06.02.2024

Министерство регионального развития водяные счетчики. Приборы учета воды


"Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения"

Редакция от 29.12.2011 — Действует с 01.09.2012

МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 29 декабря 2011 г. N 627

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРИТЕРИЕВ НАЛИЧИЯ (ОТСУТСТВИЯ) ТЕХНИЧЕСКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ УСТАНОВКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО, ОБЩЕГО (КВАРТИРНОГО), КОЛЛЕКТИВНОГО (ОБЩЕДОМОВОГО) ПРИБОРОВ УЧЕТА, А ТАКЖЕ ФОРМЫ АКТА ОБСЛЕДОВАНИЯ НА ПРЕДМЕТ УСТАНОВЛЕНИЯ НАЛИЧИЯ (ОТСУТСТВИЯ) ТЕХНИЧЕСКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ УСТАНОВКИ ТАКИХ ПРИБОРОВ УЧЕТА И ПОРЯДКА ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЯ

1. Утвердить:

критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

форму акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 2 к настоящему приказу;

порядок заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 3 к настоящему приказу.

3. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства не позднее 10 дней со дня подписания направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации А.А. Попова.

И.о. Министра
В.А.ТОКАРЕВ

2. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:

а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);

б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.

3. Техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 настоящего документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.

4. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего документа.

5. В отношении многоквартирных домов (жилых домов или помещений), для которых Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 19, ст. 2291, N 31, ст. 4160, ст. 4206; 2011, N 29, ст. 4288, ст. 4291, N 30, ст. 4590, N 49, ст. 7061, N 50, ст. 7344, 7359, N 51, ст. 7447) установлено требование по их оснащению на дату их ввода в эксплуатацию определенными видами приборов учета энергетических ресурсов, техническая возможность установки таких приборов учета имеется.

6. Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.

Приложение N 2
к приказу Министерства
регионального развития
Российской Федерации
от 29 декабря 2011 г. N 627

2. В пункте 2 акта обследования указываются фамилия, имя, отчество каждого лица - представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), проводящего обследование, а также реквизиты документа, подтверждающего полномочия данного лица на проведение обследования (доверенность, поручение, наряд и т.д.).

3. В пункте 3 акта обследования указываются фамилия, имя, отчество каждого присутствующего при проведении обследования лица, в том числе:

Представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), ответственного за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также наименование такого юридического лица (фамилия, имя, отчество физического лица);

Собственника (представителя собственника) помещения, жилого дома, в отношении которого подана заявка на установку индивидуального, общего (квартирного) прибора учета;

Иных лиц, участвующих в обследовании.

4. В пункте 4 акта обследования указывается вид прибора учета, на предмет установки которого проводится обследование наличия (отсутствия) технической возможности его установки:

Индивидуальный или общий (квартирный) или коллективный (общедомовой);

Прибор учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии.

5. В пункте 5 акта обследования указывается адрес многоквартирного дома (жилого дома или помещения), в котором проводится обследование на предмет технической возможности установки прибора учета соответствующего вида.

6. В пункте 6 акта обследования указывается способ проведения обследования: путем осмотра или с применением инструментов/средств измерений.

В случае применения при проведении обследования инструмента указывается его наименование и характеристики.

В случае применения при проведении обследования средства измерения указываются его наименование, метрологические характеристики и дату истечения очередного межпроверочного интервала.

7. В пункте 7 акта обследования указываются результаты проведенного обследования, а именно наличие или отсутствие технической возможности установки прибора учета соответствующего вида.

8. Пункт 8 акта обследования заполняется в случае, если при проведении обследования будет установлено, что отсутствует техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида, с указанием конкретных выявленных в ходе обследования критериев отсутствия технической возможности установки прибора учета соответствующего вида.

9. Пункт 9 акта обследования заполняется в случае, если у кого-либо из присутствующих при проведении обследования лиц имеется особое мнение относительно хода проведения и результатов обследования.

В этом случае в пункте 9 акта обследования указываются фамилия, имя, отчество присутствующего лица, имеющего особое мнение, а также содержание особого мнения.

10. В пункте 10 акта обследования указывается количество экземпляров составленного акта, которое должно соответствовать количеству присутствующих при проведении обследования лиц.

Составленные акты вручаются каждому из присутствующих при проведении обследования лиц.

