27.10.2023

Как выглядит электронный полис осаго ресо. Новый полис осаго


В сфере страхования по ОСАГО 2017 год был отмечен важным событием. В наступившем году в силу вступили правила страхования, согласно которым страховщики обязаны обеспечить возможность оформления страховки через Интернет. У многих водителей возникли вопросы: «Как использовать такой документ?» и «Как он выглядит?»

На самом деле, принципиальных различий не так уж и много. Бумажный бланк имеет ту же структуру и дизайн, что и электронный вариант. Тот же зеленый цвет фона и схема расположения информации. Отличается лишь их серия. Обычный классический документ имеет серию ССС или ЕЕЕ, а электронный экземпляр - XXX.

Страховка, которую водитель привык оформлять в офисах страховых фирм, имеет блестящую защиту от незаконного распространения поддельных полисов, придающую бланку зеленый цвет. Иногда тех, кто собирается купить полис е-ОСАГО, смущает этот факт, ведь возможность распечатать его на цветном принтере есть не у всех. Однако волноваться не о чем. Такой полис можно распечатать и на обычном черно-белом аппарате. Его цвет никак не влияет на его подлинность. Главное, чтобы можно было прочесть информацию, особенно - номер полиса.

Что такое электронный полис ОСАГО

По своей сути, электронный полис ОСАГО - это документ, подтверждающий страхование автолюбителем собственной ответственности. В случае ДТП потерпевший получит установленную законом компенсацию, а виновник - не понесет личную материальную ответственность.

Кроме того, факт потери носителя с информацией о страховке не прекращает действия страхования.

Если водитель попадет в ДТП по своей вине и при нем не окажется бумажного экземпляра документа, это не значит, что страхование станет недействительным. ОСАГО существует в базе РСА и АИС, а подтверждением его наличия является не материальный носитель, а электронные данные в единой базе. В ближайшей перспективе планируется организация проверки наличия ОСАГО, полностью исключающей бумажный вариант. Для того, чтобы узнать, застраховано лицо или нет, инспектор ДПС просто найдет всю необходимую информацию в системе онлайн.

Можно сказать, что электронный полис ОСАГО - это современное средство страхования ответственности, призванное сэкономить время участников дорожного движения. А его применение сможет уберечь водителей от множества неприятных бюрократических процедур и ненужных волнений о его подлинности.

О том, как выглядит процедура выбора страховой компании и дальнейшая покупка электронного ОСАГО, расскажет небольшое практическое видео:

Как должен выглядеть электронный полис ОСАГО

С необходимостью оформлять страховой полис ОСАГО возник вопрос и о том, какие реквизиты должны быть на бланке и как избежать мошенничества. Самый лучший способ убедиться в достоверности электронного полиса - взять в руки обычный бумажный полис за прошлый год и внимательно сравнить оба экземпляра.

Электронный полис зеленого цвета имеет ту же структуру, а единственное серьезное отличие - отсутствие блестящей защитной схемы. Главный реквизит - это номер. Если на итоговом бланке его нет, значит, он - недействительный.

Полис на материальном носителе - это важный документ. Сотрудники ДПС могут потребовать предъявить бланк ОСАГО для его подробного изучения, а потому, на нем недопустимы любые исправления, надписи, зачеркивания или грязь. Исправления, совершенные с целью придания документу большего сходства с подлинником - противозаконны!

Полис ОСАГО должен выглядеть опрятно, все знаки должны быть хорошо читаемы. При подготовке бумажного варианта стоит позаботиться о наличии хорошего принтера с качественной печатью.

Где купить электронный полис ОСАГО

Итак, где же можно приобрести электронный полис? Возможность получить электронный полис ОСАГО в режиме онлайн должен иметь каждый гражданин, поэтому каждая страховая компания обязана обеспечить возможность выполнения этой процедуры своими силами, создав в Интернете сайт с системой его оформления.

Но, к сожалению, далеко не каждый страховщик с 1 января 2017 года в состоянии оказать эту услугу в подобной форме. Самый простой способ приобрести полис у надежной компании − воспользоваться сайтом РСА. На сайте вы найдете список всех проверенных автостраховщиков, действующих через сеть.

