02.02.2024

Где написано радость в господе сила моя. Плоды Духа — радость


«Радость пред Господом – подкрепление для вас» (Неем. 8:10).

В то время, когда были провозглашены эти слова, израильтяне только что возвратились из вавилонского плена. Под руководством Ездры и Неемии народ отстроил разрушенные стены Иерусалима, и теперь их целью было восстановление храма и нации.

Чтобы объявить это, Неемия созвал специальное собрание у Водяных ворот города, внутри уже отстроенных вновь стен Иерусалима: «Тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая пред Водяными воротами» (Неем. 8:1). На этом собрании присутствовало около 42360 израильтян. С ними было 7300 рабов, включая 245 певцов. Всего было собрано около 50000 человек.

Вначале шла проповедь Божьего Слова. Писание говорит, что люди изголодались по слышанию его: «(Они) сказали книжнику Ездре, чтоб он принёс книгу закона Моисеева... И принёс священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин и всех, которые могли понимать» (8:1-2).

Эти люди не нуждались, чтобы Божье Слово подталкивало их. Их объединял общий голод, и они были полностью готовы подчиниться авторитету Божьего Слова. Они хотели быть под его управлением, чтобы привести свою жизнь в согласие с его истиной.

Удивительно, что Ездра проповедовал этой толпе в течение пяти или шести часов – «от рассвета до полудня» (8:3). Но никто не обращал внимания на время: «Уши всего народа были прикованы к книге закона» (8:3). Эти люди были полностью захвачены Божьим Словом.

Какая поразительная сцена! Такое не увидишь сегодня ни в одной американской церкви. Однако, я скажу вам, что истинное пробуждение не может иметь место без такого всеохватывающего голода по Божьему Слову. Действительно, когда Божий народ устаёт от проповедуемого Божьего Слова, начинается духовная смерть – и Господня радость уходит.

Может, вам приходилось слышать выражение «дегустаторы проповедей». Этому термину почти 200 лет, и он впервые появился в Лондоне в середине 19-го века. В то время каждое воскресенье 5000 человек слушали в «Метрополитен Скинии» проповеди великого проповедника Ч. Г. Сперджена. На другом конце города также произносил помазанные Духом проповеди Джозеф Паркер. По всему Лондону проповедовали другие пламенеющие духом пасторы, произнося глубокие, пророческие слова, открывающие истины Библии.

Для богатых лондонцев стало популярным видом спорта – вскочив в свой экипаж, мчаться через весь город от одной церкви к другой, чтобы послушать для сравнения проповеди этих служителей. Каждый понедельник в Парламенте проводились особые заседания, посвящённые обсуждению того, какой проповедник произнёс наилучшую проповедь и кто изрёк самое глубокое откровение.

Этих слоняющихся бездельников окрестили «дегустаторами проповедей». Они всегда претендовали на знание какой-либо новой духовной истины или откровения, но только некоторые из них практиковали то, что они слышали.

У Водяных ворот в Иерусалиме, однако, не было ни красноречивой ни сенсационной проповеди. Ездра проповедовал непосредственно из Писаний, читая целые часы подряд, и когда стоящий народ слушал Божье Слово, возбуждение в нём росло.

Время от времени Ездра был настолько взволнован тем, что он читал, что останавливался, чтобы «благословить Господа, великого Бога» (8:6). Могущественно сходила Господня слава, и все воздевали руки, прославляя Бога: «И весь народ отвечал: „аминь, аминь“, поднимая вверх руки свои» (8:6). По мере того, как были прочитываемы некоторые места, они «поклонялись и повергались пред Господом лицем до земли» (8:6). Люди смирялись пред Богом, сокрушаясь сердцем и раскаиваясь. Затем, через некоторое время, они вставали, чтобы испытать ещё большее.

Заметьте, пожалуйста: на этом собрании не было никаких захватывающих историй, которые возбуждали бы эмоции слушателей. Там не было никаких манипуляций с кафедры, никакого драматического свидетельства. Там даже не было никакой музыки. Эти люди просто имели ухо, чтобы слышать всё, что говорил им Бог.

Я верю, что Господь желает сегодня действовать среди Своего народа таким же образом. Я вижу, как Его Дух производит движение в церквях, где существует голод Его Слова.

Но я также бывал в церквях, где люди постоянно поглядывают на часы, ещё до начала проповеди. Затем, когда пастор произносит своё заключительное «аминь», эти люди, обгоняя друг друга, устремляются на автостоянку, где припаркованы их автомобили. В такой церкви нет настоящей радости. Как же мы можем ожидать, чтобы закоренелые грешники когда-либо захотели стать её частью?

Тот род пробуждения, который мы видим в 8-й главе Неемии, требует пастора, который будет так же взволнован при чтении Писания, как Ездра. Однако, это также требует и народа, который так же будет взволнован, слыша Божье Слово, и будет повиноваться ему. Даже самый пламенный проповедник не может расшевелить самодовольную общину, если она не жаждет больше слышать Божью истину.

Результатом этой мощной проповеди была волна сокрушения среди слушателей.

Для изголодавшихся израильтян было недостаточно даже длившейся полдня проповеди. Они хотели больше Слова Божьего, поэтому они сформировали группы с семнадцатью старейшинами, помимо Ездры, которые руководили библейскими занятиями остаток этого дня: «(Они) поясняли народу закон... И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное» (Неем. 8:7-8).

Когда эти люди уразумели Божий закон, они начали оплакивать свои грехи: «Весь народ плакал, слушая слова закона» (8:9). Представьте эту сцену: 50000 людей лежат, распростершись на земле, единодушно оплакивая свои грехи. Божье Слово, подобно молоту, сокрушило их гордость, и теперь их плач эхом отдавался на окрестных холмах.

Я спрашиваю вас – не это ли суть пробуждения? Не заключается ли оно в том, что слово настолько касается сердец, что люди повергаются на колени, плача и раскаиваясь пред Богом?

Я сам переживал такие святые собрания. Когда я был ещё ребёнком, наша семья посещала «палаточные собрания» в летнем лагере «Живые Воды» в Пенсильвании. Второе пришествие Иисуса проповедовалось с такой силой и авторитетом, что все были убеждены, что не пройдёт и часа, как Иисус возвратится. Сердца охватывал святой страх, и люди повергались на свои лица. Некоторые кричали так, как если бы они были подвешены над адом на тонкой нити – рыдая, сокрушаясь и печалясь о своих грехах.

Часто Божье Слово проповедовалось весь день до поздней ночи. На следующее утро людей всё ещё можно было застать лежащими, простершись на полу молитвенной комнаты, и скорбящими о своих грехах. Некоторых даже приходилось выносить.

Именно в один из таких вечеров Господь призвал меня, восьмилетнего мальчика, быть проповедником. Я часами был в Духе, сокрушаясь и плача; Божье Слово было живым для меня. Сердце моё горело в предчувствии скорого возвращения Христа и это было для меня неизбежной реальностью. Я никогда не забуду этого чудесного переживания.

И всё же, какими бы славными не были эти проявления, будь то летний лагерь «Живые Воды» или столетия назад иерусалимские Водяные ворота – ничто из этих вещей не может привлечь грешников в Божий дом.

Представьте себе неспасённого человека, который пытается справиться со своими жизненными стрессами. Он имеет проблемы в браке, он изранен и находится в смятении, он боится, что жизнь его бесцельна и бессмысленна. Такой человек безрадостен и испытывает отвращение к жизни; ничто из того, что он пытается делать, не может насытить его жаждущую душу. Он убеждён, что не может обойтись и дня без поддержки себя алкоголем.

Если вы возьмёте этого человека на церковное служение, где люди лежат повсюду, простершись и плача о грехах, он не поймёт, что происходит. Возможно даже, он уйдёт ещё более удручённым, чем пришёл.

Мы должны понять: пробуждение у Водяных ворот Иерусалима было не для грешников. Оно было исключительно для отпадших Божьих детей. Подобным же образом, не так уж много было неспасённых людей среди тех, кто посещали палаточные собрания «Живых Вод». В обоих случаях Господь стремился восстановить Своих детей – спасти их от осквернения, крестить их радостью и сделать их сильными.

Божье свидетельство никогда не заключается в том, чтобы люди лежали на своих лицах, проливая реки слёз. Нет, свидетельство, которым Он хочет наделить Свой народ, – это радость – искренняя, постоянная радость: «Радость пред Господом – подкрепление для вас» (Неем.8:10). Эта радость – следствие библейской проповеди и истинного покаяния, она приносит истинную силу Божьему народу, привлекая грешников в Божий дом.

У большинства христиан радость никогда не ассоциируется с покаянием. Но покаяние, фактически, является матерью всякой радости в Иисусе. Без этого не может быть настоящей радости. Но всякий христианин или церковь, которые ходят в покаянии, будут преисполнены радости в Господе.

