14.04.2024

Кто утверждает премьер министра. Новый состав правительства России: кто эти люди, которые будут управлять страной? Как было раньше


Премьер-министр РФ (Председатель Правительства) – глава кабинета министров (Правительства РФ). Председатель Правительства назначается Президентом из числа граждан РФ, не имеющих гражданства иностранного государства, в порядке, установленном Конституцией. Президент предлагает кандидатуру премьер-министра для утверждения Государственной Думе. Если Дума отклоняет его кандидатуру 3 раза, президент распускает нижнюю палату парламента и назначает новые выборы.

Полномочия Председателя Правительства по организации работы Правительства согласно Конституции РФ:

  • возглавляет Правительство РФ, определяет в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента
  • основные направления деятельности правительства и организует его работу.
  • представляет Правительство в Российской Федерации и за пределами его территории;
  • ведет заседания Правительства, обладая правом решающего голоса;
  • подписывает акты Правительства;
  • представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;
  • распределяет обязанности между членами Правительства;

Председатель Правительства систематически информирует Президента о работе Правительства;

Заместители Председателя Правительства:

  • участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства Российской Федерации, в выработке и реализации политики Правительства Российской Федерации;
  • участвуют в подготовке постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, обеспечивают их исполнение;
  • координируют в соответствии с распределением обязанностей работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения;
  • предварительно рассматривают предложения, проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство Российской Федерации;
  • осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Председатель Правительства имеет право поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. В случае временного отсутствия Председателя Правительства Российской Федерации его обязанности исполняет один из заместителей. В случае освобождения от должности Председателя Правительства Президент вправе до назначения нового Председателя Правительства поручить исполнение его обязанностей одному из заместителей на срок до двух месяцев. Премьер-министр выполняет обязанности Президента, когда последний подаёт в отставку, снимается со своего поста или по другим причинам не может исполнять свои обязанности.

Председатель Правительства Российской Федерации освобождается от должности Президентом по заявлению Председателя Правительства об отставке или в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий. Для освобождения премьер-министра от должности согласия Государственной Думы не требуется. Освобождение от должности Председателя Правительства Российской Федерации одновременно влечет за собой отставку Правительства Российской Федерации.

Полномочия президента

Президент России - гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, как глава государства он представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Глава государства избирается на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее десяти лет. Одно и то же лицо не может занимать этот пост более двух сроков подряд.

Президент России, в частности, назначает с согласия Госдумы председателя правительства РФ, имеет право председательствовать на заседаниях правительства, принимает решение об отставке правительства, по предложению премьера назначает и освобождает от должности заместителей председателя правительства, министров.

Также президент России назначает выборы Государственной Думы, вносит законопроекты в Госдуму, подписывает и обнародует федеральные законы.

Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Во всех случаях, когда президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет председатель правительства РФ. Исполняющий обязанности президента не имеет права распускать Госдуму, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Полномочия премьера

Согласно Конституции РФ, исполнительную власть осуществляет правительство России.

Председатель правительства РФ назначается президентом РФ с согласия Госдумы. Предложение о кандидатуре председателя правительства вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного президента РФ или после отставки правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Госдумой.

Госдума рассматривает представленную президентом кандидатуру председателя правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

Председатель правительства не позднее недельного срока после назначения представляет президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, предлагает президенту кандидатуры на должности заместителей председателя правительства РФ и федеральных министров.

Премьер определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу.

Порядок назначения Председателя Правительства Российской Федерации определён в ст. 111 Конституции РФ и ст.7 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». Вопрос о процедуре назначения главы российского Правительства имеет большое значение, поскольку названная должность - одна из ключевых и ведущих в государстве.

В части 1 статьи 111 Конституции РФ содержится исходная норма: Председатель Правительства назначается Президентом - это одно из важнейших конституционных полномочий Президента РФ. В этой же части указанной статьи называется полномочие Государственной Думы - «с согласия Государственной Думы», которое корреспондирует со статьёй 103 часть 1, предусматривающей, что Государственная Дума даёт согласие Президенту на назначение Председателя Правительства РФ. Далее следует предусмотренная Конституцией процедура выдвижения кандидатуры на пост Председателя Правительства. Выделим важнейшие моменты. Во-первых, право выдвигать кандидатуру на эту должность, имеет только Президент России. Во-вторых, внесение кандидатуры в Государственную Думу должно происходить в определённые сроки: а) не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента; б) не позднее двухнедельного срока после отставки Правительства, если таковая имела место; в) в течение недели со дня отклонения Государственной Думой кандидата на этот пост. В части 3 статьи 111 установлен определённый срок для рассмотрения Государственной Думой кандидатуры на должность Председателя Правительства - в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре Конституция Российской Федерации. М. , «Юридическая литература», 1993г.

