31.03.2024

Местные налоги понятие порядок установления введения взимания. Местные налоги и сборы


В соответствии с определением, данным в статье 12, местными признаются налоги, установленные Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам относятся:

земельный налог;

налог на имущество физических лиц.

Порядок распределения налоговых полномочий между федеральным законодателем и представительной властью на муниципальном уровне при установлении местных налогов представлен в виде табл. 23.

Разграничение компетенций федерального и муниципального законодательств при установлении местных налогов. Элементы налога, определяемые исключительно Налоговым кодексом РФ Элементы налога, определяемые нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления, в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом.

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

порядок исчисления. налоговые ставки;

порядок и сроки уплаты;

налоговые льготы и порядок их применения (дополнительные к федеральным)

Органы местного самоуправления не вправе устанавливать налоги, не предусмотренные федеральным законодательством. Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами субъектов Федерации.

Местные налоги полностью зачисляются в местные бюджеты.

Доля поступлений от местных налогов в доходах консолидированного бюджета России невелика, менее 2%. Поступления от местных налогов являются только частью доходов бюджета муниципального образования, основными же источниками служат отчисления от федеральных и региональных налогов.

В России насчитывается 83 субъекта, в которых 24,2 тыс. муниципальных образований. Проблемой практически всех органов местного самоуправления является финансовая зависимость от федеральных и региональных уровней власти. Зачастую собственных средств не хватает на покрытие расходов, связанных с выполнением полномочий, возложенных на муниципальные власти. Успешное же решение вопросов местного значения напрямую зависит от финансового обеспечения соответствующих бюджетов.

В перспективе планируется заменить существующие земельный налог и налог на имущество физических лиц единым налогом на недвижимость, однако этот процесс пока сдерживается неразвитостью системы рыночной оценки недвижимости.

Земельный налог

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.



Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

4) земельные участки из состава земель лесного фонда;

5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Налоговая база

1. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.2. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Порядок определения налоговой базы

1. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом

алоговым периодом признается календарный год.2. Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

Налоговая ставка

1. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных для жилищного строительства;приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.2. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц (они были раскрыты в предыдущих вопросах) устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов РФ о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов РФ. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов РФ.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными органами государственной власти городов федерального значения) определяются, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и отмене местных налогов направляются органами местного самоуправления в Министерство финансов РФ и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также в территориальные налоговые органы.

Нормативный правовой акт муниципальных органов о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ, если такой акт:

– издан органом, не имеющим в соответствии с НК РФ права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

– отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, установленные НК РФ;

– изменяет определенное НК РФ содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;

– запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК РФ;

– запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК РФ;

– разрешает или допускает действия, запрещенные НК РФ;

– изменяет установленные НК РФ основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;

– изменяет содержание понятий и терминов, определенных в НК РФ, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в НК РФ;

– иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК РФ.

Еще по теме 62. Местные налоги и сборы. Особенности местных налогов и сборов:

  1. 4. Местные налоги и сборы. Информация об установлении региональных и местных налогов
  2. § 2. Понятие налога, его признаки и функции. Виды налогов
  3. § 1. Понятие и общая характеристика системы налогов и сборов в Российской Федерации
  4. ГЛАВА 8. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ tttn aaan § 1. Налог на добавленную стоимость (НДС) aaak sssn Налог на добавленную стоимость был введен в действие с 1 января 1992 г. В связи с введением НДС и акцизов были отменены налог с оборота и налог с продаж. Правовой основой взимания НДС является Налоговый кодекс (часть первая и гл. 21 части второй). Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части стоимости, создаваемой на всех стадиях производства
  5. § 2. Формы и методы воздействия органов государственной власти и органов местного самоуправления на предпринимательство

Законодательством РФ предусмотрены федеральные, региональные и местные налоги. Их зачисление должно осуществляться в соответствующий бюджет. Значимую роль для финансовой системы государства в целом, а также конкретных регионов и муниципалитетов играют местные налоги. Кто устанавливает их? Каковы особенности их исчисления и уплаты в бюджет?