Процедура оформления полиса у всех страховщиков практически идентична. Потребуется быстрая регистрация и указание электронного почтового ящика. Способ оплаты также ничем не отличается. Страховку оплачивают при помощи банковской карты. Интерфейсы для работы также едины для всех страховых фирм.

Многие задаются вопросом: «Где купить е-ОСАГО, чтобы в дальнейшем иметь возможность получить привычный дубликат на зеленом фоне с защитой?» Ответ: «Да у любого страховщика!» При желании полис на бумаге будет направлен электронной почтой. Нужно лишь упомянуть об этом, оформляя электронную версию.

Как проверить электронный полис ОСАГО на подлинность?

Раньше проверить традиционный полис ОСАГО на подлинность можно было по его размерам, микросеткам, эмблемам и прочим внешним признакам.

С электронным полисом такие методы проверки не представляются возможными. Однако способ проверить достоверность полиса все-таки есть. И он даже надежнее, чем визуальный осмотр, длительная проверка лицензий и прав страховщика на сайтах налоговых служб.

Каждый электронный полис имеет свой индивидуальный номер, занесенный в официальную базу всех электронных страховок. Чтобы узнать подлинность электронного полиса, достаточно зайти на сайт РСА, вбить данные полиса и проверить его наличие в базе. Если он в базе, значит - можете спокойно садиться за руль - ответственность застрахована. Но что делать, если система дала отрицательный результат? Это означает, что купленный полис по какой-то причине недействителен и необходимо, не теряя времени, сообщить об этом в правоохранительные органы. Затем нужно обратиться в суд с исковым заявлением к организации, на сайте которой приобретался полис.

Однако, обратившись на официальный сайт РСА и выбрав страховщика из представленного там списка, вы сможете избежать подобной проблемы.

В 2014 году ОСАГО значительно подорожало в связи с увеличением базовых тарифных ставок, соответственно, вырос спрос на поддельные полисы. И уже в 2015 году активность мошенников в области фальсификации страховых документов выросла на 60%. Это стало основной причиной замены старого бланка на новый.

Борьба со страховыми мошенниками продолжалась и набирало обороты. Центральный банк и Российский союз автостраховщиков разработали новые меры, направленные на усиление защиты рынка автогражданки от подделок. Поэтому, по инициативе РСА, было решено выпустить ОСАГО полис нового образца с усовершенствованной системой защиты.

К другим причинам замены полисов на новые можно отнести:

  • снижение дефицита бланков;
  • большое количество полей, куда необходимо вписывать дополнительную информацию;
  • увеличение стоимости бланков на 14%, но все расходы оплачиваются теперь страховыми компаниями.

История появления новой формы

Все помнят развернутую в 2016 году компанию по замене зеленых страховок на розовые, искусственный ажиотаж, созданный вокруг этого. Тогда считалось, что решить проблему с оборотом подделок на рынке можно усилением типографской защиты и прекращением хождения документов скомпрометированных серий. Как утверждает Российский Союз Автостраховщиков, теперь для подделки страховки мошенникам понадобится не менее 1,5 лет.

Уже в апреле 2016 года Игорь Юргенс, Президент РСА показал общественности новый бланк полиса ОСАГО. В документе нового образца стоит высокая степень защиты, которую применяют в банкнотах.

1 июня 2016 года бланк ОСАГО нового образца поступил в продажу. После этого было запланировано провести быструю замену старых экземпляров на новые свидетельства. Но за неделю до нововведения РСА заявил, что введен 3-х месячный переходной период. То есть с 1 июня по 1 сентября 2016 года всех гражданам нужно было оформить новый полис. Страховая компания все затраты должна была взять на себя.

Но уже 1 октября 2016 года переходной период отменили. Было решено, что все страховые свидетельства старого образца останутся годными до полного истечения срока договоров. Отсюда следует, что менять страховку в принудительном порядке не требовалось.

Это можно сделать только по собственному желанию, для этого необходимо сдать старый бланк и оформить новый полис в страховой компании. Главное, чтобы эта организация отвечала всем указанным требованиям, согласно закону N 40-ФЗ ст.21 п.3.

Многих интересует, в чем же разница, и какие отличительные характеристики имеет новый бланк в сравнении с предыдущим документом.

Отличия нового полиса ОСАГО от старого

Что касается структуры нового документа, кардинальных изменений не выявлено. Все изменения нового полиса связаны с внешними характеристиками и механизмом защиты свидетельства.

