руси. Народ и язык», академик О. Н. Трубачёв утверждает, что именно «в Крыму жили и в кирилло-мефодиевские, и более ранние времена» . По-гречески могло звучать как *Ταυρο-ρως -*тауро-руси — «тавро-русы», или «Ταυ̃ροι καί ‘Ρω̃ςοι», что-то вроде «тавры-росы». В Херсонесе к моменту приезда туда Константина Философа были славяно-русские жители И христианство, и письменность пустили в городском центре Херсонеса корни, причём, возможно, ещё задолго до прибытия туда святых братьев Кирилла и Мефодия.

В то время западная римская церковь считала богослужебными только три языка — древнееврейский, греческий и латынь, и деятельность Кирилла и Мефодия осуждалась. В Риме хранились святые мощи всех римских Пап, недоставало только мощей четвёртого Папы римского Климента I, и братья Кирилл и Мефодий принесли папе римскому Адриану, чудом обретённые в Тавриде мощи святого епископа Климента I, и попросили его часть обретения нетленных мощей, освятить богослужебные книги , переведенные на славянский язык, что и было сделано. Так четвёртый Папа римский Климент I, принявший мученическую смерть в Тавриде, стал святым покровителем славянской азбуки, богослужебных книг и ведения христианского богослужения на славянском языке.


По этим богослужебным книгам, написанным на славянском языке крестили в Херсонесе великого князя киевского Владимира, через которого Господь определил для Древней Руси тот самый цивилизационный выбор, о котором говорил в год русской весны Владимир Путин.

Равноапостольный князь Владимир перенёс в заложенную им в Киеве Десятинную церковь главу священномученика Климента. Так мощи папы Римского Климента I стали первой христианской святыней на Руси. Сейчас мироточивая глава священномученика Климента пребывает в Киево-Печерской Лавре .

Святитель Сурожский и Российский

Празднование Дня Собор Крымских святых привязано к памяти Стефана Сурожского, жившего и проповедовавшего в древнем городе Сураже в Тавриде. В санскрите означает «богатый водой», что является этимологической основой для образования гидронима Сарасвати. По-русски «сурожка» - это сырая местность.

В VIII веке Сурож был центром одной из Таврических епархий , «первой среди равных» на полуострове Таврида. Во второй половине VIII столетия епархию в Сураже возглавлял архиепископ Стефан.

«Среди паствы Стефана Сурожского, несомненно, были славяне, – утверждает профессор Владимир Махнач. – Дело в том, что славяне, в чём не сомневается археологическая наука, жили в Таврии с момента возникновения славянства, то есть с I в. до н.э. или, во всяком случае, с I в. н. э… Посмотрите, ведь город по-гречески назывался Сугдея. Когда там жили итальянцы, он назывался Солдайя. По-татарски стал называться Судак. Но он имеет и славянское название Сурож … Как правило, славянские имена имеют те города, в которых славяне жили, даже если они жили в них в составе не славянского государства. Я вовсе не хочу сказать, что это было славянское государство. Нет, это была область владений Римской империи, то есть империи Византийской в VIII веке. И, тем не менее, это было место, как и Херсонес Таврический, со славянским населением » .

В конце VIII века славянская рать во главе с языческим князем Бравлином захватил Сурож, профессор Владимир Махнач предполагает, что славянский князь Бравлин был таврическим князем . «Бравлин ограбил собор в Сураже и за это был наказан странным образом. Нам житие не даёт понять, что имелось в виду, когда это писалось. У него «наоборот перевернулось лицо»… Бравлин был, как и всё его окружение, страшно перепуган, а священники, уцелевшие от резни в Суроже сказали ему, что он осквернил святую гробницу. И князь язычник молится у гробницы святителя Стефана , где получает исцеление и принимает согласно житию крещение».