Кто вводит местные налоги?

Местные налоги и сборы в РФ устанавливаются соответствующим Кодексом, а также нормативными актами муниципалитетов — административно-территориальных единиц самоуправления. Они обязательны к уплате в бюджет субъектами коммерческих и иных правоотношений, если иное не регламентируется законодательством. Местные налоги и сборы вводятся, равно как и прекращают действие, таким образом, на федеральном уровне, однако их необходимая детализация вполне может осуществляться муниципальными органами власти. Что именно может конкретизироваться местными структурами? В соответствии с положениями НК РФ, муниципалитеты вправе регулировать:

Величину ставок;

Порядок уплаты сборов;

Сроки перечисления налогов в казну.

Однако подобная детализация применима, только если имеющие отношение к данным пунктам положения не закреплены в Кодексе. Региональные и местные налоги и сборы, не предусмотренные соответствующим федеральным правовым актом, не могут быть установлены. Вместе с тем в Кодексе могут определяться специальные режимы налогообложения, а также порядок их взимания.

в городах федерального подчинения

Некоторая специфика в отношении соответствующих бюджетных обязательств свойственна для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Дело в том, что указанные города находятся в федеральном подчинении. Таким образом, в то время как местные налоги и сборы вводятся на всей остальной территории России муниципалитетами, в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе соответствующие платежи устанавливаются в актах, имеющих статус региональных.

Какие налоги относятся к местным?

В законодательстве РФ определены следующие разновидности платежей, о которых идет речь:

Земельный налог;

Имущественный сбор, взимаемый с физических лиц.

Рассмотрим специфику обоих налогов подробнее.

Земельный налог

Земельный налог регулируется Главой 31 НК РФ. Изучим наиболее примечательные положения данного источника права, что имеют отношение к рассматриваемому сбору.

Земельный налог платится только теми субъектами правоотношений, которые ведут деятельность на территории конкретного муниципалитета. Налогоплательщиками в данном случае могут быть:

Физлица;

Организации.

Критерий, определяющий возникновение обязательства по уплате соответствующего сбора в бюджет указанными субъектами — наличие в собственности или в бессрочном пользовании земельных владений. Что касается участков, которые принадлежат, к примеру, ПИФам — налогоплательщиком признается управляющая компания. Сбор при этом уплачивается за счет активов, которыми располагает фонд.

Не должны платить земельный налог организации, физлица и ИП, которые пользуются участками по праву безвозмездного пользования на срочной основе, либо в порядке аренды. Не могут быть признаны в качестве объектов налогообложения:

Участки, которые изъяты законным образом из оборота;

Территории, на которых располагаются особо ценные объекты культурного наследия, включая те, что включены в соответствующий международный список;

Участки, на которых расположены историко-культурные заповедники, а также объекты археологического наследия;

Территории, включенные в лесной фонд;

Участки, на территории которых располагаются принадлежащие государству водные объекты в составе соответствующего фонда.

Налоговая база для земельного сбора

База по рассматриваемому типу сбора определяется как кадастровая стоимость участка по состоянию на начало года, который является налоговым периодом. Если территория поставлена на учет в Росреестр в течение года, то соответствующая база исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта на момент регистрации в указанном ведомстве.

Стоит отметить, что организации должны определять величину налоговой базы самостоятельно. Источником для получения соответствующих показателей должны быть сведения, включенные в государственный кадастр объектов недвижимости. В составе должен присутствовать каждый участок, которым владеет организация или пользуется на постоянной основе. Аналогично ИП также должны определять соответствующий показатель самостоятельно — в отношении участков, задействуемых непосредственно в предпринимательской деятельности. Источником данных при этом также будет государственный кадастр.

В свою очередь, налоги местного бюджета в виде земельных сборов плательщики в статусе физлиц не должны исчислять самостоятельно. За них эту работу выполняют территориальные структуры ФНС на основе сведений, предоставляемых в порядке межведомственного взаимодействия Росреестром.