Фото полиса нового образца — исходя из наглядного изображения, можно сказать, что свидетельство будет розового цвета и иметь несколько уровней защиты.

А именно:

  • цвет бланка ранее был зеленым, теперь он стал розовым;
  • графическое оформление стало более сложным – появилась цветовая растяжка по центру, которая перетекает от основного оттенка к фиолетовому и желтому;
  • для защиты от фальшивых документов были добавлены фигурные рисунки;
  • улучшены водяные знаки (логотип РСА и изображения машин) – изменился их диаметр и место размещения;
  • на образце страхового полиса появилась дополнительная защита – металлизированная полоска, на которой есть надпись «полис»;
  • значительные изменения получили шрифты, которые применяют в бланке, теперь буквы стали намного крупнее, гораздо удобнее стало читать;
  • в верхней части документа справа нанесен динамический QR-код (с 1 января 2018 года), в котором находится вся информация о владельце полиса и его транспортном средстве.

Как стал выглядеть бланк нового образца 2019 года?

  1. Серию и номер полиса, каждому документу в обязательном порядке присваивают личный номер, который предназначен для подтверждения подлинности свидетельства.
  2. Данные о собственнике.
  3. Данные о страхователе.
  4. Регистрационные данные о транспортном средстве.
  5. Период эксплуатации транспортного средства, если хозяин автомобиля не пользуется им, то ему будет предоставлена скидка на этот промежуток времени.
  6. Список лиц, которые имеют право водить эту машину. В бланке указывают имя, фамилию и отчество, а также номер водительских прав всех граждан, которые имеют доверенность на это транспортное средство.
  7. Дополнительные сведения.
  8. Место для даты (число, месяц и год), когда был подписан договор.
  9. Подписи обеих сторон.
  10. Место для печати страховой компании.

Сроки страхования – документ выдается на 1 год, согласно закону № 40-ФЗ ст. 10 п.1.

Преимущества замены страховых полисов

Свидетельство – автострахование на новом образце даст максимальный уровень защиты, сохранит все данные о владельце машины и самом транспортном средстве.

Важно! По словам РСА, теперь на «черном» рынке не останется поддельных бланков. Примерно к концу 2018 года уже у всех владельцев авто будет страховка нового образца.

Пресечется мошенничество неофициальных подпольных компаний, которые занимаются производством и продажей фальшивых страховок. Кроме того прекратится бесконтрольная продажа пустых старых бланков.

Стоимость госуслуг в среднем выросла на 14%, что касается частных страховых компаний, цена полиса ОСАГО увеличилась на целых 20%. Это нововведение значительно повысило доверие автолюбителей к отечественной системе обязательного страхования, принципы которого описаны в законе N 40-ФЗ ст. 3.

Начиная с 21.05.2017 г. вступили в действие поправки в закон об обязательном автостраховании (далее — ОСАГО). Этими поправками перед преобладающими ранее страховыми выплатами устанавливаются приоритеты возмещения натурального (в виде проведения восстановительных ремонтов поврежденных авто).

Можно утверждать, что изменения в законодательстве коснулись не только интересов страховых компаний. Эти нововведения по ОСАГО касаются всех без исключения автовладельцев.

Новые правила ОСАГО: на кого распространяются?

Сразу следует отметить, что новые правила действовать будут лишь для новых договоров ОСАГО, заключение которых происходит после 28.04.2017г. и исключительно для легковых авто, принадлежащих физлицам и зарегистрированным на территории РФ.

Касательно ранее приобретенных полисов это возможно, однако лишь по договоренности между страхователем и страховщиком.

В общей сложности было принято 12 поправок, десять из которых коснулись страховых случаев при авариях, а две – процедуры приобретения полиса ОСАГО.

В этой статье мы рассмотрим изменения подробнее.

Ремонт по ОСАГО вместо денег — нововведение в законодательстве №1

Основным считается изменение, внесенное федеральным законом №49-ФЗ от 28 марта 2017 года в закон об ОСАГО. Согласно этому документу: страховая проводит за свой счет ремонт поврежденного авто на станции техобслуживания, а не производит выплату денег пострадавшей стороне.

