25.04.2024

Классный час «Афганская война. Классный час на тему «дорогами афганской войны Классный час на тему афганская война


    Слайд 1

    Пояснительная записка Это сценарий мероприятия, приуроченного к 20 годовщине вывода советских войск из Афганистана. Рассчитан на детей 11-15 лет(5-8 кл.). Встреча предполагает не только непосредственно общение с ветераном афганской войны, но и одной из задач имеет ознакомление ребят с фрагментами истории России, возможность оценить эти события, взглянуть на них их глазами. Это мероприятие имеет как образовательную, так и воспитательную направленность, так способствует формированию личностных качеств, гражданской позиции, уважения к старшему поколению, поднятию авторитета армии. А кроме этого развивает личностные качества, общий кругозор При разработке этого классного часа и презентации к нему использовались материалы школьного музея Боевой Славы сайт

    Слайд 2

    Для успешного проведения данного мероприятия необходимо провести некоторую предварительную работу: наладить контакт с общественной организацией воинов – афганцев; пригласить гостя: воина, прошедшего службу в Афганца. Подготовить кабинет: экран; мультимедийный проектор; Подобрать стихи; Подобрать музыкальное сопровождение. Заранее учащиеся составляют вопросы для гостя. Можно организовать по окончанию проведения мероприятия выезд для возложения цветов, можно показать фильм об Афганской войне. Используемые формы и методы реализации: основная форма проведения это встреча с человеком, знающими вопрос изнутри. Но в процессе мероприятия имеет место и историческая справка, которую подготавливает учитель, выступления учащихся(они читают стихи, которые вы встретите в презентации), беседа, которая строится по плану, предложенному учащимися.

    Слайд 3

    Классный час « Афганистан- незаживающая рана»(посвященный 20-летию вывода советских войск из Афганистана)

    Разработан и проведен классным руководителем 5а класса ГОУ СОШ №229 г. Зеленограда Ишковой Т В 2009 г

    Слайд 4

    Цель: ознакомление учащихся с причиной ввода советских войск в Афганистан; причиной вывода войск; определение исторического значения афганской войны. Задачи: расширение кругозора учащихся, воспитание чувства долга, ответственности, самопожертвования, патриотизма; духовное обогащение поэтическим и песенным наследием воинов-интернационалистов. Оборудование: проектор, экран, компьютер, компьютерная презентация

    Слайд 5

    Историческая справка

    Южная Азия, где расположен Афганистан, отделена от остальной Азии цепью массивных горных хребтов. По территории Афганистана тянется второй в мире по высоте горный хребет засушливый Гиндукуш. Он идет через Центральный Афганистан. Площадь Афганистана: 649 507 кв.км. Население 25 825 000 человек. Столица: Кабул. Валюта: 1 афгани. Государственный язык: афганский, персидский, пушту. Другие языки: узбекский, турецкий. Основные религии: ислам 99%, индуизм, иудаизм.

    Слайд 6

    Из истории

    Более 20 лет назад закончилась десятилетняя война в Афганистане. В учебниках истории еще не описаны эти события, хотя они сыграли существенную роль в истории нашей Родины. А знание истории необходимо, так как тот, кто не знает прошлого, осужден на повторение пройденных человечеством ошибок. 10 лет продолжалась афганская война (1979-1989гг). За этот период в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане прошли службу более 500000 военнослужащих, в том числе 60000 офицеров.

    Слайд 7

    Причины войны в Афганистане

    Как известно, в результате апрельской революции 1978 года в Афганистане был создан новый национально - прогрессивный строй, устранен деспотичный королевский режим, привлечены широкие народные массы на сторону революции, осуществлена земельная реформа, большое количество земли передано крестьянству, проведены многие другие преобразования в интересах народа. Однако революционные события в Афганистане встретили ожесточенное сопротивление внешних врагов, реакционных сил. Со стороны Пакистана, Ирака и Китая была развернута непрерывная подрывная деятельность. В свою очередь, реакционные остатки старого режима (помещики, лишенные земли, часть мусульманского духовенства) развернули борьбу против революционного строя. Все это создало угрозу ликвидации того, что принесла афганскому народу апрельская революция.

    Слайд 8

    Обращение к СССР с просьбой

    Новое государственное и партийное руководство обратилось к СССР с просьбой об оказании политической и материальной помощи, включая военную поддержку. Советский Союз решил оказать такую поддержку, опираясь на межгосударственный договор, заключенный между СССР и Афганистаном. Советский Союз дал согласие афганскому правительству на ввод на некоторое время небольшого военного контингента. 24 декабря 1979 года советским руководством принято решение о вводе войск (ограниченного контингента) в Афганистан. 25 декабря в 15 часов советские войска вошли в Афганистан. Надолго ли? На этот вопрос не мог ответить никто! Так оно и вышло: войнав Афганистане длилась 9 лет и 10 месяцев.

    Слайд 9

    Кабул далекий и безжизненная степьПропахли дымом от разрывов громких,Ты долго не увидишь сыновей,Спасающих другой народ от горя.Мы, Родина, покинули тебя,Нам совесть путь - дорогу указала:Иди и выполняй святой приказ,Чтоб Родина спокойно засыпала.

    Слайд 10

    Время выбрало нас,Закружило в Афганской метели.Нас позвали друзья,Мы особую форму надели.И в огне трудных горных дорогСвоей кровью кропили походы.Не заметили в вихре тревог,Как минуты прессуются в годы.

    Слайд 11

    25 декабря 1979 года начался ввод советских войск в ДРА по трем направлениям: Кушка‑Шинданд‑Кандагар, Термез‑Кундуз‑Кабул, Хорог‑Файзабад. Десант высаживался на аэродромах Кабул, Баграм, Кандагар. В состав советского контингента входили: управление 40‑й армии с частями обеспечения и обслуживания, четыре дивизии, пять отдельных бригад, четыре отдельных полка, четыре полка боевой авиации, три вертолетных полка, одна трубопроводная бригада, одна бригада материального обеспечения и некоторые другие части и учреждения.