Налоговый и отчетный периоды для земельного налога

Местные налоги и сборы вводятся, как мы отметили выше, на уровне федерального законодательства. Им же определяются ключевые характеристики соответствующих бюджетных обязательств. В частности — налоговый и Для земельного сбора налоговый период — это календарный год. Отчетных — несколько: 1 квартал, полугодие, а также первые 9 месяцев. Но они действуют только для налогоплательщиков-организаций. Физлица могут не обращать на данную характеристику внимания. Как и в случае со многими другими налогами и сборами, предусмотренными законодательством РФ, органы власти муниципального образования либо соответствующие структуры в городах федерального значения вправе не устанавливать соответствующие периоды.

Ставка для земельного налога

В свою очередь, ставку, по которой взимаются местные налоги и сборы, устанавливает муниципалитет. Или, если речь идет о Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, законодательный орган власти города федерального значения. Однако на уровне Налогового Кодекса могут фиксироваться предельные ее значения.

Так, например, ставка, о которой идет речь, не может быть больше, чем 0,3%, для участков следующих категорий:

Тех, что отнесены к территориям, используемых для нужд сельского хозяйства;

Тех, что используются в составе жилищного фонда;

Тех, на которых располагаются компоненты инженерной инфраструктуры, относящейся к жилищно-коммунальному комплексу (не считая доли участков, которые не относятся к жилищному фонду и к соответствующим объектам);

Используемых для ведения дачного хозяйства;

Задействуемых для нужд обороны и ограниченных, в силу положения законодательства, в обороте.

Ставка не может быть больше, чем 1,5% для иных типов участков.

Земельный налог в московских муниципалитетах

Касательно определения рассматриваемого параметра земельного налога на территориях Москвы в ряде случаев может действовать несколько иной порядок. Местных налогов и сборов в доле бюджета российской столицы достаточно много, однако московские власти вправе разрешать взимать соответствующие платежи муниципальным структурам, которые сформированы на территории города. Это может сопровождаться установлением дифференцированных ставок соотносительно с категорией участка и местом его нахождения в Москве.

Уплата земельного налога

Сроки, в которые должны перечисляться в местный бюджет налоги и сборы, включая тот, что платится владельцами земельных участков, определяются на уровне муниципальных законов или источников права, издаваемых властями Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. В некоторых случаях соответствующие платежи могут предполагать перечисление в бюджет авансовых сумм.

Не позднее 1 февраля того года, который следует за налоговым, организации, являющиеся плательщиками рассматриваемого налога, должны предоставить в ФНС декларацию по установленной форме.

Перечислить полную сумму сбора налогоплательщик должен до 1 ноября того года, который следует за налоговым периодом.

Налог на имущество физлиц

К местным налогам и сборам относятся также платежи, взимаемые с физлиц, которые владеют жилой недвижимостью. Касательно их перечисления в бюджет есть ряд особенностей.

Дело в том, что до 2015 года соответствующие бюджетные обязательства граждане должны быть выполнять, исходя из подсчета сумм налога на имущество на основе С 2015-го в структуре «формулы» исчисления сбора присутствуют также кадастровые показатели. Предполагается, что с 2019 года они будут применяться без учета инвентаризационной стоимости.

Что это значит? Нормы закона, действовавшие до 2015 года, предполагали взимание в казну порядка 0,1-0,3% (конкретное значение определялось в законах муниципалитета или города федерального значения) от инвентаризационной стоимости квартир и домов, находящихся в собственности граждан. Налоговая база на основе соответствующего показателя не предполагала большого финансового обременения граждан в аспекте выполнения данного бюджетного обязательства.

Другое дело, когда имущественный сбор исчисляется на основе кадастровой стоимости жилья. Дело в том, что предполагается ее максимальная приближенность к рыночной. Тем самым возможно значительное увеличение нагрузки на личный бюджет налогоплательщика в аспекте выполнения соответствующего обязательства перед государством.