Святитель Стефан архиепископ Сурожский (род. ок. 700 г. - после 787 г.) , участник Никейского собора, до того немало пострадавший от иконоборцев, при своей земной жизни так и не встретившийся с русами, в богослужении именуется «Сурожским и Российским», «Российской похвалой» положившим «душу свою за Россию». Как поясняет протоиерей Алексий Чаплин, «для Православной Церкви русскость характеризуется не национальным происхождением, а принадлежностью к Православию , ибо за какую Россию положил свою душу пострадавший от иконоборцев святитель Стефан, когда России ещё не было и в помине?».

Крым наш

В средневековье, задолго до нашествия татар, Тавриду населяли наряду со славянами, русами, греками, армянами, иудеями-крымчаками, караимами и готы. В твёрдости своей «греческой веры» готы нередко превосходили самих византийских греков. В 754 году, когда Готский епископ подписал определения иконоборческого собора в Константинополе, жители крымской Готии , в то время хазарской колонии, изгнали отступника, избрав на его место известного подвижника грека Иоанна, ставшего в 758 году епископом. В 787 г. Иоанн Готский (или Готфский, по-старославянски) благословил антихазарское восстание и сам в нём участвовал. Выступление было подавлено, епископ был заключён в тюрьму, где через три года скончался. По одним сведениям, его похоронили в Георгиевском монастыре у мыса Фиолент, по другим – на горе Аю-Даг в храме Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

Основным населением православного («Богодарованного» княжества, по-русски) со столицей Мангуп в Крыму , основанного в XII веке армянской ромейской династией Гаврасов, были готы и славяне.

Создатель единой России и первый её царь Иван III рассматривал возможность заключения брака с мангупской княжной из княжества Феодоро, но после падения Константинополя, столицы христианской Византии в 1475 году, полуостров Тавриду захватила несметная турецкая армия. Несмотря на наличие у турок артиллерии, столицу горного княжества Феодоро крепость Мангуп, турки осаждали целых полтора года, пока наконец не взяли измождённый, вымирающий от голода город.

Историческую справедливость восстановила уже Екатерина Великая.

За триста лет правления в Тавриде (Крыму) Османской империи и вассального для Турции Крымского ханства многие страницы православной истории Тавриды были стёрты, православные храмы и святыни были намерено уничтожены захватчиками. Мало сведений сохранилось о местных святых, разрушенных храмах и монастырях.

О святителе Савве, архиепископе Сурожском эпохи раннего средневековья сохранились только в заметке на полях греческой Минеи XII века, а также в названии горы Ай-Савва (Святой Савва) у Сурожа, где была найдена икона святителя Саввы в 1872 году.

По материалам: http://www.km.ru

По преданию, христианство в Крым принес в первом веке апостол Андрей Первозванный. Потом здесь проповедовал святой Климент, папа Римский, ученик апостола Петра и спутник апостола Павла. Эта земля стала местом столкновения цивилизаций. Кочевники-язычники, византийцы, генуэзцы-католики, тюркское население, исповедовавшее ислам, иудеи-хазары: все боролись за влияние на полуострове. С Крымом связаны труды равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, здесь когда-то принял крещение князь Владимир. Вспоминают в сонме крымских святых православную царицу-монахиню Феодору.

Она правила в четырнадцатом веке. На её княжество напали генуэзцы. Феодора имела возможность скрыться, но не оставила свой народ. Вместе со своей дружиной царица погибла в монастыре на горе Кастель. Среди крымских святых двадцатого века множество выдающихся архипастырей. Архиепископ Димитрий, в миру – князь Давид Ильич Абашидзе, с начала Первой мировой войны служил простым священником Черноморской эскадры. Последние годы жизни он провел в Киево-Печерской лавре и скончался там в тысяча девятьсот сорок втором году. В Собор Крымских Святых входит и святитель Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский Он был выдающимся архиереем, профессором-хирургом, получил Сталинскую премию и прошел лагеря. Его мощи покоятся в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя. По молитвам к святителю не раз происходили чудеса и исцеления.
Все святые Крымские, молите Бога о нас!