    Слайд 12

    Исходя из целей ввода соединения и части 40-й армии дислоцировались в жизненно важных районах и центрах Афганистана. С первых дней пребывания на афганской территории на ОКСВ возлагалось выполнение широкого круга задач: оказание содействия в упрочении местных органов власти; охрана народнохозяйственных и военных объектов, основных автомобильных дорог и обеспечение прохождения по ним автоколонн с грузами в интересах ОКСВ, вооруженных сил, министерств и ведомств Афганистана. Ведение совместно с афганскими войсками боевых действий по разгрому отрядов и групп вооруженной оппозиции. прикрытие госграницы Афганистана с Пакистаном и Ираном от проникновения в ДРА караванов и отрядов моджахедов. оказание помощи вооруженным силам ДРА в подготовке штабов, войск и др.

    Слайд 13

    Всего за годы пребывания в Афганистане советские войска участвовали в 416 крупномасштабных операциях. Одной из важнейших и наиболее сложных задач ОКСВ в Республике Афганистан являлась задача по охране народнохозяйственных и военных объектов, основных автомобильных дорог и проводке по ним транспортных колонн. Эту задачу ОКСВ выполнял с первого же дня пребывания на территории сопредельного государства. Советские войска обеспечивали всем необходимым не только себя, но и оказывали материальную помощь афганскому населению. Так, агитационно- пропагандистскими отрядами 40-й армии, были безвозмездно розданы жителям афганских кишлаков десятки тысяч тонн продовольствия. Итак, введенная в конце 1979 г. - начале 1980 г. на территорию Афганистана группировка советских войск и ее личный состав с первых дней оказались в весьма специфических условиях. Это потребовало внесения серьезных изменений в типовые организационно-штатные структуры и оснащение соединений и частей, в подготовку их личного состава, повседневную и боевую деятельность ОКСВ.

    Слайд 14

    Действуя в суровых и непривычных природно-климатических условиях Афганистана, вдали от Родины, советские военнослужащие и сотрудники силовых ведомств с честью выдержали военные испытания, отстояв геополитические и экономические интересы Отечества, на десятилетия защитив нашу страну и все человечество от религиозных фанатиков, распространения подрывной идеологии и преступной практики ваххабизма, проникновения наркотиков, военного присутствия США в регионе Передней Азии и непосредственной близости от наших государственных границ.

    Слайд 15

    Советская группа спецназа готовится к операции, 1988г Советский солдат в Афганистане, 1988г

    Слайд 16

    Слайд 17

    Только по мере завершения «холодной войны» в мире возникла возможность прекратить войну в Афганистане. В 1988 были достигнуты соглашения в Женеве, по которым СССР выводило свои войска, а США и Пакистан прекращали военную поддержку моджахедов. В феврале 1989 начался вывод советских войск. . 15 мая 1988 года начался вывод советских войск с территории Афганистана. Операцией руководил последний командующий ограниченным контингентом генерал‑лейтенант Борис Громов

    Слайд 18

    7 апреля 1988 г., министр обороны СССР Маршал Советского Союза Д. Язов подписал директиву, определявшую порядок вывода войск из Афганистана и обеспечения их безопасности на марше. Вывод советских войск осуществлялся на плановой основе. Начало вывода советских войск, 1988г

    Слайд 19

    Нет оснований для утверждения, что советские войска потерпели поражение в Афганистане. По этому поводу генерал-полковник Б. Громов справедливо указывает на следующие неопровержимые факты: «Советские войска в конце 1979 года беспрепятственно вошли в страну, выполнили - в отличие от американцев во Вьетнаме - свои задачи и организованно вернулись на Родину. Если в качестве основного противника Ограниченного контингента рассматривать вооруженные отряды оппозиции, то различие между нами заключается в том, что 40-я армия делала то, что считала нужным, а душманы - лишь то, что могли».

    Слайд 20

    За мужество и героизм, проявленные в период военных действий в Афганистане, 86 военнослужащих из состава Ограниченного контингента советских войск были удостоены звания Героя Советского Союза, из которых 28 человек, к сожалению, посмертно. Более 200тыс. воинов-интернационалистов были награждены другими орденами и медалями СССР.

    Слайд 21

    Потери

    По уточнённым данным, всего в войне Советская Армия потеряла 14 тысяч 427 человек, КГБ - 576 человек, МВД - 28 человек погибшими и пропавшими без вести. Ранения и контузии получили более 53 тысяч человек. Точное число погибших в войне афганцев неизвестно. Имеющиеся оценки колеблются от 1 до 2 млн. человек. Потери в технике, по официальным данным, составили 147 танков, 1314 бронемашин, 433 артсистемы, 118 самолетов и 333 вертолета

    Слайд 22

    Сражаясь плечом к плечу, теряя боевых друзей, советские солдаты, офицеры и специалисты, сделали все возможное, чтобы помочь народу Афганистана вырваться из мрака средневекового невежества и нищеты. И неважно, к какому министерству, ведомству или организации тогда принадлежали люди, воевавшие в Афганистане! Важен общий подвиг, совершенный этими людьми, подлинными воинами-интернационалистами. Благодарная память о них не имеет права померкнуть. Сегодня в России мы вспоминаем тех, кто воевал, тех, кого с нами сегодня нет и мы должны за них быть счастливыми, достигать вершины которые для них остались не покоренные.

    Слайд 23

    Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем. Пусть память верную о ней Хранят, об этой муке, И дети нынешних детей, И наших внуков внуки.

    Слайд 24

    Вечная память

    Слайд 25

    Давно ушли мы из Афгана, Почти забыли запах дыма и огня, Но помню: было там все без обмана, А здесь все фальшь преследует меня. А здесь повсюду мелочность, нечестность, Которую встречаю я в штыки, И вспоминается в песке и пыли местность У той далекой и чужой реки. Не каждый ведь сейчас поймет, Как наши парни шли вперед Земля горела вся в дыму. От жажды трескалися губы, Горело горло, как в огне, Но парни стискивали зубы, Глоток воды свой отдавали мне А кто поймет, не испытать ему, Сейчас мне стыдно, что я раненый Просил и бредил о воде, Глоток, которой там был равен Порою жизни всей цене. Как братья были люди там, Ценой безмерной за все платили.