Чего не хватает сегодня во многих церквях, так это того, в чем больше всего нуждаются погибшие: искренней, удовлетворяющей душу радости.

Я часто слышу, как христиане говорят: «Мы достигли пробуждения в нашей церкви своими молитвами». Но я скажу, что это не может произойти вследствие одной лишь молитвы. Никакого подобного пробуждения не может быть, если только пастор и народ не возжаждут Божьего Слова. Они должны всецело подчинить свою жизнь, чтобы она управлялась Писанием. Мы просто не можем получить небесную радость, доколе чистое слово не обличит нас о грехе, ломая всякую гордость, предубеждения и ложное чувство собственного достоинства.

Когда Давид проявил непослушание, он потерял радость в Господе, и эта радость могла быть вновь обретена только благодаря истинному покаянию. Поэтому он молился: «Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною... окропи меня...» (Пс. 50:4-5,9). Давид также умолял вернуть ему то, что он потерял: «Возврати мне радость спасения Твоего» (Пс. 50:14).

Я думаю, что это объясняет, почему на многих церквях сегодня лежит покров смерти. Говоря коротко, там находится грех в стане, и невозможно сохранять радость в Господе, если присутствует грех. Как может Дух Святой изливать радость на народ, который продолжает предаваться прелюбодеянию, пагубным привычкам и материализму, живя как неспасённый?

Господь отнял славу у Силома, потому что первосвященник Илий отказался бороться с грехом в Божьем доме. Илий привык к лёгкой и спокойной жизни – и если вы привязаны к наслаждениям, у вас не будет желания обличать грех. В конце концов, Бог написал над входом во святилище «Ихавод», то есть «отошла слава». Затем Он поставил Силом как пример того, что происходит с церковью, когда игнорируется грех. Божья слава, включая всякое веселие и радость, развеивается – как в жизни отдельного верующего, так и в жизни церкви.

Неизменный результат благоговения пред Божьим Словом – Это излияние подлинной «радости во Иисусе».

Ездра сказал толпе:

«Вы взволнованы Божьим Словом – жаждете его, любите его и позволяете ему работать в ваших сердцах. Вы каялись, плача и рыдая – и это угодно Богу. Но теперь пришло время радоваться. Достаньте свои носовые платки и вытрите слёзы. Настало время для великой радости и веселья».

Слава Господня сошла на Израиль, и следующие семь дней прошли для народа в радости:

«И пошёл весь народ есть и пить... и праздновать с великим веселием; ибо поняли слова, которые сказали им» (Неем. 8:12).

Еврейское слово, переведённое здесь как «веселие», означает «ликование, веселье, радость, счастье». Такого рода веселие означает не только приятное чувство – это внутренняя радость, глубокое изобилие её. Она может выражаться по-разному в каждом из нас, потому что такая радость находится глубоко в нашем сердце, но для всех окружающих нас ясно, что источник нашей радости – небесного происхождения.

Когда Израиль обращался ко греху и идолопоклонству, Господь отнимал у них радость: «И прекращу у неё всякое веселье» (Осия 2:11). «И прекращу у них голос радости и голос веселия... и вся земля эта будет... ужасом» (Иер. 25:10-11). «Помрачилась всякая радость, изгнано всякое веселие земли» (Исаия 24:11).

Временами Израиль, пытаясь прикрыть свой грех, облачался в ложную радость. Мы видим, как это происходит сегодня также во многих церквях. Мы можем быть свидетелями пения, танцев, духовных проявлений, громкой хвалы – но те, кто любят Божье Слово, могут распознать, истинная ли это радость или ложная.

Вы можете вспомнить крики Израиля, когда они плясали вокруг золотого тельца. Когда Иисус Навин услышал голоса народа, он сказал: «Военный крик в стане» (Исх. 32:17). Но Моисей отвечал: «Это не крик побеждающих» (32:18). Моисей говорил: «Это крик людей, всё ещё находящихся в рабстве. Они не являются победителями, господствующими над своими грехами». Золото стало богом для Израиля, и это вызвало крик, вырывавшийся из уст народа, но это был крик ложной радости – шум, который предвозвещал неотвратимый Божий суд.

Однажды я проповедовал в большой церкви, исполненной такого рода шумом. Во время поклонения пастор и органист довели народ до неистовства, так что они громко пели и хлопали в ладоши в течение целого часа. Спустя некоторое время я почувствовал себя физически больным. Я молился: «Господи, здесь творится что-то неладное. Это не похоже на народ, который господствует над своими грехами».

Год спустя этот пастор и музыкант, игравший на органе, были изобличены как гомосексуалисты. Однако люди так и не распознали своих лидеров, так как не были укоренены в Божьем Слове. Вместо этого они последовали шуму, который казался шумом радости, но вёл их к разрушению.

Когда мы основывали церковь на Таймс-Сквер в 1987 году, мы быстро поняли, что пасём своё стадо в современном Коринфе. И мы должны были проповедовать сильное слово, обличавшее всякий грех.

Наши служения посещали многие христиане, работавшие в отрасли развлечений – в театре, на телевидении и в кино. Эти люди выкрикивали громкую хвалу, но в некоторых случаях это не было выражением победы и господства над грехом. Некоторые предпочитали продолжать заниматься тем, что явно бесчестило Господа, играя в пьесах и спектаклях, которые были богохульными.

Мы были в недоумении, как мы можем евангелизировать неспасённых людей из шоу-бизнеса, если наши собственные члены церкви всё ещё были вовлечены в его греховные аспекты. В конце концов, мы решили, что не можем позволять двойные стандарты, поэтому мы проповедовали святое отделение – и Господь начал действовать среди этих людей. Многие из них отказались от выгодной карьеры в области развлечений, и Бог удивительным образом благословил их. Один бывший актёр теперь является пастором церкви в Иерусалиме, проповедуя Христа на горе Кармил.

Нам пришлось столкнуться с другими значительными проблемами среди народа. Гомосексуалисты, не оставившие свой образ жизни, хотели петь в хоре. Кривляющиеся в барах музыканты хотели играть в оркестре. Чтобы бороться со грехом, мы вынуждены были проповедовать закон, но мы всегда умеряли свои проповеди милосердием.

Также мы должны были покончить с грехом в среде своих собственных сотрудников. Одного музыканта видели, как после наших собраний он посещал театры, где публике предлагают эротику и порнографию. Один из участников нашей группы поклонения – белый мужчина – похвалялся: «любой чёрный, который попытается почистить ветровое стекло моего автомобиля, надеясь заработать, получит в зубы мой кулачный сэндвич». Мы немедленно уволили этого человека.

Нам нужно было также бороться с заблуждениями и лукавством в своей общине. Один женатый мужчина сообщил мне, что он верит, что Господь заберёт от него жену. Он сказал, что Бог уже открыл ему, на какой женщине в нашей церкви он женится. Я без обиняков сообщил этому человеку, что любое откровение такого рода, которое он мог бы получить, не от Бога.

Мы продолжали проповедовать святость, неделю за неделей, и через время наши проповеди отпугнули многих людей. Однако Господь сохранял для Себя богобоязненный остаток – людей, которые любили Его Слово. Эти люди каждое служение усаживались, подобно голодным птичкам, рты которых широко раскрыты, чтобы принимать пищу. После служения они брали домой кассеты с записями проповедей, чтобы вновь и вновь прослушать их. Мы видели в них дух покаяния, страстное стремление быть послушными Божьему Слову и готовность ему подчиняться.

Одна состоятельная супружеская пара, позвонила в наш офис, сказав: «Пришлите, пожалуйста, завтра грузовик с несколькими рабочими. Мы хотим убрать из нашего дома свой ликёро-водочный бар, вместе с нашими телевизорами».

Как только люди приходили под власть и владычество Божьего Слова, радость мощно наполняла их. Вскоре наши служения становились наполненными чем-то большим, чем слёзы раскаяния. Неожиданно церковь задрожала от криков победы, ликования и радости. Это была великая радость – потому что мы начинали понимать великую истину Божьего Слова.

Чтобы поддерживать радость в Господе, Бог призвал к более глубокой работе Духа.

Бог услышал плач израильтян и явил им милость. Он обратил их плач в веселие, позволяя им восклицать и радоваться. Во время этого Он призвал их собраться уже на другое собрание.

Ради того только, чтобы радость Израиля была сохранена – чтобы она не была потеряна снова – Бог должен был копнуть чуть глубже. Некоторые области жизни народа ещё не были подчинены Его Слову, однако Господь позволил всем радоваться в течение некоторого периода времени, потому что хотел, чтобы они знали, что находятся в безопасности. Теперь же, во время переживаемого ими состояния Божьего удовлетворения, Его спасения и радости, Он просил их совершить более великое отделение от мира.

Бог сказал этим радующимся душам: «Я очень доволен вами. Вы почтили Моё Слово, раскаиваясь в ваших грехах, радуясь Моей милости и обещая быть послушными Мне. Теперь для вас настало время, чтобы поступать по Моей любви. Я хочу, чтобы вы отделились всецело – совершенно порвали с мирскими влияниями, которые вползли в ваши сердца и дома».