Вода / Счетчики холодной и горячей воды

Каковы требования к организации, устанавливающей счетчики воды? Может ли счетчики воды ставить индивидуальный предприниматель? Можно ли поставить счетчик воды самостоятельно? И какие документы необходимо будет тогда предоставить в организацию, управляющую многоквартирным домом? Разъяснения по этим вопросам опубликованы Центром координации ГУ ИС Москвы (занимается организацией расчетов за коммунальные платежи в Москве)

Каковы требования к лицам, устанавливающим счетчики воды?

Вопрос: Прошу дать разъяснения, должен ли обладать особым статусом индивидуальный предприниматель, осуществляющий установку ИПУ? Каким требованиям должен соответствовать ИПУ?

Ответ: Одним из вариантов установки ИПУ в жилых помещениях за счет собственных средств, может быть обращение гражданина - собственника (нанимателя) жилого помещения, либо уполномоченного им лица, в специализированную организацию, осуществляющую установку соответствующих приборов, или к индивидуальному предпринимателю, оказывающему соответствующие услуги. При этом, членство в СРО или наличие сертификата - не является обязательным условием для осуществления деятельности по установке ИПУ.

Так, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ « О саморегулируемых организациях», членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях является добровольным. Федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства в саморегулируемых организациях, однако для организаций, осуществляющих установку ИПУ, обязательного условия о таком членстве не предусмотрено.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ « О техническом регулировании», услуги организации, связанные с установкой ИПУ, обязательной сертификации не подлежат.

Кроме того, в соответствии с пунктом 93 части 1 статьи 17 Федерального закона РФ от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит в том числе, деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений. Однако деятельность по установке средств измерений в данном Законе не указана.

В настоящее время работы по установке ИПУ в помещениях объектов, не являющихся уникальными и особо опасными и технически сложными (ООТС), не требуют получения специального свидетельства о допуске. Перечень ООТС объектов приведён в статье 48.1 Градостроительного кодекса РФ.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации № 624 от 30 декабря 2009 года « Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства» определен перечень видов и групп видов вышеуказанных работ, который действует в настоящее время.

В нём указано, что на работы со знаком <*> допуск СРО оформляется только на уникальных и ООТС объектах. Допуск на устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений (кроме системы газоснабжения) в помещениях, требуется оформлять только при выполнении работ на уникальных и ООТС объектах. Жилые дома, квартиры не относятся к данным объектам. Таким образом, допуск к выполнению данных работ в квартирах оформлять не требуется.

Для установки в жилищном фонде города допускается применять ИПУ холодной и горячей воды, соответствующие всем требованиям Федерального Закона « Об обеспечении единства измерений» № 102-ФЗ от 26.06.2008 года. Тип ИПУ должен быть утвержден Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) и внесен в Государственный реестр средств измерений. Прибор учета должен иметь паспорт, сертификат соответствия, выданный органом по сертификации, аккредитованным Росстандартом.

Выбор номинального расхода и калибра (диаметра), других параметров приборов учета, места установки, соединительных труб и креплений должен быть произведен в соответствии с требованиями СНиП 2.04.01-85 « Внутренний водопровод и канализация зданий».

В соответствии с п. 10.6 Свода правил СП 30.13330.2012 « СНиП 2.04.01-85*. Внутренний водопровод и канализация зданий», утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 г. № 626, водосчетчики холодной и горячей воды, устанавливаемые на вводах водопровода в жилые дома и квартиры, должны предусматриваться с импульсным выходом.

Особенности и процедура принятия ИПУ в эксплуатацию в случае самостоятельной установки приборов регламентированы Порядком установки индивидуальных приборов учета и внутридомовых технических средств в жилых помещениях жилищного фонда и их совместной эксплуатации собственниками и нанимателями жилых помещений, управляющими организациями, государственными учреждениями города Москвы инженерными службами районов, префектурами административных округов, утвержденном первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы П. П.Бирюковым от 12.10.2007 г.

Таким образом, самостоятельная установка ИПУ возможна при условии соблюдения всех необходимых технических требований. После установки ИПУ необходимо обратиться в управляющую организацию для опломбирования приборов и фильтров и оформления Акта ввода ИПУ в эксплуатацию. В соответствии с п.5.1 приложения 1к постановлению Правительства Москвы от 10.02.2004 года №77-ПП, указанный Акт ввода подписывается тремя сторонами: гражданином (жителем), управляющей организацией и специализированной организацией, установившей приборы учета.