Вместе с тем, до 2019 года законодательством РФ установлен переходный период, в рамках которого исчисление имущественного сбора будет, с одной стороны, предполагать включение в «формулу» налога, как мы отметили выше, также и инвентаризационных показателей — это, так или иначе, уменьшит абсолютную величину платежа. С другой — в правовых актах РФ, регулирующих рассматриваемое бюджетное обязательство, зафиксированы вычеты. Их значимость предопределяется, во-первых, конкретным типом недвижимости, а во-вторых, его площадью.

Таким образом, рост на граждан, имеющих в собственности жилую недвижимость, предполагается постепенный. К тому же во многих случаях размер предусмотренного законом вычета достаточен для того, чтобы человек не почувствовал сильного финансового бремени вследствие необходимости выполнять обязательства перед государством.

Как и в случае с земельным по имущественным сборам с физлиц должны определяться на уровне органов власти муниципалитета или соответствующей структуры в городе федерального значения. Однако компоненты «формулы», в которой учитываются, во-первых, пока что а во-вторых — вычет, устанавливаются на уровне федерального законодательства.

Формула имущественного налога

Таким образом, величина налога на имущество физлиц определяется:

Кадастровой стоимостью объекта, а до 2019 года — частично инвентаризационной;

Площадью жилья;

Вычетами;

Принятыми в конкретном регионе ставками.

Отметим, что основную работу по исчислению налога должны проводить органы ФНС. Гражданам в общем случае не потребуется изучать тонкости формулы, о которой идет речь.

Итак, мы изучили, каким образом местные налоги и сборы вводятся, рассмотрели основные характеристики имущественных платежей за владение земельными участками, а также сборов с владельцев недвижимости. Указанные обязательства граждан и организаций важны прежде всего с точки зрения устойчивости местных бюджетов. Муниципальные органы власти, исходя из социально-экономических факторов, могут при этом самостоятельно регулировать степень финансовой нагрузки на налогоплательщиков, меняя ставки или порядок уплаты сборов.

Местное налогообложение: история формирования

Появление местного налогообложения в РФ приурочено еще к созданию первых местных самоуправлений (земств). Земские повинности (налоги) внедрялись постепенно. При этом в начале 19 столетия они взимались с населения без каких-либо особых правил, а их объемы устанавливались муниципалитетом (местной властью).

Первым актом, в котором упорядочивалось местное налогообложение, был Указ императора Александра 1 мая 1805 года. В основу этого документа легло прошлое Положение о земских повинностях. Разница была лишь в том, что теперь появлялись временные и ежегодные взносы. Кроме этого, было принято решение о разделении на добровольные обязательные налоги.

В дальнейшем с 1808 по 1816 года в системе земских повинностей было множество изменений, которые касались натуральных и финансовых повинностей. В частности, они были разделены на две формы - частичные и общие.

В 19 веке действовала в России и другая форма земских повинностей - натуральная. В этом случае выплаты производились не деньгами, а личной работой с учетом поставленных муниципалитетом и правительством задач. Одной из главных была дорожная повинность, исполнение которой учитывалось в качестве местного налогообложения. Подобный вид налогов являлся обязательным для обычных людей (мещан и крестьян). Что касается купцов и других почетных граждан, то они от подобных работ освобождались.

В 1851 году на территории России начинают действовать новые законы в отношении земской повинности. С этого года все они были разделены на государственные (общие) и местные. Первые направлялись на покрытие нужд населения империи в целом, а вторые - на губернии (группы областей).

После отмены крепостного права в 1864 год была проведена земская реформа, которая подразумевало упорядочение местных налогов. При этом в части земских повинностей остались только местные налоги, не входящую в общую финансовую систему страны и не подчиняющиеся общему управлению. Также с 1864 года был увеличен список земских повинностей, разделяемых на две категории - обязательных и необязательных. К первой относились удержание закладов и мировых судей, военные повинности и так далее. Также увеличился объем губернских налогов (повинностей), к примеру, удержание на медицинские заклады, опекунские органы и так далее.