Видите ли, когда израильтяне находились в плену, они стали привыкать к язычникам, постепенно перенимая их язык и манеры. Израильские мужчины женились на язычницах, а израильские женщины, благодаря своему приданому, приобретали язычников-мужей. Израильтяне также допустили, чтобы неосвящённые вещи стали частью поклонения в Божьем доме.

Возлюбленные, мы не можем идти дальше к полноте во Христе, если мы не будем всё более отделяться от этого мира. Если наши мысли и устремления не становятся всё более направленными к небу, мы постепенно будем терять всякую радость нашего покаяния.

Израиль не хотел терять свой великий дух радости, поэтому они собрались снова, повинуясь в этом вопросе Богу:

«И отделилось семя Израилево от всех инородных, и встали и исповедовались во грехах своих» (Неем. 9:2).

«...и вступили в обязательство с клятвою и проклятием – поступать по закону Божию... и не отдавать дочерей своих иноземным народам, и их дочерей не брать за сыновей своих» (Неем. 10:29-30).

Этот остаток израильтян также пренебрегал десятиной, и теперь Бог требовал от них также и это. Вы можете недоумевать: «Неужели Бог в самом деле удержал бы Свою радость и веселие от церкви, если бы народ не давал десятину?». Я отсылаю вас к Малахии 3:8-10:

«Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: „чем обкрадываем мы Тебя?“ – десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы – весь народ – обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища... испытайте Меня... не открою ли я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка».

Бог говорил Израилю: «Перестаньте обкрадывать Меня. Если вы послушаетесь Моего повеления давать десятину, Я изолью на вас такое благословение, что вы не сможете вместить его». Народ торжественно обещал, что «начатки из молотого хлеба нашего, и приношений наших, и плодов со всякого дерева... и десятину с земли нашей левитам. Они, левиты, будут брать десятину во всех городах, где у нас земледелие» (Неем. 10:37).

Божье обетование излить благословения с неба истинно и для нас сегодня.

Когда мы располагаем своё сердце к тому, чтобы повиноваться Божьему Слову, позволяя Духу Святому обличать и умерщвлять всякий грех в нашей жизни, Сам Господь даёт нам радоваться: «Бог дал им великую радость» (Неем. 12:43). Я верю, что это изливаемое благословение включает преизобилующую радость, даже посреди наших испытаний. Господь открывает небеса и крестит нас «радостью Иисуса» – с восклицаниями, радостью и пением – невзирая на наши обстоятельства.

Неемия напомнил радующимся израильтянам о том, как Бог обеспечивал их праотцев в пустыне. Господь изливал на них множество различных милостей. Он научал их Своим Духом и вёл их, находясь в облачном и огненном столпе. Он сверхъестественно обеспечивал их манной и водой, и чудесным образом не давал изнашиваться их одежде и обуви (см. Неем. 9:19-21).

Как вы смотрите на подобного рода благословения? Многочисленные милости, ясное направление, наставление Духа Святого, обеспечение всех физических и материальных нужд – это звучит для меня чудесно. И действительно, все эти благословения продолжают оставаться в силе и для нас сегодня. Господь, в Своей великой милости, обещал обеспечивать всем этим Свой народ.

Однако, мы всё ещё предпочитаем жить в пустыне, как Израиль. Неемия указал, что их праотцы восстали против Господа, игнорируя Его закон: «И сделались упорны и возмутились против Тебя, и презрели закон Твой... ожидая их обращения, Ты медлил многие годы... но они не слушали» (Неем. 9:26-30).

Можете ли вы представить, какую ужасную духовную смерть навели на себя эти люди? Сорок лет суббот без всякой радости или веселья, сорок лет похорон, не входя в обетованную землю. Эти израильтяне были богаты благословениями, имели много добра, ни в чём не нуждались – но они были тёплыми в духе.

Это картина Иеговы-ире – Бога, Который верно заботится о Своём народе, даже если они стали нечувствительны к Его Слову. Израильтянам наскучило то, что Божье, и они просто механически исполняли свои обязанности. В Своём милосердии, Господь продолжал руководить их повседневными делами и обеспечивать их, но эти люди никогда не хотели войти в Его полноту. Что же удивительного в том, что их одежда и обувь никогда не изнашивались? Они просто никуда не шли.

Такое печальное состояние сегодня у многих церквей. Бог может продлевать Своё милосердие для церкви – освобождать от долгов, направлять на добрые дела, обеспечивать финансами для строительства нового здания. Но церковь может оставаться в духовной пустыне, никогда и никуда не продвигаясь. Народ может испытывать меру Божьего благословения – достаточную только для того, чтобы не умереть от жажды – но оставаться слабым, изнурённым, еле живым, и всё это потому, что он всё ещё сосредоточен на вещах этого мира. Он не имеет ни духа, ни жизни.

Говоря просто, только радость в Господе даёт нам истинную силу. Мы можем говорить что угодно о своём десяти или двадцатилетнем хождении со Христом. Мы можем красоваться своими одеждами праведности, но если мы не позволяем Духу Святому поддерживать в наших сердцах радость в Господе – если мы не жаждем постоянно Его Слова – тогда мы теряем свой огонь, и не будем готовы к тому, что грядёт на этот мир в эти последние дни.

Как мы можем поддерживать радость в Господе? Мы делаем это таким же образом, как получили её вначале: во-первых, мы любим, почитаем Божье Слово и с волнением жаждем его. Во-вторых, мы постоянно ходим в покаянии. И третье: мы отделяем себя от всякого мирского влияния. Вот как, исполненные Духа Святого, христианин или церковь поддерживают «радость в Иисусе» – всегда радуясь, полные утешения и веселия. Аминь!

Призыв апостола к «всегдашней радости» нередко вызывает некоторое недоумение и смущение: как же возможно смиренному христианину, постоянно пребывающему в состоянии сердечного сокрушения и «плача о грехах своих», тем не менее «всегда радоваться»? Непонимание, как же совмещать эти два, казалось бы, несовместимых состояния души, приводит зачастую к полному отрицанию самой возможности присутствия какой-либо радости в жизни православного христианина. Иногда само упоминание о радостном чувстве в церковной среде признается недопустимым (например, в греческом тексте знаменитого песнопения «Свете тихий…» говорится вовсе не о «тихом», а о «радостном» свете (ilaron – веселый, радостный )).

Для «обоснования» такого «безрадостного» мировоззрения часто приводятся многочисленные места Свщ. Писания и творений свв. Отцов, с одной стороны осуждающих радость и веселье, а с другой – восхваляющих сетование о гресех: «Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселья» (), «горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (), «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь» (). Исходя из подобной эклектической экзегезы Свщ. Писания можно прийти к выводу, что любые проявления радости в принципе недопустимы, а скорбь душевная является несомненной добродетелью.

1. Два типа «радости» и «печали»

Тем не менее, опыт Церкви говорит о существовании двух родов «радости» и «печали»: «о Господе», т.е. имеющие свой источник в Боге, и «мирские», ведущие к отрыву от Божественной жизни.

1.1. Мирская радость

Действительно, «мирская радость» часто несовместима не только с покаянными чувствами, но и вообще с памятованием о Боге: «Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: «будем есть и пить, ибо завтра умрем!» (). Для такой «радости концом бывает печаль» () и именно такая «радость» неприемлема для христианина: «Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль» ().

1.2. Чрезмерная печаль

С другой стороны, «чрезмерная печаль» () также осуждается Церковью, ибо граничит с проявлениями таких смертных грехов как уныние и отчаяние. По словам архим. Кирилла «Павлова), «человеку в унынии все в жизни показывается лишь с темной стороны. Он ничему не радуется, его ничто не удовлетворяет, обстоятельства кажутся ему несносными, на все он ропщет, по всякому поводу раздражается – словом, сама жизнь бывает тогда ему в тягость… очень часто само уныние приводит к другому, более опасному душевному состоянию, называемому отчаянием, когда человек нередко допускает мысль о преждевременной смерти и даже почитает ее уже существенным благом на пути своей земной жизни» . По словам ап. Павла «печаль мирская производит смерть» ().

