07.02.2024

Самая южная точка индии трех морей. Это место, на котором фактически открылась миру Индия через выступление философа и ученика Рамакришны Свами Вивекананды


Город Каньякума?ри расположен на мысе Коморин, в самой южной точке полуострова Индостан. Здесь сходятся воды Аравийского моря, Бенгальского залива и Индийского океана, поэтому это одно из самых популярных туристических мест Южной Индии, которое в год посещают более 2 миллионов туристов.

С названием города связана легенда, согласно которой много тысяч лет жителям мыса не давал покоя демон Банасура. Люди стали молить Богиню Парашакти, чтобы она избавила их от этого злого демона. Чтобы убить Банасура, Парашакти приняла форму молодой девушки Каньякумари («кумари» в переводе с тамильского означает «дева, девственница»). Она была настолько прекрасна, что в неё влюбился сам Шива, бог разрушения. Но если бы Канья вышла замуж за Шиву, она бы потеряла свою силу и не смогла бы уничтожить злого демона. Тогда боги решили расстроить назначенную свадьбу. В день свадьбы, когда Шива начал соответствующий обряд, который должен был завершиться до рассвета, мудрец Нарада по велению богов превратился в петуха и прокукарекал рассвет раньше времени. Шива посчитал, что благоприятное время для свадьбы упущено и исчез.

А богиня же отправилась на остров Вивекананды около мыса Коморин и стояла там на одной ноге, как положено для убийства демона, тысячу лет. После этого злой Банасура был уничтожен.

На том самом острове расположен небольшой храм Каньякумари, где сохранился отпечаток ступни богини, и храм Вивекананды, главного ученика Рамакришны и основателя Ордена Рамакришны. В 1892 году, перед путешествием в Америку Свами Вивекананда обрел божественное сознание. Позже в 1970 году на двух скалах в океане и был построен его мемориал.

Также на мысе расположено Святилище Каньякумари (в дополнение к храму на острове). Не-индусам вход в него запрещен (но обо всём можно договориться за деньги), а мужчины при входе должны снять верхнюю одежду и раздеться по пояс (сверху).

На соседнем острове расположен памятник тамильскому поэту Тируваллура (I век до н.э.), написавший «Тируккураль» - собрание поэтических моральных изречений на тамильским языке. Мемориал был открыт 1 января 2000 года.


Вид на мыс Коморин с острова Вивекананды.


На самом мысе располагается мемориал Махатмы Ганди.

Мемориал спроектирован таким образом, что ежегодно в 14 часа 2 октября (день и время рождения М. Ганди) сквозь крохотную дырочку в потолке лучи солнца падают на место, где находится пепел Ганди, который был развеян здесь над океаном в 1948 году. Мемориал был открыт через 8 лет после этого. Центральная башня памятника имеет 79 футов в высоту, что соответствует возрасту «Отца нации».


Beach Road - Пляжная улица, на которой сконцентрированы вегетарианские рестораны и кафе, гостиницы и магазинчики.


Основной ассортимент магазинов - сари,


изделия из ракушек и яркие гирлянды из цветов.


Занятие большей части местного населения - рыболовство.

Рыбаки разбирают сети.


Единственная дорога вдоль побережья




ведёт к фиолетовому песку


и песчаному пляжу, на котором можно купаться. Городское побережье слишком каменисто.


Важные события в течение дня для каждого жителя Каньякумари - восход и заход солнца.

Специально для того, чтобы встретить солнце, жители откладывают свои дела и выходят на набережную, залезают на крыши,


занимают места на специальной смотровой башне. Весь город затихает в ожидании света.


Первые лучи нового дня встречают аплодисментами


Обычная картина на железно-дорожной станции

Каньякумари, самая южная точка Индии, где сливаются воедино Аравийское море, Индийский океан и Бенгальский залив. Имя городу дано в честь богини Каньякумари, храм которой расположен на берегу. Первоначально это место было известно, как Мыс Коморин. Основным источником доходов Каньякумари является туризм и художественные ремесла, которым обучают всех желающих. Местность побережья холмистая и не ровная, с рядом коммерческих зданий и отелей с видом на море. Сам город, где живут местные жители, расположен неподалеку, Это место известно древним храмом Каньякумари, посвященным богине Парвати. Храм привлекает туристов со всех континентов и расположен на самом побережье.

Продолжая рассказ о достопримечательностях Индии приближаемся к самой южной точке страны. Считается, что Богиня Парвати приняла епитимию, чтобы жениться на Шиве, получив имя Каньякумари (девственная богиня). Слияние морей считают священным, здесь проводятся важные фестивали - фестиваль Вайшакха, фестиваль автомобилей, Калабха и Наварати. Среди других интересных достопримечательностей - место, где прах Махатмы Ганди был сохранен для общественного доступа, Мемориал Ганди.