Сразу по завершении Октябрьской революции в 1917 году старая форма земского самоуправления перестала действовать. На ее место пришла другая - местные советы. К середине 1918 года были созданы Временные правила, касающиеся регулирования земского налогообложения. На тот период они имели наиболее простую форму по причине неразвитости местного аппарата. Так, существовали только поголовные налоги, сборы со скота и жилых зданий (помещений) вне города.

В 1923 году список внешних налогов был уточнен и в нем появилось пять новых надбавок к государственным налогам и еще 20 самостоятельных сборов и налогов. Уже в 1926 году появляется Положение о местных финансах (в нем предусматривалось четыре основных налога). При этом местные власти получали право вводить дополнительные налоги на основании законов (всего их было 14).

В 1930-1932 года была организована мощная реформа, которая подразумевала упразднение многих несущественных моментов. Так, список местных налогов был сокращен до двух - налога на строения и земельную ренту. В 1942 году к ним был подключен и колхозный сбор.

В дальнейшем перечень налогов долго время не менялся до 80-х годов 20-го века. Так, в 1981 году возникло три вида местных налога - на землю, на транспорт и на имущество. В ряде стран СССР появился и единоличный сбор на колхозных рынках. Таким образом, в течение более чем полсотни лет в стране действовало всего четыре налога, которые не имели какого-то особого фискального значения. Их удельный вес в общей группе доходов составлял лишь пару процентов.

Местное налогообложение: виды и особенности

Местное налогообложение на территории РФ и в других странах имеет некоторые отличия.

Так, за рубежом можно выделить четыре основные группы налогов :

1. Личные (собственные) местные налоги . Они устанавливаются муниципалитетом и действуют лишь на определенной территории (как правило, местного союза). К таким налогам относятся прямые и косвенные налоги. К примеру, к ним причисляются налоги на и организации (фирмы, компании), налоги на землю, налоги на покупки и профессии, местные акцизы и так далее. Наибольшую роль играет имущественное налогообложение и налоги на прибыль (для компаний и частных лиц).

2. Надбавки к налогам государственного уровня в пользу муниципалитета. К этой группе относятся отчисления от общих для государства налогов, остающихся в местных бюджетах. Максимальный размер отчислений и надбавок, как правило, регулируют центральные органы власти.

3. Группа налогов, которые берутся в форме выплат за услуги. Они взимаются муниципалитетом за определенные услуги, предоставленные населению (канализация, газ, водопровод, электроэнергия, связь, организация автомобильных стоянок и так далее).

4. Группа налогов, отображающих особенности политики местной власти . К примеру, к таковым можно отнести экологические налоги. Особого фискального значения они не имеют, но оказывают существенное действие на охрану окружающей среды и возможность применения естественных ресурсов (в ограниченной форме).

Что касается Российской Федерации на данном этапе, то в стране (согласно норм, прописанных в статье 12) местные налоги - это те, которые установлены правовыми актами муниципалитета и Налоговым кодексом РФ. Такие налоги обязательны к выплате на территории определенных регионов.

В России с учетом статьи 15 Налогового кодекса есть два местных налога. Первый вид - это налог, который начисляется на имущество граждан (физических лиц). Второй - налог на землю (земельных налог).


Муниципальные органы власти (местное самоуправление) не могут устанавливать те виды налогов, которые не предусмотрены на законодательном уровне (Федеральным законодательством). В наиболее крупных городах, к примеру, Санкт-Петербурге или Москве налоги должны быть установлены и введены действием субъектов Федерации. При этом местные налоги всегда наполняют местные бюджеты.

Если брать долю местных налогов в общем консолидированном бюджете страны, то она несущественна и составляет до 2%. При этом средства, полученные от местного налогообложения - это всего часть доходов муниципалитета. Основным источником являются выплаты региональных и федеральных налогов.