    Слайд 26

    Разрывами гранат, осколками свинца, Афганистан! Ты весь во мне: Ты заревом окутан, весь в огне, Страданиям и болям нет конца. Афганистан! Ты наша боль и горе, Крик матерей доносится сюда, Горючих слез уж выплакано море, Пожалуй, хватит их на все года. И снова поднимаюсь я в атаку, И снова пули поднимают пыль. Афган! Зачем же раньше сроку Суровую всем открываешь быль. Историю не повернуть вспять, Сполна мы за Россию заплатили, Но память возвращает нас опять В Афганистан – туда, где мы служили.

    Слайд 27

    В музее Боевой Славы ГОУ СОШ №229 есть экспозиция, посвященная воинам- афганцам, выпускникам нашей школы (бывшейКрюковской школы №1)

    Слайд 28

    Слайд 29

0 Классный час: «Афганская война 1979- 1989»

Год 2012
Страна Казахстан
Автор Амербекова А..Б.

Классный час:

«Афганская война 1979- 1989»

Цели: Познакомить учащихся с событиями афганской войны.
Развить представление учащихся о роли ограниченного контингента
советских войск в Афганистане.
Воспитание патриотизма, чувства долга и чести, уважения к воинам-
афганцам.

Оформление: Презентация, цветы, на столах высказывания с цитатами о
мужестве, чести, героизме.

Ход классного часа
1слайд Звучит песня.
На середину выходят 2 ведущих.
1. Нет, не забыть нашим афганцам бои и походы, могилы погибших друзей
и товарищей. Не забыть их, тем, кому посчастливилось остаться живым
и здоровым, и уж тем более, искалеченным. До последних дней им не
забыть нравственной, а то и физической боли. Года скорби вдов, роди-
телей. Братьев и сестер воинов погибших на Афганской земле. Но жизнь
продолжается. Жизнь берет свое…
Музыка звучит.

2. Сегодня нам от всей души хочется поздравить каждого защитника
Отечества. Сегодня день памяти тех, кто пал смертью храбрых в
Афганистане. Какие бы события не потрясали мир, в феврале мы приходим
К обелискам, чтобы почтить память воинов- афганцев. Тех кто не вернулся
с поля боя. В этот день мы вспоминаем своих друзей. Погибших и живых,
их вспоминают в каждом доме, в каждой семье.

1 ученик: Насадим нашу память на штыки
И будем вечно помнить, как когда- то
На пулеметы шли не штрафники
А мирные и честные ребята!

2 ученик: Сегодня каждый будет вспоминать поименно
Не вернувшихся с поля боя.
Эта наша память, память поколений!
Память вышедшая из огня, и у которой
Соленый вкус. Это мгновенье, бывшие
Жизнью и смертью, боль и страданием.

3 ученик: Пусть десять или иного лет пройдет,
И время врачевать умеет раны,
Даавйте помнить тех, кто не придет
Давайте помнить воинов Афгана!

1. Почтим минутой молчания воинов, мужественно исполнивших свой долг
и погибших в Афганистане.
Минута молчания.

2. Афганистан - далекое азиатское государство, знакомое большинству лишь
по скудным сведениям из школьных учебников географии. Могли ли мы
предположить, что когда- нибудь это слово отпечатается в сердцах
стольких казахстанских парней.

4 ученик: Афганистан, Афганистан
По афганским дорогам пришлось нам проехать немало,
Мы тряслись в бэтээрах, нам небо служило палаткой,
И надолго под звездами твердым законом на стало:
Не искать на земле жизни сладкой.

5 ученик: Над горами, цепляя вершины, кружат вертолеты,
Где- то эхом вдали прогремели последние взрыв.
Только изредка ночью взорвут тишину пулеметы,
Проверяя: А все ли живы?

6 ученик: Здесь про страх и опасность мы будто с тобою забыли,
И в минуты отчаянья мы научились смеяться.
И с друзьями, которых на всю жизнь полюбили,
Мы привыкли надолго прощаться.

1. Такие стихи писали ребята, служившие в Афганистане. Так они встретились с новой, известной лишь по учебникам истории, действительностью. Им трудно было поверить, что в наше время жизнями людей распоряжается феодал, помещик, что самым распространенным орудием труда земледельца является деревянная соха. Бойцы хотели помочь и бедняку, стоящему с протянутой рукой
у развалившегося глиняного забора, и босоногим детишкам, испуганными глазами. Голодным давали хлеб, раздетым одежду, бедным лекарство.

2. 9лет с декабря 1979 года по февраль 1989 года советские солдаты и
офицеры с честью выполняли свой долг, проявляя подлинный героизм и
самоотверженность. Много горя принесла эта война и на казахстанскую
землю. Вечно хранить память о погибших воинах- это стало традицией
многонационального Казахстана.

1. Самым скорбным итогом афганской войны является гибель наших солдат и офицеров. Убито и умерло от ран и болезней 13 833 военнослужащих, в том числе 1 979 офицеров и генералов, 572
военнослужащих КГБ, 29 сотрудников МВД, 190 военных советников,
инвалидами стали 6 669 афганцев, из них 1 479 человек инвалидами 1-ой
группы. 22 тысячи казахстанцев прошли через Афганистан.

7 ученик: Беспощадно нас солнце жгло,
Пот соленый глаза заливал,
Каждый думал о чем- то родном,
И засохшие губы лизал.
Мы по склонам карабкались вверх,
До крови раздирая тела,
И последний глоток на всех
Здесь до капли делили всегда
Вспоминаю отцы сорок первый,
Революцию вспомнил твой дед.
Ну, а мы вспоминаем года,
Проведенные на этой земле.
Мы до дембеля утки считали,
Дни тянулись как- будто года.
Кровь убитых и пепел развалин
В нашу память вошли навсегда!

2. Письма солдатов домой. Стихи, сочинения между боями…они стали
историей, и сейчас в них можно увидеть любовь к Родине, близким, верно-
сть долгу. Это живая история. Они дороги нам, как летопись девятилетней
кровавой войны. В Афганистане.