Мемориальные стенды Вивеканада расположились на одной из двух скал в 500 метрах от материка. Этот монумент был построен в 1970 году и считается очень священным. Следы, замеченные на скалах, как полагают, являются священными отпечатками ноги Каньякумари.


Говорят, что Свами Вивекананда медитировал на этих скалах. Захватывающий вид на слияние трех морей будоражит воображение. В Kanyakumari есть также Ашрам Вивекэнэнды. Нет лучше места, чтобы получить уникальное представление о закате и восходе солнца, чем берега Каньякумари.


Другие достопримечательности этих мест включают храм Шри Падманабхасвами, Тривандрамский зоопарк, Картинную галерея Шри Читры, дворец Kanakapuram, Музей Найпур и местный пляж.

Город Каньякумари знаменит сразу тремя фактами, плавно вытекающими один из другого.

Во-первых – это самая южная точка Индии и, как следствие – всего материка.

Во-вторых – это место слияния трех "морей": Аравийское море, Бенгальский залив и Индийский океан.

В-третьих – здесь в одной и той же точки можно встречать как рассвет, так и закат. А, и даже в-четвёртых – это может показаться странным, но это единственное место в Индии, где можно искупаться в Индийском океане. Да, мы тоже считали, что Индийский океан омывает берега Индии =)

Побочным фактом всего вышеперечисленного является то, что Каньякумари пользуется повышенным спросом у индийских туристов и паломников.

Сувенирная продукция как и полагается – на каждом углу


Отелей здесь тоже огромное количество, но найти жилье, вписывающееся в наш бюджет в 300 рупий оказалось делом непростом. В самом начале мы уже было договорились на 350 за приличную комнату в отеле из Lonely Planet, причем в очень хорошем месте, но с нас потребовали залог в 500 рупий.

Мы читали о том, что в Индии никогда нельзя платить за номер перед заселением, только перед выездом, в противном случае в случае каких-то проблем ничего нельзя будет добиться, а уж про залог – это вообще произвол какой-то, решили мы. Собственно так и было до сегодняшнего дня – в Варкале мы вообще прожили неделю и расплачивались в самом конце.

Как мы выяснили позже здесь, в штате Тамил Наду, правило с залогом действует повсеместно. Но тогда мы этого не знали, поэтому от комнаты отказались и еще битых 2 часа ходили от одного отеля к другому и торгуясь с хозяевами. В конце концов таки нашли комнатку за 250, правда малюсенькую и очень простенькую. Вид с веранды

Белье сушат, раскладвыая его на крыше

А в коридорах отеля спят люди
Кстати здесь нас повсеместно выручают две простыни, которые мы благоразумно взяли с собой из Питера. В дешевых отелях, даже если комната довольно чистая, постельное белье, как правило, далеко от совершенства, так что спать на своих гораздо приятнее, да и места они занимают немного, гораздо меньше двух спальников.

Вечером мы прогулялись по городку, заглянули в храм, в котором хранится прах Махатма Ганди, в потолке в храме есть небольшое отверстие, через конторе в храм проникает луч света, храм спроектирован особым образом – один раз в год в день рождения МГ (2 октября) луч попадает прямо на урну с прахом.

Дошли до точки, из которой можно наблюдать закат

но все небо было затянуто тучами и солнце, вместо того чтобы степенно опуститься в море, позорно спряталось за облако.

При этом местные фотографы, нисколько не смущаясь, фотографируют людей с вытянутой ладонью – ну и что что солнца нет, что теперь зря приезжали? А фотошоп на что? Мы даже взглянули на распечатанные снимки – действительно, все небо в тучах, а поверх них наложено оранжевое, предзакатное солнце))




Чтобы не пропустить рассвет, мы встали в 5 утра. Мы конечно предполагали, что будем не единственными на улице в это время, тем более что индийцы в принципе встают рано, но то что мы увидели было просто фантастическим.

На главной улице людей было столько же, сколько и вечером, все как ни в чем не бывало шли по своим делам. На мысу же, именно на той самой южной точке Индии, творилось и вовсе нечто невообразимое – огромная толпа паломников, школьников и просто туристов была такой что к воде было протиснуться затруднительно, а занять место в первых рядах и вовсе почти невозможно.