Установлен 10 марта 1988 года по инициативе архиепископа Симферопольского и Крымского Леонтия (Гудимова) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена. День празднования был приурочен к дню памяти свт. Стефана, архиеп. Сурожского.

Святые угодники земли Крымской

Угодники Божии, чьи святые мощи обретены и пребывают в Крыму

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) исповедник, архиепископ Симферопольский и Крымский (†1961), память 29 мая / 11 июня
Святая преподобная Параскева Топловская (†1928), память 3 /16 декабря

Святые первых веков

Апостол Андрей Первозванный (†62), память 30 ноября / 13 декабря
Священномученик Климент, папа Римский, апостол от 70-и (†101), память 25 ноября / 8 декабря
Мученики Инна, Пинна, Римма (I–II), память 20 января / 2 февраля и 20 июня / 3 июля
Преподобномученица Параскева († между 138–161), память 26 июля / 8 августа
Безсребреники и чудотворцы Косма и Дамиан (†284), память 1 / 14 июля
Священномученики в Херсонесе Таврическом епископствовавшие:
Василий, Ефрем, Капитон, Евгений, Евферий, Елпидий и Агафадор (IV), память 7 / 20 марта

Святые древней Таврики, Византии и Руси

Святитель Мартин исповедник, папа Римский (†655), память 14 / 27 апреля
Святитель Стефан исповедник, архиепископ Сурожский (†750), память 15 / 28 декабря
Преподобный Иоанн, епископ Готфский (†790), память 19 мая / 1 июня и 26 июня / 9 июля
Равноапостольные Кирилл и Мефодий, учителя Словенские (IX), память 11 / 24 мая
Равноапостольный Владимир, великий князь Киевский (†1015), память 15 / 28 июля
Преподобномученик Евстратий, инок Печерский (†1097), память 28 марта / 10 апреля
Благоверный Константин, князь Мангупский, в иночестве преподобный Кассиан грек, Угличский чудотворец (†1504), память 2 / 15 октября и 21 мая / 3 июня

Святые угодники XIX века

Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический (†1857), память 25 мая / 7 июня
Преподобномученик Парфений, игумен Кизилташский (†1867), память 4 / 17 сентября
Святитель Гурий (Карпов), архиепископ Таврический (†1882), память 17 / 30 марта

Святые новомученики Крымские

Священномученик Порфирий (Гулевич), епископ Симферопольский и Крымский (†1937)
Священномученик Сергий (Зверев), архиепископ Елецкий (†1937)
Священномученик Никодим (Кротков), архиепископ Костромской и Галичский (†1938)
Священномученик Лаврентий (Князев), епископ Балахнинский (†1918)
Священноисповедник Роман Медведь, протоиерей (†1937)
Священномученик Тимофей Изотов, иерей (†1938)
Священномученик Иоанн Блюмович, иерей (†1938)
Священномученик Николай Казанский, протоиерей (†1942)
Священномученик Димитрий Киранов, протоиерей (†1938)
Священномученик Виктор Киранов, протоиерей (†1942)
Священномученик Николай Мезенцев, протоиерей (†1938)
Священномученик Андрей Косовский, протоиерей (†1920)
Священномученик Матфей Александров, иерей (†1921)
Священномученик Димитрий Игнатенко, протоиерей (†1935)
Священномученик Михаил Богословский, протоиерей (†1940)
Священномученик Александр Ильенков, иерей (†1942)
Священномученик Елеазар Спиридонов, иерей (†1937)
Преподобномученик Варфоломей (Ратных), иеромонах (†1938)
Священномученик Владимир Пищулин, иерей (†1938)
Преподобномученик Антоний (Корж), иеродиакон (†1938)
Мученик Димитрий Спиридонов (†1938)
Мученик Стефан Наливайко (†1945)

Тропарь, Глас 4:

Днесь светло красуется Церковь Крымская / и радостно торжествуют православных множества, / совершая память Таврических всех святых, / от апостол Христовых до ныне прославленных, / с ними же новомучеников и исповедников века двадцатаго, / ихже предстательством и молитвами / даруй Господи всем нам помощь Божественную / непоколебимы пребывати в Православии, / Твою богатую милость, благоденствие и спасение душ наших.