Отметим, что до 28.04.2017г. ситуация была другой: потерпевший имел право выбирать удобный для себя вариант между проведением восстановительного ремонта и страховой денежной выплатой.

На данный момент деньги за ремонт можно получать в отдельных следующих случаях:

  • Авто после аварии не подлежит восстановлению;
  • Для ремонта поврежденного автомобиля потребуется сумма более 400 000 руб.;
  • Ущерб нанесен имущественному объекту, который к автомобилю не относится;
  • Страховка получена автовладельцем в рамках международных страховых систем;
  • Страховая компания не имеет возможности исполнить взятые на себя обязательства (в рамках договора страхования) по ремонту поврежденного при ДТП авто способом, иным, чем выплата денежной компенсации;
  • Конкретная авария была оформлена без участия сотрудников полиции, что возможно в случае, когда ущерб не превышает 100 000 руб. Однако сумма, в которую обойдется ремонт авто, превышает вышеуказанную и потерпевший отказывается доплачивать собственные средства;
  • Автовладелец является инвалидом I-ой или II-ой группы и подает заявление, в котором просит выплатить за ремонт денежную компенсацию.

Кто может ездить без полиса — изменение ОСАГО №2

Полисы не должны приобретать водители ТС, технические характеристики которых являются такими, на которые не распространяются требования касательно допуска ТС к эксплуатации на дорогах общего пользования и/или госрегистрации (ранее требования по ограничению максимальной скорости таких ТС составляли 20 км/ч).

Неустойка за несоблюдение сроков ремонта — изменение ОСАГО №3

Если автовладелец, который признан в результате аварии потерпевшим, согласен на проведение восстановительного ремонта на станции, у которой со страховщиком заключен договор, то в течение 20-ти календарных дней ему должно быть выдано направление на проведение ремонта авто.

В случае, когда автоводитель хочет чинить свой автомобиль на сервисе стороннем, то период выдачи уведомления может быть увеличен до 30-ти календарных дней.

Важно знать, что за каждый день задержки проведения восстановительных мероприятий, страховщик обязан выплачивать пеню в размере 0,5% от суммы общего нанесенного ущерба.

Возмещение за эвакуацию автомобиля — изменение ОСАГО №4

Если ранее сумма, затраченная на доставку авто с места аварии до места ремонта/хранения компенсировалась страховщиком на основании предоставленных клиентом квитанций (заказчик, оплатив доставку, получал документ/чек, на основании которого ему покрывались эти расходы), то сейчас новые правила регламентируют максимальное расстояние транспортировки, ограничивая его: только 50 км и не более. Таким образом, если СТО расположено на удалении более 50 км. от места аварии/хранения машины, то с формальной точки зрения страховщик имеет право не согласиться с подобной транспортировкой.

Если же клиент настаивает исключительно на этом варианте, то вся процедура по организации транспортировки авто и оплаты этой услуги возлагается на него (за свои деньги он может перевозить поврежденный автомобиль в любое место).

Основания для регрессивного иска — изменение ОСАГО №5

Регрессивный риск – представляет собой обратное требование страховой к виновнику ДТП с целью взыскания с него суммы, которая была затрачена на восстановление поврежденного авто потерпевшей стороны и ранее ей выплаченной.

Согласно новым правкам, к основаниям для предъявления таких регрессивных рисков можно отнести такие ситуации:

  • ДТП, которые произошли в случае умысла виновника;
  • Виновник в момент совершения ДТП находился в состоянии алкогольного либо другого вида опьянения и это подтверждено документально;
  • Участник ДТП, признанный виновником, не имел права управлять ТС;
  • Водитель, признанный виновником аварии, не внесен в страховой полис собственника автомобиля;
  • Виновник скрылся с места аварии;
  • ДТП случилось во временной период, который не предусмотрен страховым полисом;
  • В страховую не поступили документы о случившемся ДТП в установленный законом 5-дневный срок;
  • Виновная сторона уже приступила к ремонту/утилизации ТС;
  • В момент дорожного происшествия действие талона ТО (диагностической карты) закончилось;
  • В момент заключения договора страхования в электронном виде, страхователь предоставил недостоверную информацию страховщику, что привело к безосновательному уменьшению суммы страхового возмещения.