Все стояли в ожидании момента, когда солнце вынырнет из-за волн, но через какое-то время начало светать, и стало понятно, что солнце уже взошло, но вновь сразу же спряталось за тучи.
Ну и ладно, не последний раз рассвет встречаем))

Как обычно, прогулялись по деревне, посмотрели как живут местные жители








Чистят зубы


Рыбаки разматывают сеть после ночной рыбалки




и выгребают улов



Продавец молока

Старшаая сестра учит младшую кататься на велосипеде




Три девицы под окном


Хозяева города



Туалет рядом с домом


На островке, а точнее на скале, торчащей из моря, недалеко от Каньякумари расположен храм. К нему ходят паромы (на английском они называются ferry, что переводится как паром, но хотя в русском языке паром ассоциируется с чем-то более габаритным чем эти суденышки, будем все таки называть их так).

Паромы начинают ходить в 8, но когда мы проходили мимо касс в начале седьмого, у них уже выстроилась приличная очередь, так что к самому открытию мы решили не торопиться и подошли 9 часам – очередь рассасываться и не думала. Внутри здания организована "сидячая" очередь – очень удобно.

С учетом того что в 12 мы хотели попасть на поезд, пришлось воспользоваться преимуществом в цвете кожи – мы втиснулись в самое начало очереди, толпа индусов подвинулась, но ничего нам не сказали))

Наскоро пробежавшись по островку мы сделали несколько фотографий





Местные жители охотно позируют






Мы тоже немного попозировали индусам – в туристических местах, там где много приезжих из глубинки, непременно находятся желающие сфотографировать белых обезьян людей, мы к этому уже привыкли =)
В одном из ближайших постов мы расскажем про ещё одно святое место в штате Тамил-Наду –

February 12th, 2013

Вот мы и добрались до самой южной точки полуострова Индостан - мыса Коморин, на котором расположен священный в индуизме город Каньякумари. Многие его называют еще самой южной точкой Индии, но это не совсем так. Самая южная точка Индии - мыс Индира на острове Большой Никобар.

Сразу же едем на пляж. А впереди за горизонтом только Антарктида!

Прекрасные безлюдные пейзажи.

Предполагается, что мифический континент Лемурия находился к югу от мыса Коморин.

Рыбаки.

Закаты и восходы солнца этих мест поразительно прекрасны!
Мы встречаем рассвет с балкона нашего отеля.

Солнце всходит, на берегу молятся паломники.

Все вокруг приходит в движение, начинается новый день.

Жидкое золото...

Неподалеку от побережья находятся две скалы в виде небольших островов. На одной из них построен мемориальный комплекс Vivekananda Rock Memorial - Скала Вивекананды с храмом богини Каньякумари.
Скала с древних времен считается священной. Она также известна как Шрипада Параи, что значит "камень, который стал святым от прикосновения ноги богини Кумари".
В 1892 году эти скалы привлекли внимание Вивекананды. Он вплавь добирался до них, чтобы медитировать. Это очень популярное среди паломников место, сюда они отправляются на катере.

Католицизм в Индии занимает 3е место по распространенности, после индуизма и ислама.

Омовение в этих водах тоже считается священным.

Скалы-острова располагаются на расстоянии около 60 метров друг от друга.

Vivekananda Rock Memorial был возведен в 1970 году в честь визита Вивекананды в декабре 1892 года.

Вид с острова на Каньякумари.

На соседней скале аходится статуя прославленного тамильского поэта I в. до н.э. Тируваллювара (Tiruvalluvar Statue), автора "Тируккураля" - собрания поэтических моральных изречений на тамильском языке.
Биография Тируваллувара является настолько спорной, что невозможно даже точно установить, к какой вере и касте он принадлежал, а это принципиально для Индии. Имеются мнения, что он был индус-пария из низшей касты, джайн, буддист, индус из высокой касты брахман или же потомок межкастового брака.

Еще один здешний католический храм.

Индуистские святыни.

Очень яркие и красочные строения!

На самом южном пляже Индостана. Елочки высажены после цунами 2004 года. Эти места тогда сильно пострадали от этого стихийного бедствия.

Потрясающее сочетание цветов.

И совершенно необыкновенный вид тропического пляжа.

Мощь морской стихии.

Наш верный и надежный конь Судзуки Марути. Марути - сын бога ветра. Он же Хануман.

Морские просторы.

Даже страшно представить, что тут творилось, когда пришли огромные волны цунами в декабре 2004 года.

Рыбачий причал.

Мемориал Махатмы Ганди (Gandhi Memorial), построенный в 1956 году.
Махатма Ганди - "отец нации" - посетил Каньякумари дважды: в 1925 и в 1937 годах. Мемориал спроектирован таким образом,
что во время рождения Ганди 2 октября в полдень солнечный свет через отверстие в потолке проникает в мемориал. Ежегодно это событие привлекает сюда множество людей. Также на этом месте была установлена урна с прахом Махатмы, чтобы люди отдали последнюю дань уважения до того, как в день его рождения в 1948 году его пепел был развеян над водами океана тут, в Каньякумари.
Во время цунами в 2004 году нижние два этажа мемориала были залиты водой


Это край земли, самая южная точка Индии, Индостана, и Евразийского континента. Каньякумари также место слияние Индийского океана, Бенгальского залива и Аравийского моря, это человеческая условность, конечно.