8 ученик: « Попал под пули взвод». В основу положено стихотворение Игоря
Кобзева.
Попал под пули взвод
У жаркой переправы,
И, раненый в живот
Упал солдат на травы…
- Воды, глоток воды,-
Сестра над склонилась.
Солнце с высоты
Осколком засветилось.
И чувствовал солдат:
Другой зари не будет,
И солнца первый луч
Его уж не разбудит.
А он не рвал цветы
И не был в дальних странах,
Во век не целовал
Девичьих губ румяных.
- Сестрица не бинтуй,
Пришел конец мне, видно.
Ты лучше поцелуй,
- Сейчас, солдат, сейчас,-
Сестра ему сказала.
И первый в жизни раз
Мальчишку целовала.
А первый поцелуй
Высоких слов достоин.
И что ни говори,
Он целой жизни стоит.
Я прошу вас, если сможете, то всегда, везде
Помнить тех, кто пал под выстрелом,
Помнить всех друзей.
Монумент им лучший выстроим
Памятью своей.

Звучит песня, на интерактивной доске листаются слайды с фотографиями.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Пояснительная записка Это сценарий мероприятия, приуроченного к 20 годовщине вывода советских войск из Афганистана. Рассчитан на детей 11-15 лет(5-8 кл.). Встреча предполагает не только непосредственно общение с ветераном афганской войны, но и одной из задач имеет ознакомление ребят с фрагментами истории России, возможность оценить эти события, взглянуть на них их глазами. Это мероприятие имеет как образовательную, так и воспитательную направленность, так способствует формированию личностных качеств, гражданской позиции, уважения к старшему поколению, поднятию авторитета армии. А кроме этого развивает личностные качества, общий кругозор При разработке этого классного часа и презентации к нему использовались материалы школьного музея Боевой Славы

2 слайд

Описание слайда:

Для успешного проведения данного мероприятия необходимо провести некоторую предварительную работу: наладить контакт с общественной организацией воинов – афганцев; пригласить гостя: воина, прошедшего службу в Афганца. Подготовить кабинет: экран; мультимедийный проектор; Подобрать стихи; Подобрать музыкальное сопровождение. Заранее учащиеся составляют вопросы для гостя. Можно организовать по окончанию проведения мероприятия выезд для возложения цветов, можно показать фильм об Афганской войне. Используемые формы и методы реализации: основная форма проведения это встреча с человеком, знающими вопрос изнутри. Но в процессе мероприятия имеет место и историческая справка, которую подготавливает учитель, выступления учащихся(они читают стихи, которые вы встретите в презентации), беседа, которая строится по плану, предложенному учащимися.

3 слайд

Описание слайда:

Классный час « Афганистан - незаживающая рана» (посвященный 20-летию вывода советских войск из Афганистана) Разработан и проведен классным руководителем 5 класса МАОУ «Голышмановская СОШ» Тюменской области Голышмановского района Большакова Мария Николаевна

4 слайд

Описание слайда:

Цель: ознакомление учащихся с причиной ввода советских войск в Афганистан; причиной вывода войск; определение исторического значения афганской войны. Задачи: расширение кругозора учащихся, воспитание чувства долга, ответственности, самопожертвования, патриотизма; духовное обогащение поэтическим и песенным наследием воинов-интернационалистов. Оборудование: проектор, экран, компьютер, компьютерная презентация

5 слайд

Описание слайда:

Историческая справка Южная Азия, где расположен Афганистан, отделена от остальной Азии цепью массивных горных хребтов. По территории Афганистана тянется второй в мире по высоте горный хребет засушливый Гиндукуш. Он идет через Центральный Афганистан. Площадь Афганистана: 649 507 кв.км. Население 25 825 000 человек. Столица: Кабул. Валюта: 1 афгани. Государственный язык: афганский, персидский, пушту. Другие языки: узбекский, турецкий. Основные религии: ислам 99%, индуизм, иудаизм.

6 слайд

Описание слайда:

Из истории Более 20 лет назад закончилась десятилетняя война в Афганистане. В учебниках истории еще не описаны эти события, хотя они сыграли существенную роль в истории нашей Родины. А знание истории необходимо, так как тот, кто не знает прошлого, осужден на повторение пройденных человечеством ошибок. 10 лет продолжалась афганская война (1979-1989гг). За этот период в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане прошли службу более 500000 военнослужащих, в том числе 60000 офицеров.

7 слайд

Описание слайда:

Причины войны в Афганистане Как известно, в результате апрельской революции 1978 года в Афганистане был создан новый национально - прогрессивный строй, устранен деспотичный королевский режим, привлечены широкие народные массы на сторону революции, осуществлена земельная реформа, большое количество земли передано крестьянству, проведены многие другие преобразования в интересах народа. Однако революционные события в Афганистане встретили ожесточенное сопротивление внешних врагов, реакционных сил. Со стороны Пакистана, Ирака и Китая была развернута непрерывная подрывная деятельность. В свою очередь, реакционные остатки старого режима (помещики, лишенные земли, часть мусульманского духовенства) развернули борьбу против революционного строя. Все это создало угрозу ликвидации того, что принесла афганскому народу апрельская революция.

8 слайд

Описание слайда:

Обращение к СССР с просьбой Новое государственное и партийное руководство обратилось к СССР с просьбой об оказании политической и материальной помощи, включая военную поддержку. Советский Союз решил оказать такую поддержку, опираясь на межгосударственный договор, заключенный между СССР и Афганистаном. Советский Союз дал согласие афганскому правительству на ввод на некоторое время небольшого военного контингента. 24 декабря 1979 года советским руководством принято решение о вводе войск (ограниченного контингента) в Афганистан. 25 декабря в 15 часов советские войска вошли в Афганистан. Надолго ли? На этот вопрос не мог ответить никто! Так оно и вышло: война в Афганистане длилась 9 лет и 10 месяцев.

9 слайд

Описание слайда:

Кабул далекий и безжизненная степь Пропахли дымом от разрывов громких, Ты долго не увидишь сыновей, Спасающих другой народ от горя. Мы, Родина, покинули тебя, Нам совесть путь - дорогу указала: Иди и выполняй святой приказ, Чтоб Родина спокойно засыпала.

10 слайд

Описание слайда:

Ввод Советских войск в Афганистан, 1979г Время выбрало нас, Закружило в Афганской метели. Нас позвали друзья, Мы особую форму надели. И в огне трудных горных дорог Своей кровью кропили походы. Не заметили в вихре тревог, Как минуты прессуются в годы.