Новые лимиты по Европротоколу — изменение ОСАГО №6

Внесенные изменения предусматривают новый размер максимальной страховой выплаты, которая осуществляется по ДТП, оформленным без участия сотрудников полиции (по Европротоколу). Теперь сумма увеличена с 50 000 руб. до 100 000 руб.

Помимо этого, Банку России предоставляется теперь право определять форму извещения об аварии по европротоколу.

Возмещение ущерба с виновника ДТП — изменение ОСАГО №7

Максимальным принимается такой размер страховых выплат по ОСАГО:

  • 400 000 руб. – для авто и прочего имущества;
  • 500 000 руб. – для страхования здоровья и жизни.

Принятые нововведения не решают вопрос о полном возмещении ущерба с виновника произошедшего ДТП в случае, когда страховой суммы на восстановление поврежденного ТС оказывается не достаточно.

Расчет выплат производится страховщиками на основании единой методики Центробанка. При этом, оплата ремонта/замены запчастей осуществляется с учетом их износа. Как правило, выплаты по ОСАГО покрывали стоимость ремонта не на все 100%.

К примеру, у автомобиля, которому 3 года, в результате ДТП был поврежден бампер. Эта деталь не подлежит ремонту и требуется ее замена. В подобном случае страховая компания выплатит пострадавшей стороне лишь часть стоимости бампера, а разницу он будет доплачивать самостоятельно. При этом бампер стоит, как новый, однако страховая оценивает его, как трехлетний.

Согласно общим правилам с виновника ДТП можно взыскать ущерб, даже если у него имеется полис ОСАГО. К примеру, если владельцу авто ремонт ТС обошелся в 70 000 руб., а страховая выплатили всего 40 000 руб. (с учетом износа), то оставшиеся 30 000руб. можно взыскать с виновной стороны.

Однако, подобная арифметика имеет место лишь на бумаге, поскольку суды по факту отказывали автовладельцам в удовлетворении таких исков, ссылаясь на методики ЦБ, а Верховный Суд эту позицию поддерживал.

В начале 2017г. в Конституционный суд России обратились лица, потерпевшие в результате аварии. Они пытались восстановить свои права и взыскать со страховой компании возмещение по ОСАГО, а сумму ущерба – с виновной в ДТП стороны. До этого во всех инстанциях суды были ими проиграны, что не давало им права взыскать компенсацию с виновника аварии.

Конституционный суд принял решение о том, что методика ЦБ должна применяться исключительно для расчета выплат по ОСАГО, а разницу между суммой страховой выплаты и размером реального ущерба пострадавшая сторона может требовать с виновника аварии.

Следовательно, потерпевшему в результате ДТП по ОСАГО выплачивается сумма с учетом износа поврежденных деталей, однако он вправе рассчитывать на возмещение имущественного вреда в полном объеме. Для этого от него потребуется доказать, что фактическая сумма ущерба больше той, что получена им по страховке. В свою очередь, виновная сторона имеет право настаивать на проведении дополнительной экспертизы, которая может стать основанием для снижения общей суммы возмещения ущерба потерпевшей стороне.

Электронные полисы — изменение ОСАГО №8

Новые правки коснулись и мошеннических действий лиц, которые оказывают услуги посредников .

Теперь документ обязывает автовладельца лично заполнять на сайте страховщика заявление о заключении обязательного страхового договора, а также лично оплачивать сам полис ОСАГО.

Достоверность электронной выписки проверяют на спецсервисе МВД РФ либо на официальном сайте РСА (Российского союза автомобильных страховщиков), где имеется соответствующая база данных.

Выбор СТО (станции технического обслуживания) — изменение ОСАГО №9

Ранее у клиента страховой компании практически отсутствовало право на выбор места, где будет восстанавливаться его авто после ДТП, поскольку страховая предоставляла ему свою станцию ремонта (с которой действовал ремонтный договор).

По новым правилам автовладелец еще на этапе заключения страхового договора может выбирать СТО (станцию технического обслуживания), на которой в случае ДТП будет отремонтирован его автомобиль. Список таких СТО страховая компания предоставляет на своем сайте, а информация (в нем представленная) постоянно актуализируется и содержит такие сведения:

  • Название и местоположение;
  • Марки и год выпуска авто, обслуживаемых и ремонтируемых на данном СТО;
  • Ориентировочные сроки на проведения ремонтных работ разного вида.