Здесь очень хорошо, как-то по особому, не то, что бы чувствуешь себя на краю света, но...
Свое название Каньякумари получил от имени местной Каньи (девушка) и кумари (т.е. девственница на ). Поэтому мужчины, входящие в Канья Амман (амман - мать на тамили), должны снимать рубашки и обнажать торс.
В храм Каньякумари не индуистов пускают, а святилище - нет, о чем свидетельствует табличка, однако за плату местный пуджари проведет по всем помещениям. При входе в храм во время пуджи играют на трубе и барабане замечательную музыку... некий набор звуков, который создает внутри вибрацию, помогающую растворять себя в окружающем пространстве.
гласит, что собирался жениться на Канье и начал соответствующий обряд, который должен был завершиться ночью, но тут, кто-то из его оппозиции, превратился в петуха и прокукарекал рассвет. Шива, поняв, что не успел завершить свадебный , до рассвета, ушел, а Канья так и осталась его вечной невестой.
Храм Канья Амман старый и интересный, он небольшой, всего 1 стена вокруг. Между правой стеной храма (если стоять лицом к нему) и наружней идет колоннада, на колоннах вырезаны в полный рост, с протянутыми руками-светильниками, в ладони наливают , используемое в качестве горючего, ничего подобного не встречала. В храме очень темно, но он очень уютный, в нем приятно просто посидеть среди колонн, только надо мазаться антимоскитными средствами, кровососущих тут полно. Снимать в храме и сам храм запрещено, камеры и мобилы конфискуют при входе.
Местные люди рассказывали, что во время цунами, который бушевал в Каньякумари 6 часов подряд, волны перекатили через храмовые стены и смыли много домов и людей, храму однако цунами совсем не повредил.

Вокруг храма много книжных и сувенирных лавочек с открытками и путеводителями. Если обойти храм слева, выходишь на набережную заполненную лотками с ракушками. Ракушки в Каньякумари пожалуй самые дешевые и тут самый большой выбор.

По набережной можно выйти к гхатам, где стоит небольшая мандапа и крохотный храмик, посвященный Божественной Матери. Этот храмик был основан в 2000 году стариком- , который сегодня является и его настоятелем, после того как Амма, современная святая из Кералы, посетила это место. У садху несколько рыжих собак, которые живут с ним в- и вокруг храма, ночью маленькие щенки лежали на постели старика, а сам старик спал напротив своего храмика на земле рядом со своими собаками, которые услышав приближение чужаков утробно урчали и искрили глазами. Старик очень добрый и лучистый, по английски говорит, если любите животных, зайдите - вас подпустят к нему.

В Каньякумари есть еще и католический костел, он стоит в рыбацкой деревушке, налево от косы, кстати здесь полно рыбаков-христиан, которые снабжают рыбой материковые города. Костел произвел странное, пустое, как будто это и не храм вовсе, а склад. Мы прошли через деревушку, когда возвращались, и я запомнила выворачивающий наружу запах несвежей рыбы, голых глазастых ребятишек лет 3-5, ползающих по улице, и удивление, но без интереса, с которым на нас смотрели здешние женщины в грязных одеждах. Если идти от берега вглубь городка хибарки сменяются белыми мазанками, а потом и небольшими домиками с садами.
Каньякумари поделен на части по религиозному признаку - те дома, что за рыбацкой деревней - украшены крестами, мы повернули от костела по дороге налево и прошли через улицу с сикхскими ладошками на стенах домов, пока не добрались до района нашего отеля, откуда улица ведет к индуистскому храму.

Географической точкой конца Индии принято считать не сам Каньякумари, а два маленьких острова в 500 метрах от берега, на одном из которых находится мемориал Свами Вивекананды , а на другом гигантская статуя тамильского святого поэта Тирумулара.
Свами Вивеканада был учеником великого индийского мистика, йогина и реформатора Шри Рамакришны Парамахамсы, он получил западное образование и активно участвовал в конгрессе мировых религий в Чикаго, что привело, к распространению в европейском мире интереса к индийской культуре и индуизму, с чего собственно официально индуизм и начал свою экспансию на запад.
Кораблики к мемориалу и статуе ходят каждый полчаса с 6 до 16.30, стоит 20 рупий. Вход в мемориал 10 рупий. В мемориале есть зал для медитации и хорошие книжные лавки, снимать внутри мемориала нельзя.