22.01.2024

Александр по святцам. Икона святой мученицы царицы александры


.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См.

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших так же поминает их имена, данные в крещении.

Именины и День Ангела

Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом . У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный . Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. ).
Человек, носящий имя исповедника или мученика , вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей , могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь (Михаила, Гавриила и др.). Христиане, названные в честь архангелов, отмечают именины (8 ноября по ст. стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Если имени нет в святцах

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В пишут только имена, данные в крещении.

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, и Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Наталья Сухинина

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком имениннику будет то, что сможет способствовать его духовному росту: икона; сосуд для , ёмкость для и ; чётки; качественные восковые свечи или лампада для домашней молитвы; книги, аудио и видеозаписи духовного содержания; платок и косынку (это головной убор замужних женщин); путёвка в паломническую поездку.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Также необходимо знать и своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя — хороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве ( в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
При необходимости ребенку можно дать в крещении имя, отличное от того, которое записано в свидетельстве о рождении, выбрав его, например, по созвучию (Станислав – Стахий, Каролина – Калерия, Элина – Елена). В этом нет ничего ущербного: у сербов, к примеру, практически все имеют одно имя в быту и другое – в крещении. Заметим, что в Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников

Всего лишь два раза Святая Троица открывалась человеку: у Мамврийского дуба святому Аврааму, а на Руси этого чудесного явления был удостоен преподобный Александр Свирский.

Его земной путь начался в 1448 года, при рождении родители преподобного, Стефан и Васса, нарекли его именем Амос. Они происходили из крестьянского рода, почитавшие Господа Иисуса Христа, в любви к Нему воспитавшие своих детей. Когда подошло время создавать Амосу семью, родители стали на этом настаивать, но юноша мечтал о другом - о жизни в стенах Валаамского монастыря, о молитве, уединении и служении Господу Богу.

Однажды он встретил Валаамских иноков, воодушевившись беседой с ними, Амос отправляется на «северный Афон». По дороге на Валаам, когда он переходил реку Свирь, преподобный услышал голос, который указал, что именно здесь он должен создать монастырь.

В 1474 году игумен Валаамского монастыря постриг в монахи послушника Амоса, которому в то время было 26 лет, с именем Александр. Инок Александр отличался очень ревностным служением.

Однажды, в монастырь прибыл отец Александра Свирского, который смог разыскать сына. Преподобный поговорил с ним, и смог не только его успокоить, но и убедить постричься в монахи. Так он вместе с супругой и сделал. Мама Александра Свирского приняла постриг с именем Варвара, а отец с именем Сергий. Тем временем, Александр продолжал свое иноческое делание в святой обители. Суровостью своей жизни он изумлял даже самых строгих Валаамских монахов. Так в посте и молитве прошло 10 лет. На святом острове сохранилась та пещера, в которой молился преподобный Александр. Она очень узкая, даже один человек там может поместиться с большим трудом. Многие паломники сегодня могут увидеть и ископанную могилу, которую сделал для себя Александр Свирский сам.

Cвятая мученица царица Александра Римская была супругой императора Диок­летиана (284 — 305 годы). Он вошел в историю как ревностный идолопоклонник и жестокий преследователь христиан.

На одном из собраний своего сената в Никомидии в 303 году Диоклетиан дал всем подданным право свободно расправляться над верующими в единого Бога, обещая при этом свою поддержку.

Узнав о таком приказе, святой мученик Георгий Победоносец не побоялся объявить себя верующим в Бога и пойти против императора. По старому стилю днем его памяти считается 23 апреля, по новому же календарю этот день выпадает на 6 мая.

В ответ на такое поведение Диоклетиан приказал придать отступника наиболее страшным пыткам, какие только существовали в то время при дворе. Но святого спас Бог: неожиданно загремел гром, и все услышали Божественный голос, обещающий свою поддержку и призывающий Георгия ничего не бояться. В тот самый момент мученик был исцелен Ангелом.

Все, включая императора, были страшно напуганы. Однако ужас не вразумил Диоклетиана. Люди же, ставшие свидетелями этого события, поверили в Господа христиан.

Тогда же истинного Бога познала и жена императора, язычница царица Александра. Она, так же как и Георгий, хотела объявить императору о своей вере. Но узнавший об этом епарх, увел ее во дворец, чтобы удержать от признания мужу и тем самым сохранить ее жизнь.