Подобная мера позволяет автовладельцу самостоятельно изучить все варианты и выбрать оптимально подходящий для себя.

Требования к автосервисам

СТО, которое указано в направлении на восстановительный ремонт, должно соответствовать таким требованиям:

  • Срок проведения ремонтных работ не должен превышать 30 дней;
  • Удаленность СТО от места аварии/хранения авто не должно превышать 50 км. При этом пострадавшая сторона имеет право самостоятельно выбирать от какого места рассчитывать это расстояние (от места аварии либо от места жительства). Обратите внимание, что этот пункт не принимается в учет, если страховщик организует (а значит и оплачивает) транспортировку своего авто до сервиса, который удален на расстояние более 50-ти километров;
  • Сохранение гарантийных обязательств на те авто, возраст которых не превышает 2 года, поскольку эти авто следует ремонтировать лишь у официальных дилеров конкретной марки.

В случае, когда ни один из представленных вариантов перечисленным требованиям не отвечает, возникают такие варианты:

  1. Владелец авто может согласиться на проведение восстановительного ремонта на одной из тех станций, с которыми страховая имеет действующий договор. К примеру, водитель может согласиться на добровольное прекращение гарантии выполнить восстановительный ремонт не в сервисе официального дилера;
  2. Водитель имеет право получить компенсацию в денежной форме. Здесь важно понимать, что сумма страхового возмещения окажется меньше, поскольку расчета выплаты осуществляется с учетом износа деталей и запчастей.

Коэффициент «бонус – малус» без полиса — изменение ОСАГО №10

Коэффициент «Бонус-Малус» (далее – КБМ) является показателем, используемым страховыми компаниями в момент расчета страховой премии в рамках договора. Здесь в зависимости от наличия/отсутствия ДТП коэффициент КБМ может быть, как понижающим, так и повышающим. Специальная таблица КБМ по ОСАГО позволяет быстро определять этот показатель.

Обратите внимание, что с 2017г. полис открепляется от автомобиля и связывается исключительно с безопасной и безаварийной ездой конкретного автоводителя. Теперь именно водителю присваивается КБМ, который будет изменяться в зависимости от отсутствия/наличия ДТП в его «послужном списке». Для этого применяют 14 классов КБМ (индивидуальных).

В настоящее время страховщик не имеет права самостоятельно подсчитывать КБМ. Теперь РСА должен разработать и ввести в действие автоматизированную систему, которая позволит в режиме реального времени для каждого водителя рассчитать его КБМ. В момент оформления страхового полиса сведения о КБМ водителя будут автоматически передаваться в страховую компанию. По мнению экспертов, такая мера позволит эффективно бороться со злоупотреблениями при определении стоимости страховых полисов со стороны страховых компаний.

Сейчас любой водитель может узнать собственный коэффициент на официальном сайте РСА (как по данным действующего в настоящий момент полиса, так и по информации из полиса, срок действия которого истек не более 1 года назад).

В случае оформления нового страхового полиса ОСАГО, автовладелец имеет право потребовать уточнений его личного КБМ (в базе РСА) и учета его при формировании стоимости страхового полиса.

Прямое урегулирование при ДТП с несколькими участниками — изменение ОСАГО №11

Прямое урегулирование убытков – представляет собой ситуацию, при которой после ДТП потерпевший обращается лишь в свою страховую компанию.

Если до принятия нововведений было условие: в аварии пострадало лишь 2 автомобиля, то новые правки допускают правила обращения лишь в свою страховую на случаи аварий массовых (с участием в ДТП 3-х и более машин). Введение новых норм направлено на упрощение правил, по которым проводится оформление убытков и ремонта авто после ДТП.

Следует отметить, что мнения в экспертном сообществе по этому поводу разделились. Ведь для организации восстановительного ремонта авто страховщику нужно получить от страховой организации виноватой стороны согласие на денежную суммы предстоящих ремонтных работ. В случае, когда виновников два, три и более на это может уйти очень много времени, а законом это никак не регламентируется.

Кто не получит выплату за аварию — изменения №12

Новые правки закона об ОСАГО не дают возможности представителю потерпевшей стороны получать за нее выплаты, которые нанесены во время произошедшей аварии. Это нововведение лишает смысла выкуп у владельцев поврежденных в ДТП машин их прав на возмещение ущерба автомобильными коллекторами. Ведь деньги все равно не будут выплачены на законных основаниях.