11 слайд

Описание слайда:

25 декабря 1979 года начался ввод советских войск в ДРА по трем направлениям: Кушка‑Шинданд‑Кандагар, Термез‑Кундуз‑Кабул, Хорог‑Файзабад. Десант высаживался на аэродромах Кабул, Баграм, Кандагар. В состав советского контингента входили: управление 40‑й армии с частями обеспечения и обслуживания, четыре дивизии, пять отдельных бригад, четыре отдельных полка, четыре полка боевой авиации, три вертолетных полка, одна трубопроводная бригада, одна бригада материального обеспечения и некоторые другие части и учреждения.

12 слайд

Описание слайда:

Исходя из целей ввода соединения и части 40-й армии дислоцировались в жизненно важных районах и центрах Афганистана. С первых дней пребывания на афганской территории на ОКСВ возлагалось выполнение широкого круга задач: оказание содействия в упрочении местных органов власти; охрана народнохозяйственных и военных объектов, основных автомобильных дорог и обеспечение прохождения по ним автоколонн с грузами в интересах ОКСВ, вооруженных сил, министерств и ведомств Афганистана. Ведение совместно с афганскими войсками боевых действий по разгрому отрядов и групп вооруженной оппозиции. прикрытие госграницы Афганистана с Пакистаном и Ираном от проникновения в ДРА караванов и отрядов моджахедов. оказание помощи вооруженным силам ДРА в подготовке штабов, войск и др.

13 слайд

Описание слайда:

Всего за годы пребывания в Афганистане советские войска участвовали в 416 крупномасштабных операциях. Одной из важнейших и наиболее сложных задач ОКСВ в Республике Афганистан являлась задача по охране народнохозяйственных и военных объектов, основных автомобильных дорог и проводке по ним транспортных колонн. Эту задачу ОКСВ выполнял с первого же дня пребывания на территории сопредельного государства. Советские войска обеспечивали всем необходимым не только себя, но и оказывали материальную помощь афганскому населению. Так, агитационно- пропагандистскими отрядами 40-й армии, были безвозмездно розданы жителям афганских кишлаков десятки тысяч тонн продовольствия. Итак, введенная в конце 1979 г. - начале 1980 г. на территорию Афганистана группировка советских войск и ее личный состав с первых дней оказались в весьма специфических условиях. Это потребовало внесения серьезных изменений в типовые организационно-штатные структуры и оснащение соединений и частей, в подготовку их личного состава, повседневную и боевую деятельность ОКСВ.

14 слайд

Описание слайда:

Действуя в суровых и непривычных природно-климатических условиях Афганистана, вдали от Родины, советские военнослужащие и сотрудники силовых ведомств с честью выдержали военные испытания, отстояв геополитические и экономические интересы Отечества, на десятилетия защитив нашу страну и все человечество от религиозных фанатиков, распространения подрывной идеологии и преступной практики ваххабизма, проникновения наркотиков, военного присутствия США в регионе Передней Азии и непосредственной близости от наших государственных границ.

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

Только по мере завершения «холодной войны» в мире возникла возможность прекратить войну в Афганистане. В 1988 были достигнуты соглашения в Женеве, по которым СССР выводило свои войска, а США и Пакистан прекращали военную поддержку моджахедов. В феврале 1989 начался вывод советских войск. . 15 мая 1988 года начался вывод советских войск с территории Афганистана. Операцией руководил последний командующий ограниченным контингентом генерал‑лейтенант Борис Громов

18 слайд

Описание слайда:

7 апреля 1988 г., министр обороны СССР Маршал Советского Союза Д. Язов подписал директиву, определявшую порядок вывода войск из Афганистана и обеспечения их безопасности на марше. Вывод советских войск осуществлялся на плановой основе.

19 слайд

Описание слайда:

Нет оснований для утверждения, что советские войска потерпели поражение в Афганистане. По этому поводу генерал-полковник Б. Громов справедливо указывает на следующие неопровержимые факты: «Советские войска в конце 1979 года беспрепятственно вошли в страну, выполнили - в отличие от американцев во Вьетнаме - свои задачи и организованно вернулись на Родину. Если в качестве основного противника Ограниченного контингента рассматривать вооруженные отряды оппозиции, то различие между нами заключается в том, что 40-я армия делала то, что считала нужным, а душманы - лишь то, что могли».

20 слайд

Описание слайда:

За мужество и героизм, проявленные в период военных действий в Афганистане, 86 военнослужащих из состава Ограниченного контингента советских войск были удостоены звания Героя Советского Союза, из которых 28 человек, к сожалению, посмертно. Более 200 тыс. воинов-интернационалистов были награждены другими орденами и медалями СССР.

21 слайд

Описание слайда:

Потери По уточнённым данным, всего в войне Советская Армия потеряла 14 тысяч 427 человек, КГБ - 576 человек, МВД - 28 человек погибшими и пропавшими без вести. Ранения и контузии получили более 53 тысяч человек. Точное число погибших в войне афганцев неизвестно. Имеющиеся оценки колеблются от 1 до 2 млн. человек. Потери в технике, по официальным данным, составили 147 танков, 1314 бронемашин, 433 артсистемы, 118 самолетов и 333 вертолета

22 слайд

Описание слайда:

Сражаясь плечом к плечу, теряя боевых друзей, советские солдаты, офицеры и специалисты, сделали все возможное, чтобы помочь народу Афганистана вырваться из мрака средневекового невежества и нищеты. И неважно, к какому министерству, ведомству или организации тогда принадлежали люди, воевавшие в Афганистане! Важен общий подвиг, совершенный этими людьми, подлинными воинами-интернационалистами. Благодарная память о них не имеет права померкнуть. Сегодня в России мы вспоминаем тех, кто воевал, тех, кого с нами сегодня нет и мы должны за них быть счастливыми, достигать вершины которые для них остались не покоренные.

23 слайд

Описание слайда:

Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем. Пусть память верную о ней Хранят, об этой муке, И дети нынешних детей, И наших внуков внуки.

24 слайд

Описание слайда:

25 слайд

Описание слайда:

Давно ушли мы из Афгана, Почти забыли запах дыма и огня, Но помню: было там все без обмана, А здесь все фальшь преследует меня. А здесь повсюду мелочность, нечестность, Которую встречаю я в штыки, И вспоминается в песке и пыли местность У той далекой и чужой реки. Не каждый ведь сейчас поймет, Как наши парни шли вперед Земля горела вся в дыму. От жажды трескалися губы, Горело горло, как в огне, Но парни стискивали зубы, Глоток воды свой отдавали мне А кто поймет, не испытать ему, Сейчас мне стыдно, что я раненый Просил и бредил о воде, Глоток, которой там был равен Порою жизни всей цене. Как братья были люди там, Ценой безмерной за все платили.