1.3. Печаль ради Бога и подмены на пути к ней

Если же говорить о «печали и радости» в религиозном контексте, то необходимо признать, что настоящим христианином может стать и является лишь тот человек, который видит свое духовное и нравственное несовершенство, свою греховность, страдает от нее и ищет исцеления. Только такой, смирившийся внутри себя человек способен к правильной, спасающей вере во Христа. Именно это является «печалью ради Бога», которая «производит неизменное покаяние ко спасению», в то время как неумеренная скорбь о грехах, сопровождаемая внешней «суровостью» и «угрюмостью» очень часто свидетельствует скорее об ущербности покаяния или же об его полном отсутствии: «те, которые почитают добродетелью чрезмерную печаль, бывающую у них после учинения греха, не разумея, что это происходит у них от гордости и самомнения… они изумляются, как встречающие нечто неожиданное, мятутся и малодушествуют, ибо видят падшим и простертым на земле тот самый истукан, т. е. себя самих, на который возлагали все свои чаяния и надежды. Посему когда (смиренный) впадает в какое бы то ни было прегрешение, хотя чувствует тяготу этого и печалится, однако ж не мятется и не колеблется недоумениями, ибо знает, что это случилось с ним от его собственного бессилия, опыт которого в падении для него не неожиданная новость» (Невидимая брань) .

Внешнее сетование часто есть лишь признак самолюбования. Ведь намного проще вместо подвига самоиспытания, ведущего к сердечному сокрушению и к обновлению души, иметь просто «вид благочестия» (), «принимая на себя мрачные лица, чтобы показаться людям» () – а иногда и самим себе – кающимися. Подобный самообман и лицемерие во «всплеске эмоций» не имеют никакого отношения к истинному покаянию, которое есть поворот, обращение к Богу в глубине своего «я». Таким образом «сетование» не довлеет само по себе – оно лишь средство к достижению Богообщения: «печаль по Богу не ввергает человека в отчаяние, напротив того, приносит радость и утверждает человека в воле Божией», – говорит . А все внешние проявления покаяния являются лишь средством или следствием этой личной встречи человеческой души со своим Спасителем. По слову преп. «не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего».

1.4. Радость духовная как следствие искреннего покаяния

И как бы естественным следствием обращения к Богу является радость духовная: «Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня» (). Даже пост – время сугубого покаяния – должен проявляться не в духовным бесплодии, а в особом подъеме на пути к Богу. И Бог Сам обращает это время сетования в радость: «так говорит Господь Саваоф: пост … соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир» (), «им вместо пепла дастся украшение, вместо плача – елей радости, вместо унылого духа – славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его» ().

2. Тема перемены плача в радость в Свщ. Писании

Можно заметить, что тема перемены плача в радость является одной из ключевых в Свщ. Писании. Особо изобилуют подобными обетованиями мессианские пророчества Ветхого Завета. И вот, приходит исполнение обетований и архангел Гавриил взывает к Деве Марии: «радуйся, Благодатная!» (). В греческом тексте слово c?r= (корень слова «радость») звучит дважды: в слове «радуйся» (ca_re) и в слове «Благодатная» (kecaritwm1nh). Получается, что-то напоминающее русское «радуйся, обрадованная» или «радуйся, полная радости» – ведь с приходом Христа миру действительно была дарована полнота радости и «радости вечной» (). Эту же радостную весть принес ангел и вифлеемским пастухам «не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» ().

Пасха же Христова без всякого сомнения является самым радостным, самым светлым «праздником праздников и торжеством всех торжеств» для всех православных христиан. В этот светлый день каждый приобщается небесной радости по обетованию Христа: «радость Моя в вас пребудет, и… радости вашей никто не отнимет у вас» ().

3. Феноменальность христианской радости. Источник истинной радости – в Боге

Эта Божественная радость не обусловлена никакими житейскими факторами, наоборот, – она помогает перенести все житейские испытания: по слову пророка Аввакума «хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, – но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего» (). Ап. Иаков советует при впадении в различные искушения принимать их «с великою радостью» (). «Радуйтесь и веселитесь», – говорит Христос Спаситель мученикам за Имя Его () – в этом и заключается феноменальность христианства: христиане «при всей скорби… преизобилуют радостью» (), причем «радостью неизреченною и преславною» (). Св. в Послании к эфесянам назвал ее «радостью непорочною о Иисусе Христе» .

Таким образом, именно благодать Божия является источником «радости о Господе», той пасхальной радости, которая наполняет любящее сердце и «изливается» на всех окружающих. Человек становится как бы проводником благодати Божией. По свидетельству ап. Павла такая радость является «плодом Духа» ( в пер. еп. Кассиана), причем именно «радость во Святом Духе» является одним из признаков воцарения Бога в сердце человеческом (). «Когда Дух Божий снисходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человеческая преисполняется неизреченной радостью, ибо Дух Божий дает радость всему, к чему бы Он ни прикоснулся», – говорит преп. , который всей своей жизнью показал возможность «совместимости» горечи покаяния и самоуничижения с глубокой радостью «о Господе». То, что такая радость имеет свое начало в Боге подтверждает и то, что Самому Богу приписывается радость о Своем народе: «Господь Бог возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием» ().

4. Радость в общении с ближними

В притчах Христовых Пастырь, найдя потерянную овцу, берет «ее на плечи свои с радостью» (), а женщина, обретшая потерянную драхму не только сама радуется, но и призывает подруг и соседок разделить эту радость (), причем под образом последних подразумеваются не только Ангелы Божии, у которых «бывает радость об одном грешнике кающемся» (), но и все христиане. «Братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой» (, ) – так обращался ап. Павел к современным ему христианам. «Радость моя», – приветствовал преподобный Серафим каждого приходящего к нему. При этом случае полезно вспомнить наставление свт. : «Будьте со всеми так же приветливы, благодушны и веселы, как и всегда. Только от смеха, смехотворства и всякого пусторечия воздерживайтесь. И без этого можно быть и приветливою, и веселою, и приятною. Никогда ни под каким видом не угрюмничайте. Когда Спаситель сказал постящимся, чтобы умывались, голову помазывали и причесывали, то разумел именно чтобы не угрюмничали» . Эта мысль хорошо иллюстрируется жизнью преп. , который прошел тяжелый путь монашеских искусов, ступил на стезю старчества, имел дар слезный, но при этом сохранил свой веселый нрав. Только шутил он не о мирском и не для того, чтобы повеселиться, а чтобы поддержать, утешить, приободрить .

5. Радость прощения как мотив доброделания

6. Житейские радости

Следует отметить, что и в повседневной жизни не всякую радость можно отождествить с грехом. Если человек воспринимает окружающий мир как чудесное творение Божие, а ближних как детей Его, то и в обычных «житейских мелочах» он будет радостно замечать проявление благости Божией. Так что такая радость опять-таки имеет источником Божию благость: «когда благодать Божия с человеком, тогда всякое явление в мире поражает душу своею непостижимою чудесностью, и душа от созерцания видимой красоты приходит в состояние чувствования Бога, живого и дивного во всем» .

Заключение

Таким образом, рассмотрение проблемы совмещения в духовной (и житейской) жизни христианина покаянных чувств с непрестанной радостью показывает, что эти два состояния не противоречат, а органично дополняют друг друга, ибо в конечном счете покаяние означает, что прощение дает возможность жить, что снова можно стать чадом Божиим, поэтому покаяние – это радость. Эта «радость о Господе» имеет духовную природу, ибо даруется благодатью Святого Духа. Но человек не должен удерживать этот дар в себе. Познав пасхальную радость он должен его дарить окружающим, «радуясь с радующимися и плача с плачущими» (). Ведь только в новом эоне все верные Христу войдут «в радость Господина» своего (), а «печаль и воздыхание удалятся» ().

«Миссионер Дона»

Использованная литература

1. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. Репринт 5-го изд. 1899 г. – М.: ГЛК Ю.А. Шичалина, 1991.

2. Архимандрит Кирилл (Павлов). Время покаяния. – М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000. Интернет-издание сайта www.wco.ru

3. Невидимая брань. Блаженной памяти старца . – М: Изд-во Московской Патриархии. 1979 г.

4. Брянчанинов Игнатий, еп. Отечник. – М.: Изд-во «Правило веры», 1996.

5. Чистяков Г.П. Над строками Нового Завета. – М.: Истина и Жизнь, 1999. – 340 с.

6. Писания мужей апостольских. Киев: Изд-во им. Свт. Льва, папы Римского, 2001. – 327 с.

7. Серафим Саровский, преп. О цели христианской жизни. Интернет-издание сайта www.orc.ru

8. Свт. . Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться? – М.: Сестричество во имя преподобномуч. Великой Княгини Елизаветы, 2001. Интернет-издание сайта www.wco.ru/biblio

9. Бочаров А.С., Чернышев А.В. Очерки современной церковной психологии. Иваново: Свет православия, 2003. – 298 с.

10. Софроний, иеромонах. Старец . – М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, 1996. – 463.

Среди мирских людей распространено представление о православных христианах как об унылых типах, чуждающихся всего того, чему радуются неверующие.

Может быть, православные и удаляются от того, в чем почитают радость люди неверующие, – впрочем, лишь от того, что связано с грехом, – но не удаляются от самой радости, ведь одна из библейских заповедей гласит: «Всегда радуйтесь» (; ). И радуются православные христиане, конечно, не тому и не так, чему и как радуются неверующие.