На следующее утро, услышав крики вновь истязаемого Георгия, Александра поспешила к месту пыток. Она старалась пробраться через толпу людей и во всеуслышание призывала Бога помочь ей, называя его Всесильным и Единым. Она упала к ногам Георгия и при всех стала прославлять Христа и уничижать идолов и тех, кто им поклоняется.

Обезумев от негодования, Диоклетиан распорядился придать смерти не только Георгия, но и свою супругу. Она же, ничуть не сопротивляясь, спокойно пошла вслед за святым мучеником. Царицу уморила дорога, и она припала к стене, лишившись сознания. Люди подумали, что женщина умерла, и ее мнимая кончина была зафиксирована в документах, составленных после казни Георгия.

В действительности же, царица приняла смерть только через несколько лет: в 319 году. Она приняла мученический конец в одно время с родной дочерью Валерией, так же причисленной к лику святых.

За эти несколько лет случилось множество событий. В 305 году к управлению страной приступил Максимиан Галерий (303-311). Прежний же император добровольно отказался от власти.

Новый правитель был злым язычником и воином. Супругой его стала Валерия – дочь Александры, выданная насильно замуж еще вовремя царствования своего отца. Александра растила дочь в соответствии законами христианской веры. После смерти Галерия, император Максимин захотел жениться на ней. Но, после того как Валерия ему отказала, он сослал их с Александрой в Сирию.

В 313 году Максимин умирает, и мать с дочерью едут в Никомидию в надежде, что император Ликиния пощадит их. Ведь они вместе с царем Константином подписали соглашение, согласно которому всем христианам разрешалась свободно исповедовать свою веру. Однако им было неизвестно, что в душе император ненавидел христиан. Он отдал приказ обезглавить святых женщин. Приказ императора был исполнен, женщины казнены, а их тела брошены на морское дно. Так царица Александра, приняв от Бога венец мученичества, окончила свой жизненный путь на земле.

На Руси всегда почитали святую царицу Александру. Многие храмы освящали в честь нее свои престолы. Александра Римская являлась любимой святой и покровительницей Александры Федоровны – жены последнего русского царя Николая II, тоже принявшую мученическую смерть в 1918 году в подвале в Екатеринбурге.

Один из удивительных храмов, освященных в честь этой святой царицы, находится в селе Муромцево в бывшем .

Женщинам, которым при рождении дали имя Александра, несомненно, очень повезло. Ведь день именин у них несколько раз в год. А святых мучеников, которые носили это имя, ещё больше. Скорее всего, это можно связать с терпеливым и стойким характером Александр. Им дана какая-то особая и невидимая сила, позволяющая осуществлять бесстрашные поступки не ради какой-то выгоды, а ради добра и веры.

Вконтакте

Одноклассники

Происхождение имени

Это красивое имя пришло к нам из Древней Греции. Сегодня оно одно из самых известных и популярных. Когда именно появилось это имя до сих пор неизвестно. Но точно известно, что мужское имя Александр в переводе с греческого языка означает «мужественный» или «защитник» . Да, изначально имя было мужским, но позднее появился женский вариант.

Это имя носили известные полководцы, учёные, поэты, императоры. Почитается оно католической и православной церковью. Имя получило распространение и в Европе благодаря великому Александру Македонскому. Известно, что после походов Македонского в мусульманские государства, там образовался мужской аналог - Искандер.

На Руси имя получило популярность после канонизации Александра Невского. Именно тогда девочек стали нарекать именем Александра . Это имя до сих пор остаётся неизменным в православии, так как оно церковное. Поэтому именины так почитаются среди православных верующих.

Мужское начало имени напрямую сказывается на характере женщины. Она упорная и сильная, цельная личность с выраженным чувством справедливости, настоящая защитница слабых людей.

Александра отличается трудолюбием и упорством , что позволяет ей быть очень успешной в разных сферах деятельности. Она прекрасно приспосабливается к любым предлагаемым условиям и способна выйти из сложных ситуаций без потерь. Женщина Саша – лидер по натуре, любая руководящая должность ей под силу. Настойчивость и дипломатичность – всё это про неё.

Однако, наличие у имени мужского аналога наделяет характер женщины некоторой нелогичностью и двойственностью, напористостью и силой воли. Но ей присущи и такие, чисто женские качества, как легковерность и безрассудность. Она зачастую сначала совершает действие (поступок), но лишь потом начинает задумываться о последствиях. Саша напролом идёт к заветной цели, не замечая ничего. И только достигнув её, задумывается, а так ли это было нужно и важно.