На территории России есть 83 разных муниципальных формирования. Практически у всех них есть одинаковая проблема - прямая зависимость от центрального аппарата, а именно федеральной власти. В большинстве случаев регионам недостаточно личных средств для покрытия текущих расходов. Как следствие, местные власти могут не справляться со своими обязательствами. При достаточном обеспечении в плане финансов может гарантировать успешное решение многих вопросов.

В дальнейшем на законодательном уровне планируется убрать два вида налога (на имущество и на землю), заменив их одним - на недвижимость. Но пока данный процесс в зависшем состоянии по причине недостаточной развитости отрасли недвижимости.

Налог, который накладывается на имущество для граждан (физических лиц), регулируется на законодательном уровне. Плательщиками налогов являются все граждане, не относящиеся к юрлицам и имеющие во владении объекты налогообложения - гаражи, дачи, квартиры, дома и другие сооружения. Сюда же можно отнести механизмы, самоходные машины, пневмоходы и прочую технику.

Налоговые поборы с первой категории берутся с учетом стоимости объектов и обычно не превышают 0.1%. Что касается транспортного налога, то он зависит от мощности автомобиля. Вычисление размера налогов производят налоговые органы власти. Выплаты гражданами должны производиться в два периода - до 15 сентября и до 15 ноября.

Если постройка или транспортное средство новое, то налог должен быть выплачен в более ранее сроки - с начала года, который следует за годом покупки имущества. Если у автомобиля есть несколько хозяев, то налог платит тот человек, на которого произведена регистрация ТС.


За недвижимое имущество (сооружения, строения, помещения), которые перешли во по наследству, налог берется с наследников в момент вступления закона в силу. Если объект, который подлежит налогообложению, физически уничтожен, то налог можно не выплачивать с месяца, когда произошло событие.

И местные налоги. От того, к какому уровню относится налог, зависит, каким законодательством он регулируется и в какой бюджет по нему зачисляются платежи. Какие налоги относятся к местным, кем они вводятся и регулируются, а также каковы сроки и порядок их уплаты – рассмотрим в этом материале.

Общая характеристика местных налогов

Если часть налогов, уплачиваемых в федеральный бюджет (НДС , НДФЛ , налог на прибыль и т.д.), позднее возвращается в регионы в виде дотаций, то налоги регионального и местного уровня полностью поступают в соответствующий бюджет напрямую. Местные налоги и сборы формируют доходную часть бюджета муниципальных образований.

При уплате налогов, их распределение по соответствующим бюджетам происходит на основании КБК , присвоенных каждому виду налогового платежа. Какие налоги идут в местный бюджет, можно определить по коду «03» в составе 20-значного КБК (12 и 13 знаки).

Органы власти на местах не могут самостоятельно «создавать» новые налоги, поскольку их круг уже определен Налоговым кодексом РФ, и контролируется государством. Местные налоги и сборы устанавливаются НК РФ, а действуют и отменяются на основании нормативных актов, принятых властями муниципальных образований. Обычно о местных налогах принимаются решения, а в городах федерального значения - законы. Каждый нормативный акт о таком налоге, принимаемый на местном уровне, затем направляется для контроля в ФНС и Минфин РФ.

На муниципальной территории, принявшей соответствующий нормативный акт, местные налоги вводятся в действие и являются обязательными к уплате, кроме случаев, когда на той же территории действует специальный налоговый режим, предусматривающий освобождение от уплаты определенных местных налогов (п. 4, 7 ст. 12 НК РФ).

Местные налоги и сборы - 2017: перечень

В 2017 г. перечень налогов и сборов местного уровня включает (ст. 15 НК РФ):

  1. налог на имущество физлиц,

Таким образом, на сегодня нормы НК РФ к местным налогам и сборам относят лишь два налога и один сбор, в части которых местные власти могут определять налоговые ставки, порядок уплаты, сроки перечисления в бюджет. В компетенции муниципальных органов власти также установление налоговых льгот и порядка их применения.