Акт ввода в эксплуатацию является безусловным основанием для произведения начислений за услуги водоснабжения по показаниям ИПУ.

Приказ Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения

ЗАПОЛНЕНИЯ АКТА ОБСЛЕДОВАНИЯ НА ПРЕДМЕТ УСТАНОВЛЕНИЯ

НАЛИЧИЯ (ОТСУТСТВИЯ) ТЕХНИЧЕСКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ УСТАНОВКИ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО, ОБЩЕГО (КВАРТИРНОГО), КОЛЛЕКТИВНОГО

(ОБЩЕДОМОВОГО) ПРИБОРОВ УЧЕТА


Судебная практика и законодательство - Приказ Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения


При отсутствии технической возможности установки прибора учета в жилом помещении, подтвержденной соответствующим актом, составленном по форме и в порядке , установленном приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 627, при расчете размера платы за соответствующую коммунальную услугу применяется "базовый норматив".


Минрегион предлагает каждые полгода начиная с 2014 года поднимать на 10% платежи за услуги ЖКХ для жильцов, не установивших счетчики на горячую и холодную воду, отопление и электричество. Уже с конца 2015 года стоимость услуг для них должна вырасти на 60%. Таким образом ведомство хочет экономически стимулировать рынок ЖКХ к полному переходу на счетчики. Но выбрало оно для этого не самый подходящий момент.


Министерство регионального развития (Минрегион) опубликовало проект поправок в акты правительства по вопросам предоставления коммунальных услуг , по которым граждане, не установившие до конца года счетчики на горячую и холодную воду, отопление и электроснабжение, с 2014 года должны будут платить сверх нормативного потребления (за вычетом домов, в которых установка счетчиков технически невозможна). Плата будет увеличиваться каждые полгода - если в доме не установлены общедомовые и индивидуальные приборы учета, то с 1 января 2014 года за электричество, горячую и холодную воду придется платить на 10% больше норматива. С 1 июля 2014 года это будет уже плюс 20%, с 1 января 2015 года - 40%, с 1 июля 2015 года - 50%, а с 2016 года - 60%. Те же нормативы касаются потребления электричества и воды на общедомовые нужды. Об установке квартирных счетчиков тепла речи не идет, но если в многоквартирном доме есть возможность поставить общедомовой счетчик, а его нет (общедомовые счетчики являются зоной ответственности управляющих компаний), жильцам придется платить с тем же повышающим коэффициентом.

Также, согласно действующему законодательству, в случае отсутствия счетчиков платить за электричество, воду и тепло обязаны и те, кто не прописан в квартирах. Но Минрегион предлагает ужесточить и эту норму, обязав граждан сообщать управляющей компании (УК) о своей прописке, а также о гостях или арендаторах в течение пяти суток. Если же собственник не уведомил о временно проживающих в его квартире гражданах, то сотрудники УК с помощью двух других жильцов могут сами установить этот факт даже при отсутствии или нежелании владельца квартиры.

Отметим, что такие или аналогичные меры уже предлагались ведомством в отвергнутых ранее редакциях «Правил предоставления услуг ЖКХ» - так, “Ъ” писал о похожих инициативах 2 и 20 августа 2010 года. Нынешние идеи ведомства о реанимации старых проектов, вероятно, в первую очередь объясняются кадровой неразберихой в Госстрое, в функции которого входит регулирование ЖКХ, после ухода оттуда команды Владимира Когана. Так, 11 февраля «РИА Новости» сообщило со ссылкой на министерство, что заместителем главы Госстроя назначен Илья Ульянов, ранее руководивший в агентстве управлением госуслуг и разрешительной деятельности. Это подтверждали и источники “Ъ” в отрасли, позже сообщившие, что господин Ульянов ушел с поста заместителя главы агентства по ЖКХ через две недели после трудоустройства. Но вчера в Минрегионе официально заявили, что «Илья Ульянов никогда не был заместителем главы Госстроя - заместителем его руководителя (так и не назначенного.- “Ъ” ) по ЖКХ является Людмила Соловьева».