Чтобы понять, в чем состоит особенность православного понимания радости, имеет смысл обратиться к словам Священного Писания и святых отцов.

В Священном Писании радость указывается как то, что свойственно Самому Богу. Так, Премудрость Божия говорит: «Я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время» ().

Неудивительно, что воссоединение отпавшего человечества с Богом мыслится в категориях обретения вечной радости, о чем предсказывали еще ветхозаветные пророки: «И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» ().

С этим связано то, что явление на земле Спасителя сопровождается возвещением радости как архангелом Гавриилом, явившимся Деве Марии, так и позднее, в ночь Рождества, пастухам, которым «сказал ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» ().

И Он же учит их расставлять верные ориентиры в радости: «Однако же не тому радуйтесь, что духи вам повинуются, но тому радуйтесь, что имена ваши написаны на небесах» ().

Господь также указал, что радость Его учеников отлична и даже противоположна радостям мира сего: «Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» ().

Вхождение в Царство Божие Господь Иисус Христос определяет как вхождение в радость: «Хорошо, добрый и верный раб!.. войди в радость господина твоего» (). Также и апостол Павел определяет Царствие Божие как «радость во Святом Духе» (). В другом месте он указывает радость как «плод духа» ().

Апостол Павел дает и заповедь: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (). Комментируя ее, святитель пишет: «Для того, чтобы радоваться с радующимися, душе нужно более любомудрия, нежели для того, чтобы плакать с плачущими. К последнему влечет нас сама природа, и нет такого каменного человека, который бы не плакал при виде несчастного; но для того, чтобы, видя человека в благополучии, не только ему не завидовать, но еще разделять с ним радость, нужна душа очень благородная. Потому [апостол] и сказал об этом раньше. Ничто так не располагает нас к любви, как то, когда мы разделяем друг с другом и радость, и печаль» .

Наконец, апостол Павел записал известные слова: «Всегда радуйтесь» ().

Наиболее полно эту заповедь, равно как и вообще смысл христианской радости, раскрыл преподобный : «Всегда радуйтесь, поскольку зло, смерть, грех, диавол и ад побеждены. А когда все это побеждено, есть ли что-нибудь в этом мире, что может уничтожить нашу радость? Вы – совершенные господа этой вечной радости до тех пор, пока добровольно не предадитесь греху, страсти и смерти. Радость кипит в наших сердцах от Его истины, милосердия, правды, любви, воскресения, от Церкви и святых Его. Но есть еще большее чудо: радость кипит в сердцах наших от мучений за Него, насмешек ради Него и смерти за Него. В мучениях за неизменного Господа наши сердца исполняются неизреченной радостью, поскольку эти мучения вписывают наши имена на небеса, в Царство Божие. На земле, в человеческом роде, не существует истинной радости без победы над смертью, а победы над смертью не существует без воскресения, а воскресения – без всесильного Богочеловека Христа, поскольку Он есть единственная истинная радость для всех людей. Воскресший Богочеловек Христос, Победитель всех смертей, вечный Творец жизни и Основатель Церкви, непрестанно изливает эту единую истинную радость в души Своих последователей посредством святых таинств и добродетелей, и эту радость никто не может у них отнять… Наша вера исполнена этой вечной радостью, поскольку радость веры во Христа есть единственная истинная радость для человеческого существа… Эта радость – плод и порождение древа евангельских добродетелей и подвигов, а древо это питается благодатью святых таинств» .

Достойны внимания также объяснение и совет к практическому исполнению этой заповеди, данный святителем , который говорит: «Апостол приглашает всегда радоваться, но не всякого, а того, кто подобен ему самому, не живет во плоти, но имеет живущего в себе Христа; потому что общение с высочайшим из благ никак не допускает сочувствия с тем, что беспокоит плоть… Вообще душа, однажды объятая любовью к Создавшему и привыкшая увеселяться тамошними красотами, радости своей и благодушия не променяет на разнообразное превращение плотских страстей; но скорбное для других увеличит ее веселье. Таков был апостол, который благоволил в немощах, в скорбях, в изгнаниях, в нуждах (см.: )…

Итак, если когда случится с тобою что-либо неприятное, прежде всего, настроив к тому мысли, не подвергайся смущению, а упованием на будущее облегчай для себя настоящее. Как больные глазами, отвращая взоры от предметов, слишком блестящих, успокаивают их, останавливаясь на цветах и зелени, так и душе надобно не смотреть непрерывно на скорбное и не заниматься настоящими горестями, но возводить взор свой к созерцанию истинных благ. Так в состоянии будешь всегда радоваться, если жизнь твоя всегда обращена будет к Богу; и упование на воздаяние облегчит житейские скорби» .

Возникал вопрос о том, как сочетаются слова «всегда радуйтесь» () со словами «блаженны плачущие» ()? Преподобный Варсонофий Великий давал такой ответ: «Плач есть печаль по Богу, которую рождает покаяние; признаки же покаяния суть: пост, псалмопение, молитва, поучение в слове Божием. Радость есть веселость по Богу, которая благопристойно обнаруживается при встрече с другими и в лице и в слове. Пусть сердце сохраняет плач, лице же и слово – благоприличную веселость» .

Радуются ангелы, радуются и святые. О первом засвидетельствовал Сам Господь: «Так, говорю вам, бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (). О втором – преподобный : «Когда мы совершенствуемся в праведности, то доставляем радость народу святых, и они усердно молятся и ликуют перед нашим Создателем» .

Это есть истинная радость, святая. Но бывает извращенная, ложная, сатанинская радость, о чем предупреждает преподобный Варсонофий Великий: «Не отчаивайся, ибо это доставляет радость диаволу, которою да не даст ему Бог возрадоваться, но скорее да восплачется о спасении твоем чрез Христа Иисуса, Господа нашего» .

Из этих слов видно, что сатанинская радость, которую также называют злорадством, представляет собой искажение, выворачивание наизнанку заповеди «радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (), то есть диавол радуется над плачущими в отчаянии и плачет над имеющими святую радость.

Подобная извращенная радость, в отличие от истинной радости, не вечна: «Веселье беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна» ()

Должно сказать, что не только злорадство, но и вообще земные, плотские радости нельзя уравнивать или отождествлять со святой христианской радостью. Как свидетельствует , «никакая временная радость не может нисколько сравниться с радостью вечной жизни, какую будут иметь святые» .

Более подробно об этом говорит святитель : «Будучи отчуждены от Бога грехом, снова воззваны мы к общению с Богом, освобожденные кровью Единородного от бесчестного рабства… Как же всего этого не признавать достаточною причиною к непрекращающейся радости и к непрестанному веселью, а напротив того, думать, что тот, кто пресыщает чрево, забавляется звуками свирели, спит, распростершись на мягком ложе, тот один проводит жизнь, достойную радости? А я бы сказал, что имеющим ум прилично о таком [человеке] плакать, ублажать же должно тех, которые настоящую жизнь проводят в надежде будущего века и настоящее обменивают на вечное» .

Глубокий смысл существования земных, плотских радостей раскрывает в своей «Исповеди» : «Страсти кипели во мне, несчастном; увлеченный их бурным потоком, я оставил Тебя, я преступил все законы Твои и не ушел от бича Твоего; а кто из смертных ушел? Ты всегда был рядом, милосердный в жестокости, посыпавший горьким-горьким разочарованием все недозволенные радости мои, – да ищу радость, не знающую разочарования. Только в Тебе и мог бы я найти ее» .

В аскетической православной литературе имеются свидетельства о том, что христианин, ведущий подлинную духовную жизнь, обретает вышеуказанную святую радость. Например, преподобный , говоря о практике Иисусовой молитвы, описывает в качестве одного из первых ее действий то, когда подвижник, «сидя долгое время, в одну только молитву углубившись… вдруг внезапно восчувствует ни с чем не сравнимую радость услаждающую, такую, что уже более и молитва не творится, но только чрезмерною любовью ко Христу пламенеет он» .

Преподобный , в свою очередь, указывает, что это духовное чувство бывает разных видов: «Радость имеет два различия, именно: есть радость спокойного характера, которая именуется биением, воздыханием и рассуждением духа, и есть бурная сердечная радость, называемая игранием [духа], восторженным движением, или трепетанием, или величественным взлетом живого сердца в божественную воздушную сферу»

Дорогие друзья!
Этот день сотворил Господь! Будем радоваться и веселиться в этот день!
Сегодня я хотел бы поговорить с вами о важности служения Богу в радости и вообще о радости в нашей жизни.

Библия говорит о том, что

«…ибо доброхотно дающего любит Бог..» (2 Кор.9:7).

В некоторых переводах Библии этот стих переведён так: «ибо Бог любит радостных даятелей .» Бог любит не только даятелей, но дающих с радостью. Для нас самих не только важно служить Богу, но и делать это с радостью.

Библия утверждает, что уныние и депрессия сушат наши кости или приносят болезни.

«Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.» (Притчи 17:22).