Характеристика местных налогов

Из перечня статьи 15 НК очевидно, что объем местных налогов в общей налоговой системе РФ довольно невелик, по сравнению с федеральными. Рассмотрим их более подробно.

Земельный налог

Местным налогом является земельный налог (глава 31 НК РФ). Его уплачивают юрлица и граждане, у которых в собственности имеются земельные участки.

Участок земли, расположенный в границах муниципального образования, является налоговым объектом. Налоговая база определяется из кадастровой стоимости участка на 1 января отчетного года.

Налоговые ставки по местным налогам устанавливаются в пределах, принятых нормами НК РФ. Для налога на землю максимальная ставка , в зависимости от категории земли, может быть дифференцированной и варьироваться от 0,3% до 1,5% (ст. 394 НК РФ):

  • ставка до 0,3% применима к землям сельхозназначения, участкам, приобретенным для личного подсобного хозяйства, занятых жильем и сопутствующей инфраструктурой, а также к землям, ограниченным в обороте и предоставленных для нужд обороны, безопасности и таможни;
  • ставка до 1,5% допускается в отношении прочих участков земли.

Порядок уплаты местных налогов устанавливается муниципальными органами власти, они же устанавливают сроки уплаты для организаций-налогоплательщиков. При этом, по земельному налогу местные органы вправе сами определять отчетные периоды и необходимость уплаты авансовых платежей, но могут этого и не делать (ст. ст. 393, 396, 397 НК РФ).

Муниципальными властями, устанавливающими местные налоги и сборы, вводятся и льготы по этим налогам. По налогу на землю НК РФ перечисляет категории организаций и физлиц, которые налог не платят (ст. 395 НК РФ), на местном же уровне могут применяться дополнительные виды льгот, от частичного уменьшения налоговой базы до полного освобождения от уплаты налога.

Налог на имущество физлиц

Местные налоги, перечень которых приведен выше, включают также налог на имущество физлиц (глава 32 НК РФ). Налогоплательщики - граждане, имеющие в собственности недвижимость: жилые дома и помещения, гаражи, незавершенные строительством объекты и прочие здания, строения и сооружения (ст. 401 НК РФ). База по налогу определяется из кадастровой, а в некоторых случаях из инвентаризационной стоимости имущества.

Налог на имущество физлиц, как и прочие местные налоги и сборы, вводится муниципальными нормативными актами. Органы власти сами могут установить порядок определения налоговой базы и конкретные налоговые ставки.

Предельные ставки по местным налогам и сборам устанавливает НК РФ, для налога на имущество физлиц они следующие (ст. 406 НК РФ):

  • 0,1% для жилья, недостроенных жилых домов, гаражей, хозпостроек до 50 кв. м на личном участке; местными властями эта ставка может быть снижена до 0%, или увеличена не более чем в 3 раза;
  • 2% для объектов кадастровой стоимостью более 300 млн.руб. и объектов из перечня п. 10 ст. 378.2 НК РФ;
  • 0,5% для прочей недвижимости.

Поскольку льготы на местные налоги устанавливаются не только НК РФ, но и муниципальными актами, по налогу на имущество каждый регион может определить их сам в дополнение к уже указанным в кодексе.

Торговый сбор

Наряду с перечисленными, к местным налогам и сборам относится торговый сбор (глава 33 НК РФ). Сегодня он уплачивается только фирмами и предпринимателями, торгующими на территории города Москвы (закон г. Москвы № 62 в ред. от 23.11.2016).

Освобождены от сбора ИП на патенте и плательщики ЕСХН. Сбором облагается торговый объект, который хоть единожды за квартал использовался для торговли.

Ставка ежеквартального сбора устанавливается местными нормативными актами в пределах, указанных в ст. 415 НК РФ, и зависит от вида объектов торговли и их количества, либо площади.

Местным законом, как и сроки уплаты местных налогов, устанавливаются сроки для перечисления торгового сбора. Льготы для плательщиков торгового сбора, также устанавливаются местным законодательством.