Граждане, не установившие до конца года счетчики на горячую и холодную воду, отопление и электроснабжение, с 2014 года должны будут платить сверх нормативного потребления. Плата будет увеличиваться каждые полгода, соответствующие поправки в законодательство подготовило Министерство регионального развития. Они не касаются домов, в которых установка счетчиков технически невозможна.

Если в доме не установлены общедомовые и индивидуальные приборы учета, то с 1 января 2014 года за электричество, горячую и холодную воду придется платить на 10% больше норматива, свидетельствуют материалы Минрегиона. С 1 июля 2014 года это будет уже плюс 20%, с 1 января 2015 года - 40%, с 1 июля 2015 года - 50%, а с 2016 года - 60%. Эти же нормативы касаются потребления электричества и воды на общедомовые нужды.

Об установке квартирных счетчиков тепла речи не идет. Но если в многоквартирном доме есть возможность поставить общедомовой счетчик, но его нет, то жильцам придется платить с тем же повышающим коэффициентом.

Граждане могли по собственному выбору установить счетчики на воду и тепло до 1 июля 2012 года. После этого срока ресурсоснабжающие организации имеют право принудительно установить приборы и вписать их стоимость в расходы на содержание и ремонт жилья.

Согласно законодательству, в случае отсутствия счетчиков платить за электричество, воду и тепло обязаны и те, кто не прописан в квартирах. Минрегион предлагает ужесточить эту норму и обязать граждан сообщать о своей прописке, а также о прибывших гостях или арендаторах в течение пяти суток. В УК нужно подать заявление с указанием фамилии собственника и прописанного гражданина. В случае приезда гостя нужно направить в УК его фамилию и срок пребывания.

Если же собственник не уведомил о временно проживающих в его квартире гражданах, то сотрудники УК с помощью двух других жильцов могут сами установить этот факт - даже при отсутствии или нежелании владельца квартиры.

Минрегион также предлагает сделать платежки более детализированными. В частности, отдельной строкой должны прописываться расходы на общедомовые нужды. Это положение не касается тепла - оно будет учитываться одной строкой и включать плату за отопление как жилых, так и всех нежилых помещений в доме.

Внесение Минрегионом поправок совпало с совещанием у президента Владимира а, на котором глава государства раскритиковал ведомство за рост платежей с 1 января 2013 года. С этого момента начало действовать постановление правительства о новых расчетах платежей (в них указываются расходы собственников и на общедомовые нужды, а регионы устанавливают свои нормативы потребления).

«Так вот, как показывает практика, взаимосвязи между регулированием тарифов и реальной платой граждан не существует», — признал глава Минрегиона Игорь Слюняев.

По словам Слюняева, в 49 регионах граждане стали платить больше. Причем тарифы ресурсоснабжающих организаций не увеличивались: они теперь растут дважды в год - с 1 июля и 1 сентября. По словам Слюняева, тарифы управляющих компаний, тем не менее, увеличились в 21 регионе, нормативы потребления — в 9, а в 19 регионах — и тарифы, и нормативы.

Максимальный скачок цен - 225% — отмечен в двух муниципалитетах в Мурманской области.

Путин предъявил и претензию по платежам в Санкт-Петербурге. «В Петербурге в некоторых районах [квартплата] на 40 процентов выросла. Вот они, платежки», — возмущался глава государства. Помощник президента предъявила счет за некую петербургскую квартиру: там плата увеличилась с 3790 рублей до 12 570 рублей. В Москве, где в платежи не включены расходы на общедомовые нужды, ситуация лучше, доложила Набиуллина и предъявила документы на свою квартиру. «У меня в октябре было 3900, в ноябре - 4900, в декабре - 5100, в январе - 5400», — рассказала Набиуллина.

«А в Мурманске, вы говорите, в отдельных муниципалитетах на 200 с лишним процентов. С ума сошли, что ли!» — обращался Путин к Слюняеву.

Министр пытался оправдать ситуацию тем, что управляющие компании стали по желанию заполнять строку «отопление»: либо это плата в течение отопительного сезона, либо ежемесячно. «А зарплату им платят регулярно или тоже во время отопительного сезона повышают?» — спрашивал Путин.

Переплату по услугам ЖКХ нужно вернуть, распорядился президент. Глава Минрегиона в свою очередь выдвинул собственные предложения по исправлению ситуации: ограничить рост расходов по квартплате не более чем на 10-15% в год, обязать ресурсоснабжающие организации устанавливать счетчики и включать эти расходы в инвестпрограммы, а также создать коммерческих операторов учета коммунальных платежей.