26 слайд

Описание слайда:

Разрывами гранат, осколками свинца, Афганистан! Ты весь во мне: Ты заревом окутан, весь в огне, Страданиям и болям нет конца. Афганистан! Ты наша боль и горе, Крик матерей доносится сюда, Горючих слез уж выплакано море, Пожалуй, хватит их на все года. И снова поднимаюсь я в атаку, И снова пули поднимают пыль. Афган! Зачем же раньше сроку Суровую всем открываешь быль. Историю не повернуть вспять, Сполна мы за Россию заплатили, Но память возвращает нас опять В Афганистан – туда, где мы служили.

27 слайд

Описание слайда:

В музее Боевой Славы ГОУ СОШ №229 есть экспозиция, посвященная воинам- афганцам, выпускникам нашей школы (бывшей Крюковской школы №1)

28 слайд

Описание слайда:

29 слайд

Описание слайда:

30 слайд

Описание слайда:

31 слайд

Описание слайда:



Работа содержит презентацию для классного часа о войне Афганистане "Афганистан - боль души моей". Цель мероприятия изучение истории, воспитание патриотизма, формирование готовности защищать свою страну.

Разработка содержит сценарий и презентацию для классного часа "Ты в памяти и сердце моем, Афганистан", посвященного выводу войск из Афганистана. Мероприятие проводится в форме литературно-музыкальной композиции. В течение урока зачитываются отрывки из литературных произведений, декламируются стихи о войне в Афганистане.

Презентация на тему «Афганистан болит в моей душе» - это наглядное пособие, которое позволит рассказать сегодняшним школьникам о той войне, которая до сих пор эхом отзывается в сердцах русских людей, хотя шла она далеко за пределами нашей страны. Ее жертвами стали молодые юноши и опытные командиры, которые под чужим афганским небом выполняли свой интернациональный долг. Скачать пособие можно для классного часа в средних классах (5, 6, 7, 8, 9 класс).

Заголовком для электронного ресурса автор взял слова песни Муромова. Действительно Афганистан не только болит, но эта боль живет в душах многих. Его не забыть тем, кто там побывал, кто не встретил с войны любимого, кто не дождался сына, кто пришел домой инвалидом в 19 лет, кто видел весь этот ужас и знает о нем. На классный час или внеклассное мероприятие можно пригласить воинов-афганцев, которые расскажут о той войне детям.


Урок мужества на тему «Афганистан - незаживающая рана» с использованием презентации можно провести накануне праздничной даты, когда советские войска были выведены из этой страны. Война закончилась 15 февраля 1989 года, но память о ней стереть нельзя. Это рана будет кровоточить у тех, кто хоть как-то соприкоснулся с этой войной. Никогда не утихнет боль и не заживет душа у тех, кто потерял родных, друзей близких там, в далеком Афганистане. Пусть урок мужества, для которого выполнена эта работа, станет напоминанием о том, что не должно повторяться.

Выполнено пособие для классного часа на 25 слайдах. Здесь скупые тексты, пестрящие фактами, документальные фотографии, карта страны, стихи и боль в каждом слове, в каждом взгляде тех, кто запечатлен на фотографиях. Это было совсем недавно, и мы об этом помним. Пусть и дети знают о тех солдатах, на долю которых выпала афганская война.


Презентация наполнена материалами, которые расскажут школьникам об афганской войне и о той ситуацие, которая сложилась в Афганистане в те страшные годы после Апрельской революции 1978 года. Скачать бесплатно электронную разработку можно для уроков истории в старших классах или для классного часа в 9, 10, 11 классе.

Работа выполнена на 16 слайдах учащимся 10 класса Ковтуновым Александром. На первой странице проекта страшные даты: 1979 - 1989. Это годы кровопролитной "афганистанской" войны, которая забрала столько жизней. Далее идет подробный рассказ о боевых действиях, о причинах войны, о роли Советского Союза в этом военном конфликте. Много вопросов у современного школьника связано с этой войной, на большинство из них будут даны ответы именно на этом уроке истории, хотя минуло уже 25 лет с момента ее окончания.


Презентация подготовлена в рамках проведения краеведческой Вахты памяти, которая приурочена ко Дню вывода советских войск из Афганистана. Произошло это событие 15 февраля 1989 года, но прежде чем последний наш солдат покинул эту страну, был ряд печальных событий, погибло много бойцов. Обо всем этом и рассказали школьники в своей работе, которую можно скачать для проведения классно часа.

Более 25 лет прошло со дня вывода войск из Афганистана. Неоднозначно сегодня мнение наших современников об этой чужой войне. Кто-то считает ее безумством политиков, кто-то божией карой, а кто-то способом прозрения, но однозначно одно: равнодушными эта война никого не оставила. В работе рассказывается о тех воинах, которые были родом из Белгорода, так как работа имеет краеведческий уклон. Не смогли молодые ребята дожить до того дня, когда войска были выведены. Не удалось им вернуться домой. Вечная память героям!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2

города Агрыз Республики Татарстан»

Конспект классного часа «Из пламени Афганистана»

7 класс

подготовила

учитель татарского языка и литературы

Сулейманова Миляуша Тимергалиевна

Агрыз, 2013

Цель: сформировать представление о нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.

Задачи:1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;2) воспитывать уважение молодёжи к подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;3) способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.

Этап подготовки:

Оформление гостиной, карта Афганистана, подборка стихов и музыки, приглашение гостей – участников боевых действий в Афганистане, цветы для ветеранов.

Оборудование: компьютер, проектор.

В зале звучит негромкая музыка песен про Афганистан. Участники классного часа присаживаются на места, ребята встречают всех и приглашают в зал.

Афганистан живет в моей душе Мне слышится бессонными ночами

Стихи Лоика в гневе и печали

И выстрелы на дальнем рубеже, Где завершится наш последний бой, Последний враг ничком на землю ляжет И чья- то мать слова простые скажет, И те слова услышим мы с тобой. Афганистан болит в моей душе И все, кого я встретил и не встретил Пусть долго будет жить на белом свете, Как тишина на дальнем рубеже.