Честность – это, наверное, одна из главных черт характера. Из-за этого часто она и страдает. Будучи сама кристально честной с другими, она того же требует от людей. Редко прощает обман и предательство.

Саша идеальная подруга, с ней приятно и легко вести диалог, но в то же время она несколько замкнута. Женщина с этим именем сложно переносит потери близких людей.

В современном мире Александра больше деловая и независимая женщина, для которой очень важно материальное благо. Она может незаметно подчинить человека своей воле, при этом оставаясь с ним в хороших отношениях. В жизни её окружают только смелые, активные и целеустремлённые люди. Она не любит нытиков и неудачников, поэтому старается с ними не контактировать.

Александра очень любит животных, особенно собак крупных пород. Они беспрекословно ей подчиняются. Но вот уход за домашними животными неинтересен, поэтому она всячески к этому будет привлекать членов семьи.

Даты именин Александры по православному календарю

Когда и какого числа отмечаются именины? Это имя очень популярное и почитается не меньше мужского варианта имени. Если взглянуть на именины Александры по церковному календарю, то сразу будет понятно, почему оно такое почитаемое. Имя отмечено почти в каждом месяце. Число дня ангела соответствует святому. Дни ангела святых с именем Александра, которые упоминаются в церковном календаре, рассмотрим далее.

Зимние дни ангела:

  • 18 февраля. Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Алек­сандра (Кас­па­ро­ва), родившаяся в 1882 году. 18 февраля 1942 года она пострадала от рук неверующих и приняла мученическую смерть. Причислена к лику святых новомучеников 26 декабря 2006 года;
  • 23 декабря. Мученица Александра (Устюхина) родилась в 1882 году. Приговорена к расстрелу 6 декабря 1937 года и была расстреляна 23 декабря. Новомученица причислена к лику святых в 2000 году.

Летние дни ангела:

  • 26 июня. Александра Дивеевская (Мельгунова), преподобная;
  • 17 июля. Александра Романова, святая императрица, страстотерпица. Была расстреляна со всеми членами царской семьи в 1918 году.

День святой Александры празднуется по церковному календарю одновременно с праздником великомученика Георгия — 23 апреля. Эта дата известна ещё с Х века, она была записана в Типиконе Великой церкви. Дата связана с кончиной святой 21 апреля 303 г., однако поминание стало проводиться двумя днями позже.

Православная святая Александра упоминается в житии великомученика Георгия Победоносца как царица и жена римского императора Диоклетиана (303 год) — ярого последователя идолослужения и гонителя христианства, согласно распоряжениям которого все церкви подлежали уничтожению, церковные книги — сожжению, а церковное имущество отходило государству. Каждый христианин должен был принести жертвы императору и языческим богам. За отказ подвергали пыткам, тюремному заключению и смертной казни.

На совещании царя и князей об убиении неповинных христиан святой Георгий не побоялся выступить против этого бесчинства. Копья, которыми изгоняли с собрания святого, стали мягкими, как олово, и не причинили вреда мученику. Георгий был приговорён к колесованию. После исполнения приговора Ангел Господень исцелил его раны. Каждый раз после изощренных пыток и мучений, которые придумывал Диоклитиан для Георгия Победоносца в отместку за его твердую христианскую веру, великомученик исцелялся чудесным образом, взывая в молитве к Богу. С помощью Божией он воскрешал мёртвых и изгонял бесов из идолов. Наблюдая за подвигами Георгия Победоносца, святая Александра уверовала во Христа и стала открыто исповедовать свою веру. У ног мученика она смело высмеивала языческих богов, чем навлекла на себя гнев своего супруга.

За отказ служить идолам Диоклетиан вынес исповедникам Христовым смертный приговор в виде усечения мечом. Святая Александра кротко последовала за Георгием, читая про себя молитвы и взирая на небо. По дороге она попросила отдыха и, облокотившись на здание, тихо умерла. Это случилось 21 апреля 303 года в Никомидии.

Покровительница русских монархов

Святая Александра особо почиталась в семье российских монархов как покровительница двух императриц: Александры Фёдоровны — супруги Николая I, Александры Фёдоровны — супруги Николая II. За время их правления в Москве был построен и освящен целый ряд храмов во имя царицы Александры.