Разработанные Минрегионом инициативы отражают поддержанную и правительством, и президентом идею стимулирования к установке счетчиков, рассказал «Газете.Ru» руководитель рабочей группы экспертного совета при правительстве по развитию ЖКХ, исполнительный директор НП «ЖКХ Развитие» Андрей . «Мы готовили эти поправки с Минрегионом. Пока мы экономически не простимулируем установку приборов учета, мы не сможем вообще посчитать, сколько воды потребляется и какие потери. Говорить о модернизации в такой ситуации невозможно», — подчеркнул эксперт. По его словам, проблема состоит не в том, кто установит счетчики и оплатит их, а в том, чтобы эти приборы работали. «У нас где-то нормативы потребления завышены, где-то занижены. И там, где они занижены, в случае установки счетчиков платеж увеличивается. Вместо того чтобы экономить и бороться с протечками, управляющая компания их ломает», — привел пример Чибис.

Экономическое стимулирование к установке приборов учета правильное в принципе, но требует проработки других вопросов, указывает ведущий юрисконсульт Института экономики города Дмитрий . «Государство непоследовательно и боится социальных недовольств, поэтому для граждан санкции за неустановку счетчиков не вводили, а для организаций они есть», — напоминает эксперт.

«Могут ли до конца года все 100% потребителей установить приборы учета? Будет ли такая техническая возможность? Хватит ли приборов учета? И хватит ли у потребителей денег?» — задается вопросами юрист.

Он напомнил, что в 2010 году инициатива о повышенных коэффициентах уже обсуждалась, но в правительстве не прошла. Кроме того, платить за установку счетчиков в социальном жилье должны муниципалитеты, но в их бюджетах денег на это нет, отмечает юрист.

Централизованную установку счетчиков ресурсоснабжающими организациями Гордеев поддерживает, но оговаривается: «Предложение нужно было принимать давно. Сейчас оно не вяжется с инициативой индивидуальной установки счетчиков». «Сейчас все жильцы обязаны в течение двух дней снять показания, а УК - вычесть их из данных общедомовых приборов. Все жильцы одновременно не подают сведения, расчеты оказываются неточными», — пояснил эксперт.

Программу по вводу коэффициентов к нормативам необходимо строить жестко в привязке с установкой общедомовых приборов учета и вводить повышенные нормативы только по домам без таких счетчиков, говорит руководитель департамента по сбытовой деятельности «Российских коммунальных систем» Андрей . Иначе, по его словам, граждане установят индивидуальные счетчики быстрее общедомовых. «В зоне деятельности к настоящему времени обеспечено общедомовыми приборами учета электроэнергии 48% домов, отопления — 45%, холодной воды — 42%, горячей воды — 24% (связано с отсутствием либо разрегулированием сетей рециркуляции горячей воды)», — привел статистику Маслов. Он признал, что у ресурсоснабжающих организаций денег на единовременную установку счетчиков нет.

В компании «Евразийский» также поддерживают инициативу и указывают на проблему нехватки общедомовых счетчиков в домах. В частности, в Сочи в многоквартирных домах приборы установлены в 78,54% квартир, а общедомовые счетчики - всего в 7,5% домов. «И здесь приходится уже говорить не только и не столько об отсутствии активности граждан, сколько об их целенаправленном нежелании решать данную проблему», — полагают в компании. «Сочиводоканал» еще не начинал принудительную установку счетчиков, но уже просчитывает необходимые затраты. Разница в показаниях общедомовых счетчиков воды и квартирных в Сочи - 10,47%, подсчитали в «Евразийском». «Это средний процент потерь холодной воды в многоквартирных домах, связанный как с неустановкой счетчиков, так и с техническим состоянием коммуникаций», — отметили в компании. Эти убытки ложатся на поставщиков воды, УК и ТСЖ.

В «Евразийском» считают, что в поправках Минрегиона необходимо уточнение ситуации, при которой на многоквартирном доме установлен общедомовой счетчик, а в квартирах (нескольких или всех) их нет. Уточнить следует и ответственность сторон при приемке счетчиков, их эксплуатацию и сохранность. В компании напомнили, что штрафы за несоблюдение закона об энергоэффективности были введены 3 года назад, но ни одного судебного дела еще не рассматривалось.