Уныние уничтожает человека. Поэтому, Бог желает, чтобы радость занимала важное место в нашей жизни и нашем служении Богу.

«Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием!» (Пс.99:2).

В другом переводе сказано, чтобы мы служили Господу с радостью. Бог желает, чтобы мы служили Ему с радостью, потому что Бог знает, что без радости мы теряем не только своё здоровье, но и своё помазание.

Это мы можем видеть в жизни пророка Самуила. После того, как Саул отступил от Господа, Библия говорит о том, что Самуил из-за этого долгое время скорбил.
Видя это, Бог сказал Самуилу:

«И сказал Господь Самуилу: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? Наполни рог твой елеем и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя.»(1Царств 16:1).

Мы видим, что из-за того, что Самуил долгое время печалился о Сауле, из-за этого рог Самуила опустел, в нём не было уже елея. И Бог сказал ему, чтобы он прекратил печалиться. Бог сказал, что пришло время менять своё настроение, пришло время наполнить свой рог елеем, чтобы помазывать в цари Давида вместо Саула.
Когда приходит печаль, тогда помазание уменьшается или вообще уходит. Но когда приходит радость, тогда вместе с радостью приходит и помазание.

Пусть твой рог никогда не опустеет, но будет наполнен елеем Божьего благословения, свежим елеем от Господа. Но, есть одно условие для того, чтобы твой елей не уменьшился и не закончился, — и это есть радость. Радость в Господе – это сила и укрепление для нас.
Поэтому, Слово Божье для тебя сегодня: Радуйся в Господе!

Пусть Бог вас благословит!
С миром Божьим!

Пастор Руфус Аджибойе

пастор Юрий Ильченко

План
Вступление
Божья воля всегда радоваться, непрестанно молиться и за все благодарить Бога (1Фес. 5:16-18 ).

I. Всегда радуйтесь. 1Фес. 5:16

1.Откуда пришли печали, скорбь. Быт.3:17 . Скорбь -сильная печаль, горе, страдание. Скорбь появилась после грехопадения через проклятие. Мы живем в неспасенном мире, который лежит во зле (1Ин.5:19 ) и который полон агрессии, злости, разрушений. Но Бог благ и Он дает нам способность противостоять злу добром, Он дает нам Свою радость. Божья радость выше человеческой радости, она сверхъестественная, неизреченная радость.

2. Как нам радоваться.
Кол.3:8-10 Нам надо отложить старый образ жизни, выбросить злые слова и облечься в нового человека, чтобы отражать Бога. Злые слова - это яд, который убивает и тебя, и других, убивает отношения. Принимая Иисуса, мы принимаем Его радость (Ин.15:11 ), которая изменяет нас изнутри, которая не зависит от обстоятельств и которая делает нас счастливыми. Притчи 17:2 - Радость является лекарством для нас, а печаль и недовольство отравляют нашу жизнь.

Аввакум 3:17-19 Мы не должны зависеть от внешних обстоятельств, а научиться радоваться о Господе, даже если у нас ничего нет, и что-то не получается (2Кор.6:10 ). Божья радость поднимает нас над любыми обстоятельствами (Рим15:13 ), делает нас позитивными, дает надежду, и мы начинаем по-другому смотреть на свою жизнь.

Притчи 18:14 Радость укрепляет твой дух и помогает переносить немощи. Дух неверия и сомнения влияет на нас и крадет нашу радость веры, радость от Слова Божьего, радость спасения. Не допускай его в свою жизнь. Если он поразит твой дух, ты не сможешь поклоняться Богу, радоваться от Его присутствия. Дьявол хочет сломить и остановить тебя. Обижаясь, мы теряем радость. Но будьте сильными в духе, Дух Святой укрепляет нас в наших слабостях. Все зависит от твоего выбора.

Деян.16:23-26 Павел радовался не смотря на обстоятельства, Он знал, Кто источник радости. Радость делает нас сильными, помогает пройти через трудности и победить. Чтобы победить проблемы, надо радоваться и славить Бога. Радость - это духовное оружие, это средство свободы. Когда ты радуешься, ты уподобляешься Господу. Фил.4:4 - Павел призывает нас всегда радоваться.

Псалом 15:11 - полнота радости перед лицом Господа. Встречаясь с Господом, ты получаешь свежую радость, и это защищает твой дух.
2Кор.8:1-2 Будьте богаты радостью и радушием. Благодать Божья позволяет нам быть радостными при любых условиях.
Рим.14:17 Царство Божье внутри нас, внутри нас Божья радость, которая приносит веру, свет, свободу и Божью природу.
Псалом 34:9; 42:4; 44:8; 46:2; Исаия 61:3; Сделай выбор всегда радоваться о Господе.

II. Непрестанно молитесь. 1Фес.5:17 - Это полная зависимость от Бога, когда мы хотим быть рядом с Ним, наполняться Им, созерцать Его красоту. В Его присутствии мы изменяемся. Для нас должны быть приоритетными духовные вещи.

III. За все благодарите Бога. 1Фес.5:18
Матф.5:44-48 Мы должны делами отображать Бога, в нас новая природа, природа радости и благодарения - это делает нас счастливыми и победоносными, и никогда не забывать то, что Иисус сделал для нас на кресте Пс.102:2.
То, что приходит с Небес, перечеркивает все проклятия и обстоятельства в твоей жизни и приносит благословения.

Проповедь

Радость - это удивительная сила. Не та радость, которая есть в этом мире, потому что люди радуются по-своему. Одни радуются, когда наелись, другие - напились, третьи - обкурились, обкололись, кто-то посмотрел кинокомедию. Но я хочу говорить о радости, которую дает Господь. Это другое качество радости. Если мы не научимся пребывать в радости Божьей, то дьявол будет постоянно нас загружать, делать скорбными, печальными, унылыми. Написано, что унылый дух сушит кости. Будешь унылым, будешь сухим, помазания не будет у тебя никакого. Написано, что Бог помазал Иисуса елеем радости. В елее есть радость. Написано, что Он обратил печаль в радость, вместо унылого духа, Он дал славные одежды. Мы должны различать качество радости от Бога и от мира. Это разное качество радости.

Откуда и когда пришли печали.
Бытие 3:17-19 «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса твоей жены и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни твоей жизни; терния и сорняки произрастит она тебе; и будешь питаться травой на поле; в поте твоего лица будешь есть хлеб, пока не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься ». Словарь говорит о том, что скорбь - это сильная печаль, горесть, страдание. Скорбь появилась в результате грехопадения. Проклятие принесло скорбь, разочарование, уныние.

Наш Бог - Бог радости. Когда ты спасен, твои грехи прощены, Бог говорит, что дает тебе будущность и надежду, я люблю тебя и забочусь о тебе. Это наполняет твое сердце радостью неизреченной. Такую радость нельзя передать словами. Когда невозможно объяснить свою радость, то верующие кажутся людям странными. Чему вы радуетесь? Радость часто раздражает людей. Приходит радостный человек в коллектив, в котором всем плохо, и раздражает всех: «Ты чего радостный такой ходишь?». Не всегда люди адекватно реагируют на радость. Но я знаю, почему мне радостно! Господь дает мне радость, и радость в Господе - наша сила! Писание говорит, что весь мир, неспасенный мир, лежит во зле. Злость, разочарования, депрессия, отчаяние окружают нас в этом мире и пытаются нас атаковать, загружать и влиять на нас. Но наш мир другой.

Ин.15:11 «Это сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна ». Почему Господь призывает нас радоваться? Бог дает нам Свою радость, и когда мы принимаем Божью радость, она становится нашей радостью. Это не просто какая-то радость, это радость от Бога. Если радость Божья пребудет в нас - то наша радость будет совершенна. Бог не грузит нас, а наоборот разгружает. Он говорит, что дает нам совершенную радость. Нет совершенства, кроме Бога, поэтому совершенная радость есть только у Бога.

Притчи 17:22 «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости ». Веселое сердце - это лекарство, оно исцеляет нас. Вы хотите быть здоровыми? Улыбнитесь, друзья, Бог дает вам лекарство - веселое сердце. А унылый дух сушит. Бог хочет, чтобы вы не засохли, а были как цветущий сад. Церковь Его должна быть оазисом в мире зла, страданий и проклятий. Церковь должна быть наполнена Духом Святым, Который дает нам эту радость. Мы должны принять верой, что у нас есть радость Божья.

У кого-то происходят нерадостные события и ситуации, как же радоваться? Ты думаешь, «вообще я человек нерадостный, серьезный!». Апостол Павел говорит в Послании к Колосянам 3:8 «А теперь вы отложите всё: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие ваших уст ». Отложите, выбросите. Нравится ли вам злиться? А когда на вас злятся? Мы обычно реагируем, когда нам говорят что-то плохое. А когда мы говорим? Это сильно влияет не только на других людей, но, прежде всего, на нас. Я бы назвал это отравой, потому что это - яд, который отравляет нас, убивает отношения между людьми. Конфликты происходят, когда люди говорят друг другу ядовитые слова. Среагировал не так, и ядовитые слова высвобождаются. Этот яд начинает действовать и отравляет. Если люди принимают злость внутрь себя, загружаются и пребывают в этой злобе, это начинает влиять на них очень негативно.