Кондак, Глас 3:

Яко жертву непорочну и благоугодну Христу приносяще, / Православная Церковь Крымская светло празднует, / совершающе соборную память святых угодников Таврических, / от земли нашея востекших / и насельниками райских селений бывших. / И мы вси под кров их молений притекающи, / избавляемся от належащих бед и зол, / воспевая купно с ними Святую Троицу, / дарующую нам спасение и велию милость.

Величание:

Величаем вас / святии вси в земли Тавричестей просиявшии / и чтим святую память вашу, / вы бо молите о нас / Христа Бога нашего.

Вси святии, молите Бога о нас!

Когда мы говорим о Крыме, наше воображение сразу начинает рисовать серпантины дорог среди стройных кипарисов, море, радующее глаз своей лазурью, зубчатые вершины Ай-Петри с тонкой лентой канатной дороги.

Но Крым – это еще и древний Херсонес, ставший крещенской купелью для князя Владимира, это каменоломни Инкермана, где отбывал ссылку один из Римских епископов. Наконец, это источники, целебная сила которых связана с молитвами мучеников.

Именно этой странице истории полуострова посвящен фильм «Собор Крымских Святых». Подвижники первых веков христианства и наши современники – епископы и простые верующие – их объединяет в фильме одно: земной путь каждого из них проходил на крымской земле. Хронометраж: 45:48" "

15.12/28.12. – Собор Крымских святых

В Алуштинском храме во имя всех Крымских святых и св. Феодора Стратилата на южной стене, справа от алтаря, есть редчайшая икона, изображающая собор Крымских святых. Образ написан липецким иконописцем Виктором Блиновым к празднику Всех крымских святых, установленному Священным Синодом в 1988 году, когда праздновали Тысячелетие . Множество святых изображено на этой иконе, и среди них есть та, имя которой упоминается редко, а она доблестно и верно служила Богу до своего последнего вздоха, – это святая благоверная царица Феодора Сурожская.

"В XIV веке весь южный берег Крыма, от Судака до Ялты, принадлежал царице-монахине Феодоре, прекрасной, добродетельной и неустрашимой", – сообщает нам один из греческих синаксарей. Царица и монахиня – редкое, вызывающее удивление сочетание. Столица её царства находилась в Сугдейе – нынешнем Судаке, на юго-востоке Крымского полуострова. Отец Феодоры, греческий топарх князь Феодор, происходил из древнего рода Палеологов, мать была итальянкой из Кафы. В семье воспитывались также два брата-близнеца, дети родственника князя Феодора. После смерти матери, царевны Феодоры, воспитание детей было доверено старцу отцу Иоанну – настоятелю монастыря святого Прокла на горе Кастель. Как сказано в летописи, "...старец Иоанн бежал из роскошной и суетной Византии, бежал от религиозных споров и разврата; скрылся здесь, в нагорной обители, устроил её, населил монахами...". Эта обитель на горе Кастель находилась в окрестностях тогдашнего Алустона, нынешней Алушты. Монастырь стал любимым местопребыванием юной Феодоры. Старец воспитал её в строгом аскетизме, говорил ей, что жизнь земная – только приуготовление к жизни вечной. С детства её не занимали девические игры и забавы – всё это было чуждо юной царевне. Беседы с людьми умными и благочестивыми, молитва, чтение Священного Писания и творений святых отцов – вот что было излюбленным занятием юной царевны. Она была милосердна, добра, отзывчива на чужое горе. Часто она объезжала с отцом его владения, и всем, кто обращался к ней с просьбой, помогала. В воинских упражнениях она не отставала от юношей: выучилась превосходно владеть мечом, смело управлять конём, метко стрелять из лука. Отец её, князь Феодор, с согласия императора Византии, умирая, оставил 16-летнюю царевну наследницей Сугдейи и подчинённых ей владений.