В Регламенте Государственной Думы (глава 17) подробно определён порядок дачи согласия Президенту на назначение Председателя Правительства РФ. Президент России либо его полномочный представитель в Федеральном собрании официально представляет кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ. Кандидат докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства РФ. Перед обсуждением кандидатуры в течение времени, определённого Государственной Думой, но не свыше 30 минут кандидат отвечает на вопросы депутатов. По окончании ответов на вопросы представители фракций и депутатских групп высказываются за выдвинутую кандидатуру или против неё. Согласие на назначение Председателя Правительства РФ считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 111 часть 4 предусматривает, что после трёхкратного отклонения Государственной Думой представленной Президентом кандидатуры Председателя Правительства РФ Президент самостоятельно назначает Председателя Правительства. Это объясняется тем, что государство не может в течение длительного времени обходиться без Правительства и его главы.

В юридической литературе статья 112 часть1 Конституции иногда рассматривается как право Президента определять структуру федеральных органов исполнительной власти. Это, однако, не бесспорно ввиду неурегулированности в законодательстве (в том числе и в самой Конституции) данного вопроса, который призван быть регламентирован в законе о системе федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядке их организации и деятельности. В настоящее время вопрос, например, о федеральных органах исполнительной власти регулируется рядом указов Президента России Сборник законодательства по конституционному (государственному) праву Российской Федерации. - Ростов-на-Дону. «Феникс». 1997г.

Статус и полномочия Председателя Правительства Российской Федерации

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Согласно Федеральному конституционному закону "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 г., Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства, в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Председатель Правительства Российской Федерации возглавляет Правительство Российской Федерации, определяет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

Председатель Правительства Российской Федерации:

Представляет Правительство Российской Федерации в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации;
. определяет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу;
. ведет заседания Правительства Российской Федерации, обладая правом решающего голоса;
. подписывает акты Правительства Российской Федерации;
. представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;
. распределяет обязанности между членами Правительства Российской Федерации.

Председатель Правительства Российской Федерации систематически информирует Президента Российской Федерации о работе Правительства Российской Федерации.

Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Председатель Правительства Российской Федерации входит в:

Совет глав правительств Содружества Независимых Государств.

Совет глав правительств Содружества является уставным органом СНГ. Он координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов.

Совет глав правительств Содружества решает вопросы:

1. реализации поручений Совета глав государств, данных Совету глав правительств;
2. реализации положений, зафиксированных в Договоре о создании Экономического союза, а также практического функционирования зоны свободной торговли;
3. принятия совместных программ развития промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики и их финансирования;
4. развития систем транспорта, связи, энергетических систем;
5. сотрудничества в вопросах тарифной, кредитно-финансовой и налоговой политики;
6. разработки механизмов, направленных на формирование научно-технологического пространства;
7. создания органов Содружества в рамках его компетенции;
8. назначения (утверждения) руководителей органов Содружества, отнесенные к его компетенции;
9. финансового обеспечения деятельности органов Содружества;
10. сотрудничества в вопросах социальной политики;
11. контроля за деятельностью органов СНГ;
12. делегирования Совету министров иностранных дел и Экономическому совету СНГ своих полномочий, кроме полномочий, делегированных ему Советом глав государств Содружества Независимых Государств.

Совет глав правительств собирается на заседания два раза в год, внеочередные заседания могут созываться по инициативе правительства одного из государств-членов.

Высший Государственный Совет Союзного государства России и Беларуси

Высший Государственный Совет является высшим органом Союзного государства. В его состав входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов Республики Беларусь и Российской Федерации. В заседаниях Высшего Государственного Совета так же участвуют Председатель Совета Министров Союзного государства, Председатели Палат Парламента Союзного государства, Председатель Суда Союзного государства.

Основные задачи Высшего Государственного Совета:

1. определяет важнейшие вопросы развития Союзного государства;
2. образует в пределах своей компетенции органы Союзного государства, включая органы управления отраслевого и функционального характера;
3. назначает выборы в Палату Представителей Парламента Союзного государства;
4. утверждает бюджет Союзного государства, принятый Парламентом Союзного государства, и годовые отчеты о его исполнении;
5. утверждает международные договоры Союзного государства, ратифицированные Парламентом;
6. утверждает государственную символику Союзного государства;
7. определяет местопребывание органов Союзного государства;
8. заслушивает ежегодный отчет Председателя Совета Министров Союзного государства о реализации принятых решений.

Высший Государственный Совет выполняет и другие функции, отнесенные к его ведению Договором о создании Союзного государства либо переданные на его рассмотрение государствами-участниками. Высший Государственный Совет в пределах своих полномочий издает декреты, постановления и директивы. Акты Высшего Государственного Совета принимаются на основе единогласия государств-участников. Акт не является принятым, если одно из государств-участников высказалось против его принятия. Голосование на заседаниях Высшего Государственного Совета от имени государства-участника осуществляет глава государства либо лицо, им уполномоченное.