Добрый день . У нас сегодня в гостях …………………………………………………… Тему сегодняшнего нашего разговора мы выбрали совсем не напрасно, 15 февраля этого года исполнилось 23 года со дня вывода Советских войск из Афганистана. На школьной скамье никто не задумывается о том, кто будет защищать Родину. Из сегодняшних выпускников школы лишь 30% юношей готовы к прохождению службы в рядах Российской армии. А между тем кто-то должен защищать рубежи нашей Родины. Государство сильно только тогда, когда имеет сильную армию, способную защищать интересы страны, авторитет президента, спокойствие мирного населения: детей, матерей, пожилых граждан. Одним из этапов становления современных вооруженных сил была афганская война, которая длилась 10 лет, с 1979 по 1989 год. По официальным данным, явно заниженным, потери советских войск составили 50 тысяч человек, из них 14 тысяч – погибшими. Трудно рассказывать об истории, когда еще свежи раны в сердцах. Но молчать об этом нельзя.


Звучит стихотворение Ю. Кирсанова «В ту ночь пришел сигнал в казарму к нам…» В ту ночь пришел сигнал в казарму к нам –Десантникам тревогу объявили,И нас уже ведут по кораблям,Маршрут давно по карте проложили.Впервые мы не взяли парашют,Зато рюкзак патронами набили.Сигнал «пошел!», сирену не дают,И рампу для прыжка нам не открыли.В ночи летит могучий караван,Людьми и техникой набитый.Сказали нам: «Летим в Афганистан,Спасать народ, амином с толку сбитый».И шесть часов прошли, как пять минут,Хотя идем согласно распорядку,Нас полосы огня к себе зовут,И караван заходит на посадкуНам на раздумье время не дано,Оружие свое готовим к бою.Войну видали только лишь в кино,А здесь придется жертвовать собою….

Тем, кто первым вошел в Афганистан, было очень тяжело. Начались болезни. Из-за плохой воды почти все переболели, спать приходилось зачастую на земле. Это только к концу войны появились спальные мешки, и то их на всех не хватало, и не редко можно было увидеть отогревающихся ночью солдат у костра, вместо того, чтобы спать перед очередным боем. Воевавшие дети – не воевавших отцов, так часто говорят об “афганцах”. Те, кто пересек афганскую границу в теперь уже далеком 1979 году, еще не знали к чему готовиться и что их ожидает. Они уходили в неизвестность. Какой это неизвестность предстала им, теперь мы более или менее представляем. Сначала все считали дни, затем недели. Но дни и недели постепенно складывались в годы… Афганская война длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная. Ни кем никому не объявленная. Вспоминать о службе тяжело и трудно! Сжимается сердце и становится больно! Многих женщин война оставила без сыновей. Многих сестер оставила без братьев, много домов она разрушила. Водоворот времени подхватил солдат и бросил их по течению, не подготовленных к смерти, и не знавших жизни. Война – это страшное слово. Когда его произносишь вслух, сразу видишь: ужас, разрушение, безумие, неизбежность, гибель всего живого. Вдвое тяжело воевать в чужой стране, защищать чужой народ, не понимая, на чьей стороне правда.


В краткой меж боями передышкеДостает помятую тетрадьОпаленный порохом мальчишка,Сердцем хочет песню написать.Написать об огненных атаках,О заветной радостной мечте,О друзьях-товарищах, солдатахИ о с боем взятой высоте.Просвистела пуля, он не слышал,И пробито сердце напролет.Песня до конца его не вышлаСтрочки в ней одной не достает.Песни пусть его чуть-чуть корявы,Рифмы, ритмы малость не сошлись,Но в стихах о Родине, о славеКровью сердца строчки запеклись.Пусть пробьется сквозь любой заслон,Зазвучит сегодня иль когда-тоПронесет сквозь годы боль и стонПесня, сочиненная солдатом.

Песня, которая прозвучала сейчас, одна из самых известных афганских песен. В исполнении группы «Голубые береты» она очень часто звучит по радио и телевидению, она записана на кассетах. Но у этой песни нет автора. За 23 года ее существования никто не позвонил, не написал, не сказал, что это моя песня. А значит, ее автор и первые слушатели не вернулись с той необъявленной войны. Человек продолжает жить в своих делах: в домах, которые он построил, в картинах, которые он написал, в песнях, которые он сочинил…. Человека уже давно нет, а песня как бы продолжает жить за него.

Вместе с солдатами и офицерами в Афганистан летели и молодые девчонки: врачи, медсестры, связистки. Не всегда они попадали на передовую, не всегда погибали под пулями. Но в душе каждой из них Афганистан оставил свой неизгладимый след.

Звучит стихотворение А. Стовбы «Окоп не простреливала артиллерия…» Окоп не простреливала артиллерия,Армада танков на него не шла,Не зная к жизни недоверия,Трава зеленая взошла….Ни крика не было, ни стона,Пыль расстилалась по земле,В ушах осталась легкость звонаПосле разрыва «эрпэгэ» (РПГ).Две жизни вычеркнуто в списке,Их растворило в синей мгле,Мы им поставим обелискиИ молча предадим земле….Упали парни, смежив веки, -Мир настороженно затих….Они останутся навекиМоложе сверстников своих.

Десантники всегда считались самыми мобильными из всех родов войск. Офицеров и призывников туда отбирали изо всех городов Советского Союза особенно тщательно.

Звучит стихотворение М. Шелехова «Мое время». Это время – моё. Я не знаю прекрасней времен.Эта воля – моя. Мне волне не ведома воля.Этот вбитый в пустыню десантный родной батальонИ по родине боль – нет страшнее и слаще той боли.И когда камнепадом бессонных и вздыбленных ротМы ударимся в ночь, зажигая сигнальные свечки,Нас любовь и надежда по черным пескам поведет,На барханах оставив кровавые наши насечки.И за толику жить и стоять на железном ветру,И за горечь полей желтоглазого АфганистанаБезыменным туманом на старой границе умру,Безымянной звездой!