Став царицей, святая Феодора, принявшая к этому времени постриг в монашество, не изменила строгого образа жизни: в Сугдейю приезжала лишь когда этого требовали государственные дела, а большую часть времени проводила на своей любимой Кастель-горе, в монастыре святого Прокла, где жила в специально для неё построенной башне. Укрепляя монастырь, она провела туда водопровод из источника у Яйлы, а также устроила в одной из башен подземный ход к морю.

Как уже было сказано, она росла с двумя родственниками-близнецами Ираклием и Константином. С возрастом детская привязанность к девице перешла у Ираклия в чувство страстной любви. Но ведь царица была монахиней. Страстно молил её Ираклий забыть свой обет и стать его женой, сулил содействие Патриарха, но святая Феодора твёрдо отказала ему, сказав, что самая лютая смерть милее ей, чем нарушение монашеского обета. Озлобился гордый и властолюбивый юноша, получив отказ, и, наущаемый диаволом, решил погубить святую.

Ираклий решился на предательство. Пробравшись в Кафу, он убедил генуэзского консула напасть на Сугдейю, обещая помощь при взятии города. В уплату за свое вероломство изменник потребовал отдать ему Феодору. И вскоре под стенами города собралась чёрная рать генуэзцев. Два месяца длилась битва. Во главе защитников крепости встала царица-монахиня. Как неустрашимый воин Христов она взяла в руки меч. Там, где Феодора появлялась на боевом белом коне, силы защитников города удесятерялись.

Но вот изменнику Ираклию удалось пробраться в крепость, пользуясь сходством с братом-близнецом Константином. Он убил часового и открыл ворота врагу. Генуэзцы ворвались в город. Силы были неравны. К утру Сугдейя была под их властью. Царица с верным помощником Константином, остатком войска и частью жителей ушли на запад и укрепились в крепости Алустон. Они решили умереть православными.

Вскоре галеры генуэзцев показались у Алустона. Началась осада. Войска католиков-генуэзцев много раз шли на приступ, но православные оборонялись твёрдо. Тогда генуэзцы подвезли стенобитные орудия и стали ими разрушать стены крепости. Видя, что город не удержать, Феодора вывела из Алустона воинов и жителей. Они скрылись на горе Кастель в монастыре святого Прокла.

Как уже упоминалось, от монастыря святого Прокла, прямо из башни Феодоры, шёл подземный ход к морю, к восточной части горы. Там, у пристани, всегда стоял под парусами корабль, готовый отвезти царицу в Византию. Она собрала совет, решавший как быть: отплыть ли ей в Византию, и тогда её подданные останутся живы, потому что главной причиной этой войны после взятия Сугдейи была только она, царица-монахиня. Но народ в один голос возопил: "Нет, царица, не покидай нас! Мы не хотим быть под властью врагов наших. Падём около тебя...".

Вскоре у стен монастыря появились генуэзцы. Враги решили взять Кастель длительной осадой. Но окончательно обезумевший предатель Ираклий не мог ждать долго и вызвался проникнуть туда. По известному ему с детства подземному ходу прошёл он в обитель и открыл ворота. Он рвался к Феодоре. А она уже вышла навстречу ему с мечом в руках. Узнав о том, что Ираклий открыл ворота, царица в праведном гневе своими руками отсекла ему голову. Ожесточённо сражались в этой битве все: монахи, женщины и даже дети. Был убит Константин. Святая Феодора с возгласом: "Господи! Приими меня!" – ринулась в самую гущу битвы и положила душу свою за Православие. Её кровь обагрила склон Кастель-горы. И до сих пор там, на сером фоне утёса, ещё видны багровые тёмные полосы. Скала эта носит название Эмата-кая (Гемата), или Кан-кая, что по-гречески означает "кровавая скала". Местное предание гласит, что это – застывшая кровь святой благоверной царицы Феодоры Сурожской и всех защитников Православия, павших здесь.