Совет глав правительств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) объединяет Россию, Китай, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан. Сформирована на базе Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, заключенных между Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном с одной стороны и Китаем с другой стороны соответственно от 1996 и 1997 года.

Декларация о создании ШОС подписана на встрече глав шести государств в Шанхае 15 июня 2001 г. На саммите в Санкт-Петербурге 7 июня 2002 г. принята Хартия ШОС (вступила в силу 19 сентября 2003 г.) - базовый уставной документ, фиксирующий цели, принципы, структуру и основные направления деятельности Организации.

Совет глав правительств (премьер-министров) государств-членов ШОС (СГП ШОС) принимает бюджет Организации, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим сферам развития взаимодействия в рамках Организации.

Межгосударственный совет Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) - международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее стран (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.

Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества был подписан 10 октября 2000 года в столице Казахстана Астане президентами Белоруссии - Александром Лукашенко, Казахстана - Нурсултаном Назарбаевым, Киргизии - Аскаром Акаевым, России - Владимиром Путиным, Таджикистана - Эмомали Рахмоновым.

Межгосударственный совет - высший орган Евразийского экономического сообщества. В его состав входят главы государств и правительств стран Сообщества.

Межгосударственный совет рассматривает принципиальные вопросы Сообщества, связанные с общими интересами государств-участников, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач ЕврАзЭС.

Межгосударственный Совет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств - не реже двух раз в год.

Помимо основных обязанностей и функций председателя Правительства Российской Федерации, прописанных в Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации", Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин возглавляет следующие координационные и совещательные органы при Правительстве РФ:

Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;
. Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации;
. Правительственную комиссию по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период;
. Государственную пограничную комиссию.

Также Председатель Правительства РФ В.В.Путин является:

Первым заместителем председателя Совета при Президенте РФ по реализации национальных проектов и демографической политике (назначен Указом Президента РФ от 10.07.2008).

Председателем Наблюдательного совета Банка развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк).

Председателем Совета Министров Союзного государства России и Беларуси

(ФКЗ от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" , ст. 24)

Председатель Правительства Р Ф возглавляет Правительство РФ, определяет в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ и указами Президента РФ основные направления деятельности Правительства РФ;

Организует его работу, представляет Правительство РФ в РФ и за ее пределами;

Ведет заседания, обладая правом решающего голоса;

Подписывает акты Правительства РФ;

Представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;

Распределяет обязанности между членами Правительства.

Председатель Правительства РФ систематически информирует Президента РФ о работе Правительства РФ.

По ст. 117 Конституции РФ: Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение 7 дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

Назначение на должность: Кандидатом на должность Председателя Правительства может быть исключительно гражданинРФ, не имеющий гражданства иностранного государства. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится в Государственную Думу не позднеедвухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Председателя Правительства, либо в течение недели со дня отклонения предыдущей кандидатуры Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Источники:

ФКЗ «О Правительстве РФ»

Конституция РФ

17. Заседания Правительства рф.

Основные формы деятельности Правительства РФ – заседания . Они бывают очередные и внеочередные.

Очередные – проводятся по утвержденному плану, не реже 1 раза в месяц (четверг).

Внеочередные – проводятся по решению Председателя Правительства РФ.

Заседание считается проведенным, если на нем присутствовало не менее 50% членов Правительства. Председательствующим на заседании является Председатель Правительства РФ, в его отсутствие – один из его заместителей по его поручению. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры участвуют в заседаниях лично . В случае невозможности участия в заседании заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры информируют об этом Председателя Правительства РФ.

Представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, Счетной палаты, Центрального банка вправе участвовать в заседаниях Правительства РФ в соответствии с ФКЗ и ФЗ либо в порядке, установленном Правительством.

Правительство может рассматривать отдельные вопросы на своих закрытых заседаниях. Подготовка и проведение заседаний Правительства РФ осуществляются в соответствии с Регламентом Правительства .

Материалы заседаний Правительства и принятые по этим материалам решения относятся к служебной информации, порядок распространения которой устанавливается Регламентом Правительства, если иное не определено ФКЗ и ФЗ. Правительство информирует граждан через СМИ о вопросах, рассмотренных на своих заседаниях, и о принятых по этим вопросам решениях, по окончании заседаний организует пресс-конференции.

Рассмотрение вопросов на заседаниях Правительства планируется на полугодовой период. План заседаний на очередной период включает в себя перечень основных вопросов с указанием по каждому вопросу даты его рассмотрения и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за подготовку вопроса. Проект плана заседаний представляется Председателю Правительства. По его решению проект плана может быть внесен для обсуждения на заседание. Рассмотрение на заседаниях дополнительных (внеплановых) вопросов осуществляется по решению Председателя. На заседание Правительства приглашаются также работники Аппарата Правительства, непосредственно осуществляющие подготовку материалов по рассматриваемым вопросам.

Правительство издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ.

Источники:

2 группа.

Регламент Правительства РФ