В Афганистан отправлялись действительно лучшие ребята поколения 80-х годов. От своих сверстников они отличались не только таинственным загаром обветренных лиц, не только ранней сединой и еще не потускневшим блеском боевых наград. Вернувшись, домой, они принесли с собой лучшие человеческие качества, добытые ими в испытаниях: благородство, товарищество и солдатское братство. На нашу сегодняшнюю встречу, мы пригласили участников тех событий 23-летней давности, ставших сегодня уже историей страны

Мы говорим о том, что время лечит, что с годами раны затягиваются…. Но, наверное, не все можно вылечит годами, а вырезанные на спинах советских людей звезды не затянутся никогда….

Давай за тех, кто не вернулся,Кто стал частицей тишины,Кто лег в горах – и не проснулсяОт необъявленной войныДавайте вспомним поименноТех, с кем навеки сроднены,Кто был частицей батальона,А стал частицей тишины.Вслух выговаривать не будемИх дорогие имена,Покуда здесь безвестна людямТа наша горькая война.Давай прочней держать бокалы,Они пролиться не должны,Хоть горше зелья не бывало,Больней не будет тишины.Отставить не имеем права,А только молча и до дна,-Поскольку общая держава,Поскольку общая война.
Объявляется Минута молчания

Письмо - воспоминание. Из писем солдата.27 декабря 1979 г. Мы перешли границу Афганистана. ” Их рота готовилась к новогодним праздникам, когда в ночь с 26 на 27 декабря они были подняты неизвестность. Когда стали выгружать вещи, поняли, что находятся в другой стране. Зачем? Почему? Что происходит? У всех на лицах были эти немые вопросы. Тогда им и объяснили, что здесь, в Афганистане, они должны оказать военную помощь (так предпочитали называть миссию русских солдат). “ Мы еще не до конца понимали, что нас ждет . Прошло несколько дней, начались проблемы с питьевой водой, тогда пришел страх”.

“Если вы не до конца понимали боевое задание, могли отказаться от него?” На что он ответил: “Нет. Я русский солдат. И если Родина отправила меня сюда, значит так нужно. Это мой долг”. И прозвучало это так тихо, без надрыва, без пафоса и сожаления. Условия были суровые. Их воинская часть располагалась возле города Герат. Спать приходилось на голой земле, завернувшись в шинель, еды тоже было очень мало, потому что они были “первыми”. Надо было начинать строить хотя бы какое – то жилье. Погиб папин друг Костя. Гроб с телом отправили родным, в ответ пришло письмо матери, обезумевшей от горя. Мама Кости спрашивала: “Сынки, за что вы воюете? Кто послал вас туда?”. Она только что похоронила мужа, а вот теперь “Груз-200” – гроб с телом сына. Командир зачитал ее письмо перед всей ротой. Никто не мог спокойно слушать строки из письма, у папы до сих пор подходит комок к горлу, когда он воспоминает о них. Но никто из однополчан погибшего молодого бойца не сказал, ни одного слова упрека в адрес родины, которая отправила защищать чужой народ. Истинный патриот никогда не посмеет обвинять родину в том, что она посылает на верную гибель своих лучших сынов, не успевших порадоваться жизни. В этом, я считаю, и проявляется одно из частных значений слова “патриот”. Родину свою человек любит ее не за то, что она дала или не дала, а вопреки всему“. Однажды их роту в ущелье “зажала” банда. Заканчивались сухари, боеприпасов оставалось совсем мало, все ребята написали прощальные письма домой, мысленно расстались друг с другом, избегая смотреть в глаза. Все понимали, что жить им осталось совсем немного. “Смотрим на небо – очень не хочется умирать, обидно, что умирать придется за чужой народ, чужую страну. Казалось все каким-то нелепым. За что? Этот вопрос вертелся в голове у всех, но вслух его никто не произносил”. Только маленький блокнот, верный спутник, аккуратно “запоминал” каждое мгновение. Бумага все стерпит. “ Столько отчаяния и боли в глазах ребят я больше никогда не видел. И вдруг.… Все резко подняли головы, стали прислушиваться. Слезы, только не знаю, как их назвать, потекли у всех из глаз. На помощь пришли вертолетчики. Нас не забыли!!! Трудно передать словами это чувство.

Возможно, кто-то скажет, что их нужно пожалеть.…Нет,…Они не нуждаются в жалости. А вот мужества и гордости им не обойтись. Это проникло с войной в их сердца и сознание. 15 Февраля 1979 года условную линию границы, проходящую по мосту через Амударью, пересек русский воин – генерал лейтенант Б.В. Громов. В этот день завершился вывод из Афганистана ограниченного контингента советских войск. Они вернулись в общество, чтобы обрести мир и покой. Они принесли с собой желание рассказать обществу правду о честно выполненном долге, об утерянных друзьях, о добром отношении к людям. А еще принесли – песни горькие, но чистые и искренние.

Мне не случайно кажется порою:
Нет в мире долговечней ничего,
Чем имя настоящего героя
Чем слава негасимая его!

Сражения кончаются, а история вечна. Ушла в историю и афганская война. Но еще долго станут тревожить нас все голоса погибших и живых – война не проходит бесследно.

Давайте дадим слово нашим гостям.

И сегодня на рубежах нашей Родины стоят солдаты, это мальчишки, ваши ровесники. А в мирных городах и сёлах живут матери, отцы и дети погибших солдат. Мир всегда стоил очень дорого. Интернациональный долг превыше всего. До тех пор, пока мы помним, этих ребят, чтим их память, ходим на могилы и памятники, не зачерствеют наши души. Нам не будет стыдно смотреть в глаза матерей, потерявших своих сыновей. Да будет мир, да будем помнить своих героев.


Песня «Под шум и взрыв гранат»О сколько было подвигов на свете,Они уже в преданья отошли.Из уст в уста их повторяют детиНа всех материках большой земли.И будут повторять из уст в уста,И в каждом этом подвиге незримаСвоя и глубина, и высота,И красота своя неповторима.Но из всего того, о чем мы слышим,И из того, что мы вершим пока,Солдатский подвиг я считаю высшимИ самым бескорыстным на века.
Спасибо всем.

Список использованной литературы 1. Давыдова А. В. Классные часы – М.: ВАКО, 2012.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

    Материалы школьного краеведческого музея.