Бог говорит, что весь мир лежит во зле. Нас окружает злоба, много злых людей, хороших и добрых людей не так много, потому что дьявол - это злой дух. Злые духи хотят, чтобы люди были злыми, нападали, ранили и обвиняли друг друга. Это влияние демонической силы. Злые духи действуют, чтобы сделать нас озлобленными и агрессивными. Иногда на дорогах, водители стреляют, бьют друг друга из-за того, что кто-то не уступил дорогу, подрезал и т.д. Дух злобы очень сильно действует среди людей этого мира. Этот дух приходит и в церковь, потому что мы живем среди людей. Бог говорит, выбросите всё злое из своего ощущения, мыслей, из своей жизни. Если мы будем злыми, то не будем отображать нашего Бога. Религия хочет представить Бога злым, постоянно недовольным. Но Писание говорит, что наш Бог добрый и любящий. Он знает, что наши дела злы, но Он любит нас, и поэтому Он сказал - будьте такие, как Я. Нам нужно уподобляться Богу. Уберите старого ветхого человека - он злой, полон ненависти и ярости, и облекитесь в нового человека, подобного Богу.

Возможно ли это? Люди говорят, я хороший, пока у меня всё хорошо. Но, когда что-то происходит, я не могу сдерживаться, себя контролировать. Вам легче, потому что у вас всё хорошо, а что мне делать? Бог хочет нас научить радости, которая не зависит от обстоятельств.
Аввакум 3:17-19 «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, - но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог - моя сила: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведёт меня! ». В этом есть великая сила духовной радости. Этому Бог хочет нас научить. Люди радуются, когда что-то получают. Но Дух Божий говорит нам через пророка, что даже когда у тебя ничего нет, радуйся о Господе! Пусть даже сейчас идет все не так как тебе хочется, и всё против тебя, и в холодильнике пусто. Дьявол, конечно же, сразу скажет тебе: «Самое время повеситься! Видишь, у тебя ничего не получается. Ты полный ноль! Ты неудачник. У тебя ничего нет, ни в стойле, ни в загоне, ни в голове, ни в холодильнике. Тупица. Бездарность. Не стоит жить в таком состоянии».

Бог говорит нам - радуйтесь всегда! Бог никуда не исчез. Многие люди не понимают слова «искать Бога», говорят, «разве Он спрятался?». Это недопонимание. Мы ищем то, в чем мы нуждаемся. Если нам не нужна какая-то вещь, то мы и искать её не будем. Слова «искать Бога» - не означают, что Бог потерялся или спрятался. Это означает, что мое сердце нуждается в Боге. Я нуждаюсь в Нем. Я не забываю о Нем, и никакая суета, проблемы, трудности не уведут меня от Бога. Мы не будем смотреть на наши пустые стойла и загоны, маслины, мы будем смотреть на Господа. В любой ситуации мы будем радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Это показатель определенной духовной зрелости. Это малые дети из-за игрушки и конфетки закатывают истерику. Нам нужно прийти в меру полного возраста Христова, чтобы мы преодолели человеческие понимания радости и вошли в радость нашего Господина.

Умение радоваться о Господе делает нас действительно счастливыми, свободными и благословенными людьми. Мы должны учиться выбирать радость. Мы всегда стоим перед выбором - радоваться или не радоваться, думать позитивно или негативно. Загрузиться своими проблемами, думать об этом и стонать - дьявол всегда тебе в этом поможет. Повод загрузиться есть всегда. Тебе ещё люди помогут. Если у тебя своих проблем нет, кто-нибудь к тебе подойдет и свои проблемы расскажет. Когда ты загружаешься, то начинаешь тонуть. Когда ты будешь думать о проблемах, это будет отравлять тебя, как укол с ядовитым лекарством. В ответ в твоей голове сразу начинают вырастать и тернии, и волчцы, и репейник. Пусть лучше действует Божье лекарство, веселое сердце - это врачевство. Слово Божье говорит, Кому мы должны радоваться. Другой перевод Притчи 17:22 «счастье и радость, как целебное лекарство, печаль, как иссушающая болезнь ». Поэтому, не дай себе засохнуть. Сделай правильный выбор.

Филипийцам 4:4 «Радуйтесь всегда в Господе; и ещё говорю: радуйтесь ». Если ты почитаешь о жизни Апостола Павла, то подумаешь, что это «не жизнь, а настоящая кинокомедия». Павел понимал и знал, Кто источник его радости. Радость - это сильное Божье оружие. Она делает тебя сильным и помогает тебе пройти различные испытания, помогает тебе победить.

Есть замечательная история в книге Деяний 16 глава , когда Павел и Сила замечательно служили Господу, изгнали беса из одной одержимой служанки, но люди на них обозлились (конечно, это дьявол на них обозлился). Их посадили в тюрьму, заковали в цепи, побили палками. Было от чего печалиться, предъявить претензии Богу «Мы так старались, служили Тебе, а нас побили и посадили в тюрьму.»
Когда Апостол Павел говорит нам: «радуйтесь, и еще говорю, радуйтесь», он на собственной шкуре испытал, что значит радоваться. Паве и Сила стали прославлять Бога в этой труднейшей ситуации. Им было больно, их били по-настоящему, нещадно. Иногда жизнь нас бьет по полной программе. Они в сердцах своих стали воспевать Господу. И когда они пели, пришла такая радость, что произошло землетрясение. Бог так потряс землю, что все двери тюрьмы отворились.

Если ты хочешь победить тьму в своей жизни, проблемы, которые тебя стискивают, тебе надо радоваться, и прославлять Господа. Когда ты это делаешь, Бог действует. Они не плакали, не жаловались Богу, они славили! Нигде в Библии не написано, что чем больше ты жалуешься Богу, тем больше Бог тебе помогает. Без жалобы Богу угодить невозможно! Он дает тебе жалобную книгу, и говорит, что все жалобы будет рассматривать. Нет! Написано, без веры Богу угодить невозможно. Написано, что они с верой славили Господа. Еще не о чем было радоваться, тюрьма закрыта, раны болят, кровь течет, тяжелое физическое состояние, они попали не туда, куда собирались идти. Но в их сердце была радость, Дух Божий был там, благодать Божья. Они смотрели на победу Иисуса Христа, они знали, что Бог верен, Он за них и не оставит их. Они знали, что пострадали за Господа, и это было для них благословение.

Бог дает тебе средство свободы - это радость. Дьявол хочет, чтобы ты был злым. Он злой дух, и когда ты злишься, то ему уподобляешься. Но, когда ты радуешься, ты уподобляешься Господу. Кому мы будем уподобляться - это наш выбор.

Места Писания, которые говорят о радости.
Псалом 34:9 « А моя душа будет радоваться о Господе, будет веселиться о спасении от Него »;
Псалом 15:11 «Полнота радостей перед Твоим лицом »;
Псалом 42:4 « И подойду я к... к Богу моей радости и моего веселия! »;
Псалом 44:8 «Бог помазал тебя елеем радости ».
Псалом 46:2 «Воскликните Богу гласом радости ».
Исаия 61:3 «вместо пепла дастся украшение, вместо плача — елей радости, вместо унылого духа — славная одежда »
2 Кор.6:10 «Нас огорчают, а мы всегда радуемся ». Никто не говорит, что нас не будут огорчать, что нас это не коснется. Нет! Это будет происходить. Но Павел говорит, «нас огорчают, а мы радуемся». Он понимал силу радости, насколько она сильнее печали, злости, потому что в этом действует Сам Господь.
Рим.14:17 «Царствие Божье не пища и не питиё, но праведность, мир и радость во Святом Духе ». Царство Божье внутри нас. Оно действует по вере. А вера - это наш выбор - верить или не верить, быть или не быть. Ты сам выбираешь, каким тебе быть, о чем думать.

2 Кор.8:1-2 «Уведомляем вас, братья, о благодати Божьей, данной Македонским церквям, ибо среди великого испытания скорбями, преизобилуют радостью ». Среди великого испытания скорбями, они были богаты радостью и получали награду и благословение. Благодать Божья позволяет нам быть радостными даже среди великого испытания скорбями. В такой ситуации легко повесить нос, обидеться на всех. Дьявол этого и добивается. Он как дрессировщик: «Я тебя поддел, ты загрузился и теперь в моих руках, я могу тобой управлять», потому что ты не подчинился Богу. Бог говорит нам, «радуйтесь, всегда радуйтесь». Он не говорит «злитесь, и ещё больше злитесь, особенно друг на друга злитесь». Этого добивается враг, чтобы мы злились, ненавидели, обижались друг на друга. Но Бог нам дал великое противоядие - радость. Когда ты радостный, то чувствуешь себя хорошо, и никто не сможет украсть твою радость от Господа.