Храм в честь великомученицы в Петергофе

В 1854 году начала строиться церковь святой Александры на Бабьем гоне. При торжественной закладке 11 августа при участии императора Николая I был положен камень со святых берегов Иордана. В дальнейшем этот храм станет излюбленным местом для молитвы императорской семьи. Пятиглавая каменная церковь отличалась неповторимой красотой. В архитектуре храма был использован один из красивейших элементов древнерусской архитектуры — «кокошники».

Резной деревянный иконостас — подарок императора Николая I — явился настоящим украшением церкви. На строительство храма потрачено было немало денег. Доставка материалов в гору потребовала значительных затрат. На торжественном освящении церкви святой мученицы Александры присутствовали Николай I и члены царской семьи. В своей речи по окончании Божественной службы император поблагодарил всех, кто участвовал в строительстве.

Храм Святой Александры на Бабигонских высотах был рассчитан примерно на 500 человек молящихся. В церкви имелась дарохранительница из красной сибирской яшмы, утварь из драгоценных камней, золота и серебра.

Разрушение храма

Божественные службы в церкви во имя святой Александры проходили вплоть до 1940 года, пока не поступило предложение превратить это святое место в развлекательный клуб. Но война не позволила осуществить намеченные планы. Храм неоднократно подвергался обстрелам, а бомбовые удары нанесли церкви значительные повреждения.

После войны храм передали совхозной мастерской, подвал же приспособили под овощехранилище. Только в 1991 году здание было возвращено епархии. К началу реставрации церковь святой мученицы Александры представляла собой печальное зрелище: пятиглавое завершение было утрачено, отсутствовала глава большого купола и малых главок, снесён шатер колокольни с главкой, исчезло живописное убранство храма и резной иконостас, разрушена винтовая лестница, не было ни окон, ни дверей.

Восстановление храма

В 1998 году впервые после столь продолжительного перерыва в церкви святой мученицы Александры была совершена Божественная служба. Это знаменательное событие произошло на престольный праздник. А через год, с апреля 1999 года, богослужения в храме стали совершаться регулярно. До сих пор проводятся работы по восстановлению его первоначального облика.

Другие храмы во имя святой Александры

В Санкт-Петербурге есть также Путиловский храм, построенный во имя святителя Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры. В 1925 году он был закрыт, снесены купола и кресты. В дальнейшем церковь превратили в клуб, в 1940 году передали областной автотранспортной школе, а после войны — галантерейному предприятию.

В 90-х годах начался процесс возвращения здания Русской православной церкви. В 2006 году отмечалось 100-летие Путиловской церкви. В этом же году прошла первая после 80-летнего перерыва служба. Сейчас в храме святителя Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры богослужения проходят регулярно.

В честь святой мученицы были освящены до революции многие столичные военные училища. На Знаменке раньше находилось Александровское военное училище. Церковь его была построена в честь святой Александры. В 1833 году был освящён храм при Александринском дворце в Нескучном саду во имя Александры Римской. В 1895-1899 годах возведена церковь святой мученицы царицы Александры в пос. Муромцево Владимирской области. Храмы, освящённые в её честь, есть и за рубежом. Например, в Армении, Украине, Германии, Финляндии, Венгрии.

Иконы

Святая Александра, икона которой находится в Санкт-Петербурге в Петергофе, в соборе Владимирской иконы Божией Матери, в храме Воскресения Христова (Спас на Крови), Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, в Государственной Третьяковской галерее, в Свято-Никольском мужском монастыре в Саратове и в других храмах России и за её пределами, являла собой пример любви к Богу и благочестия. Великомученица изображена обычно на иконах в царской одежде и венце, часто с крестом в руке. Существует много единоличных изображений.

Лик царицы Александры мы видим также на других иконах и росписях храмов. Так, мученица запечатлена на иконе «Избранные святые», которая находится в Центральном музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева. Икона Святителя Николая Чудотворца и святой царицы Александры расположена в государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Изображение мученицы есть в мозаике Брюллова в главном иконостасе Исаакиевского собора, в соборе Воскресения Христова (Спаса на крови) и в других местах.

В чем помогает святая

Императрице Александре Римской молятся о спасении души и избавлении от всякого зла, укреплении веры. Великомученица поможет всем страждущим, ищущим ответа на сложные жизненные вопросы, и защитит от предательства. Сильно брачное действие икон с изображением святой, которая помогает укрепить узы брака, сохранить добрые отношения в семье.