1 Фессалоникийцам 5:16-18 «всегда радуйтесь, непрестанно молитесь ». Это взаимосвязано. Как же можно непрестанно, постоянно молиться? Непрестанно молиться означает непрестанно быть в духе, пребывать в вере, не быть в плоти. Плоть пользы не приносит, а дух животворит. Непрестанно молитесь - это непрестанно полагайтесь на Бога, будьте зависимы от Него, не забывать о Боге. Бог напоминает нам снова и снова - «радуйтесь, молитесь». Когда ты смотришь на этот мир, не всегда хочется молиться, особенно поститься. Плоть не хочет это делать. У нас были два дня поста и молитвы. Я видел, как многие люди верно присутствовали, и знаю, как их это благословило. Мы часто хотим где-то получить благословения. И не понимаем, что благословения - здесь, это - долина благословений. То, что Бог делал в эти дни - это благословение для нас и для всего региона.

Наша плоть не хочет молиться, быть в присутствии Божьем. Она хочет спать, есть, удовлетворять физические потребности. Есть люди, которые знали про пост, но не пришли, знали о молитве, но не стали молиться. В это время они отдыхали, смотрели развлекательные программы по ТВ. Это легче для плоти. Но тяжело в учении, легко в бою. Когда придут проблемы, телевизор тебя не спасет. Мы побеждаем в духе эти проблемы. Власть, которую нам дал Бог - это духовная власть, она действует по вере. Когда ты выбираешь Божьи пути, это работает на тебя, на твое благополучие, на семью, на здоровье. Мы часто не хотим поверить в это по-настоящему, и выбираем свои пути. Мы не ищем того, что угодно Иисусу Христу. Мы 100% знаем, что молиться - это угодно Господу, потому что Он действует через молитву. Поститься, тоже угодно, потому что мы смиряемся. Верить - тоже угодно Господу.

Но когда люди смотрят не на Господа, а на телевизор - это новый вид идолопоклонства. Сейчас нет идолов, которые были в те времена, но и тогда людям легче было идти к идолам, нет духовного противостояния. Чтобы смотреть телевизор, так же нет духовного противостояния, но оно есть, чтобы идти поститься и молиться. Такие люди приходят на собрание и изнемогают, не могут дождаться окончания служения, ерзают на месте, чувствуют усталость - как бы досидеть до конца. Это говорит о том, что чувства духовным навыком ещё не приучены к послушанию. Этот мир Бога вычеркнул.

Пс.13:1 «безумец сказал в сердце своем - Нет Бога! ». Если ты смотришь телевизор - Бога там не увидишь. Дьявол будет говорить о разных вещах, но о Боге говорить не будет. Это не побуждает тебя идти в атмосферу молитвы, искать Бога. Это не говорит о том, что телевизор ты вообще не должен смотреть, но для многих людей он стал идолом. Телевизор, Интернет - это то, что нравится нашей плоти, но не приносит пользы. Апостол Павел говорил, «все я могу делать, но ничто не должно мною обладать. Я должен быть под водительством Господа». Поэтому Павел говорит: «непрестанно молитесь!». Важно постоянно молиться Господу, тогда твой дух становится сильным, крепким, ты начинаешь жить жизнью победы. Написано, что Дух Божий подкрепляет нас в немощах наших. Если ты не занимаешься спортом, не делаешь физических упражнений - не ожидай, что у тебя будут крепкие мышцы. Так же и в духовном - если ты не молишься, откуда у тебя возьмется духовная сила?

Итак, 1 Фессалоникийцам 5:16-18 говорит, первое - всегда радуйтесь, второе - непрестанно молитесь, и третье - «за все благодарите. Ибо такова о вас воля Божья во Христе Иисусе ». Многие люди спрашивают, «Господи, а какая Твоя воля?» Это очевидно - радуйся, молись, и благодари. Ты должен сказать - не моя воля, но Твоя да будет! Его воля, чтобы ты радовался, молился непрестанно и за все благодарил. Воля Божья не спрятана.

Благодарение - это очень мощно, это всегда часть веры. Ты благодаришь за то, чего ещё возможно у тебя нет. Ты называешь не существующее, как существующее, и это помогает Богу дать тебе то, за что ты Его благодаришь. В этом и есть вера, это другое отношение к жизни. Если случилась какая-то проблема, ты не мучаешься, а начинаешь благодарить. Если на тебя кто-то что-то сказал, ты просто молишься за этого человека и благословляешь его. Это хорошо! Кто-то за него помолился, и это был ты! Иисус говорит нам - «молитесь за проклинающих вас, молитесь за гонящих вас». Это совсем другое отношение.

Мф.5:44 «А Я говорю вам: любите ваших врагов ». Нам же хочется их к стенке поставить. Любите - это когда ты не воздаешь злом человеку. Написано, не воздавай злом за зло, но побеждай зло добром. «благословляйте проклинающих вас» - значит молитесь о его спасении, чтобы Бог коснулся его, и он изменился. Когда человек проклинает тебя, это показывает, что он находится во власти дьявола. Но ты, духовный человек, используй свою духовную власть. Ты царь и священник, помолись за него, чтобы воля Божья в его жизни исполнилась, и он познал Бога, тогда он будет благословлять других, а не проклинать.
«благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Ты делаешь все наоборот, как делает мир. В этом и есть крест Иисуса Христа. Там где минус, где отрицание, где с тобой поступают плохо, ты призываешь туда Господа. То, что приходит с Небес - это перечеркивает дела врага. Но когда мы начинаем злиться в ответ и проклинать, дьявол говорит «я его хочу убить, и ты хочешь его убить. Он тебя бьет словами, и ты ему отвечаешь так же». Поэтому Иисус говорит: «А Я говорю вам - радуйтесь», т.е. поступайте по-другому.

Мф.5:45 «да будете сынами вашего Отца Небесного ». Это природа Отца. Вот почему Иисус сказал фарисеям: «Я знаю отца вашего, вы - дети дьявола, потому что вы поступаете так, как он». А нам говорит «Да будете сынами Отца вашего Небесного». Это не просто слова - дети Божьи. Мы и вести себя должны, как дети Бога. Мы показываем людям, какой есть Господь. Иисус сказал: «Я буду в вас жить, ходить в вас, и через вас буду являть Себя». Поэтому Иисус сказал «да будете детьми вашего Небесного Отца, ибо Он повелевает Своему солнцу восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». Если бы Бог прятал солнце от злодеев, чтобы они ходили во тьме, и только праведникам его открывал! Нет! Написано, что Бог дает возможность всем. Солнце правды, дождь благословений, для того, чтобы люди могли увидеть благость нашего Бога.

Мф.5:46-48 «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только ваших братьев, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен ваш Небесный Отец ». Это другое качество - Божье. Это другая природа, радость, благословение, другие молитвы, другое отношение к жизни. Этого Господь добивается от каждого своего ребенка, ведь мы же дети Божьи. Иисус говорит: «А Я говорю вам!» Кого вы будете слушать? То, что вам говорит этот мир, ваши чувства, обстоятельства, проблемы, или то, что говорит Бог.

Псалом 101:2 «не забывай всех благодеяний Его ». У нас часто короткая память, поэтому Бог нам напоминает: «Не забывай!» Не забывай благодарить Бога. Не забывай благодарить людей! Будь благодарным, будь добрым, не будь злым, «радуйся и ещё раз говорю, радуйся!».Такое отношение к жизни делает нас счастливыми и победоносными, потому что мы, действительно, побеждаем зло добром, и «делая добро да не унываем». Делая добро не унывай, не плачь, не жалуйся, потому что в свое время ты пожнешь, если не ослабеешь.

Молитва.

Господь, мы благодарим Тебя за Твое Слово. Господь, мы уповаем на Тебя и просим Тебя, Дух Святой, помоги нам! Потому что мы не можем это сделать своими силами. Мы можем сделать свой выбор, но нам нужна Твоя помощь, поддержка. Написано, что Дух Святой подкрепляет нас в немощах наших. Дух Святой, ты нужен нам! Мы благодарим Тебя, что Ты живешь прямо в нас, что мы - Твой храм. Господь, мы благодарим Тебя, что нам всё возможно вместе с Тобой, что мы не будем покоряться под этот мир. Мы не будем сообразовываться с этим миром, потому что он лежит во зле. Но мы будем являть Тебя этому миру. Являть Твою благость, милость, любовь и прощение. Мы будем радоваться о Тебе, Ты - источник нашей радости, силы и благословения. Поэтому мы будем радоваться о Тебе, веселиться о Боге нашего Спасения! И это наше лекарство - веселое сердце. Слава Тебе за веселое сердце, полное радости, мира и любви. Аминь.