В заключение следует отметить, что нововведения внесли ощутимые изменения в ОСАГО, однако вопросов осталось еще много. Из этого следует, что даже после применения нововведения ОСАГО будут нужны дополнительные меры по реформированию данной сферы.

Каждый автовладелец обязан заключить страховой договор ОСАГО и возить с собой страховку, которая потребуется при наступлении страхового случая. Не имеет значения бумажным будет документ или электронным - юридически они равнозначны. РСА и ЦБ периодически изменяют бланки страховки, в них вносят дополнительные элементы и строки для информации. Как осуществляется обмен полисов ОСАГО на новые образцы? Почему происходят такие изменения? Когда появятся новые бланки ОСАГО?

Причины для выпуска новых бланков

Главной причиной замены старых бланков страхования гражданской ответственности автовладельцев на новый вариант стала борьба с мошенничеством. Замена была произведена с 1 июля 2016 года. На тот момент из примерно 42 млн полисов ОСАГО, продающихся в течение года, 1 млн был подделками. Таким образом, страховщики решили не только усилить защиту страхового документа, но и вывести из обращения фальшивки. Замена старых бланков на новые проходила при поддержке всех государственных органов, имеющих так или иначе отношение к этому процессу, в том числе и ГИБДД.

Все нововведения, в том числе изменение цвета, введение дополнительных защитных элементов, увеличило себестоимость бланка ОСАГО (около 6 руб.) на 10%. По заявлениям страховщиков и регулятора страхового рынка такое подорожание никак не сказывалось и не скажется на размере страховой премии для страхователей.

Изменения, включенные в новый вариант документа, будут удобны как самим страхователям, так и страховщикам и сотрудникам ГИБДД. К примеру, QR-код, который будет наносить страховая компания, будет содержать сведения о договор, автовладельце (в том числе серии и номере его паспорта), транспортном средстве. Инспектор ГИБДД с помощью приложения РСА сможет считать этот код и получить всю необходимую информацию, не обращаясь к электронным базам.

Что изменилось в бланке и чем старый полис отличается от нового?

Новые варианты бланков страховки поменяли не только цвет, но и обзавелись несколькими степенями защиты. По сути в 2016 году изменился только внешний вид документа, все графы и информация в нем остались прежними за некоторым исключением. В бланке страховки образца 2016 года было оставлено место под QR-код в правом верхнем углу, сам код появился только на документах, которые начали выпускать с 1 января 2018 года. В таблице ниже представлены основные изменения, которые коснулись страхового полиса «автогражданки».

Таблица - Отличительные особенности внешнего вида бланков ОСАГО старого и нового образца

Критерий сравнения
Старый полис
Новый полис
Цвет
Зеленый (от светлого до темного оттенка)
Многосложный, более 3 цветов разных оттенков (розовый, фиолетовый, желтый, оранжевый и т.д.)
Способы защиты
  • Металлическая полоска;
  • Водяные знаки
  • Водяные знаки в виде авто в центре бланка;
  • Водяные знаки в виде логотипа РСА, расположенные вертикально;
  • QR-код;
  • Металлизированная нить с надписью ОСАГО
Шрифт
Мелкий с засечками
Крупнее без засечек
Серия
ССС
ЕЕЕ, ККК, МММ, ХХХ (для электронного ОСАГО)
Расположение серии и номера
Сверху справа
Сверху в центре

Источник: формы полисов

До 2018 года включительно в бланк страховки были внесены еще несколько небольших изменений, в том числе в примечания на обороте. Был пронумерован пункт, следующий после 8, который предусмотрен для вписания полисов и договоров добровольного страхования, купленных дополнительно к ОСАГО. В новый бланк была добавлена таблица для расчета размера премии, которую необходимо уплатить страхователю. Пункт 7 «Страховая премия» был перенесен в новом полисе наверх, и теперь данные о стоимости страховки ОСАГО расположены над QR-кодом и печатью страховой компании. Точно также были изменены и электронные версии страхового документа. Исключение составляет только наличие QR-кода - на электронной страховке его нет.

Как выглядит полис нового образца?

Электронный и бумажный ОСАГО выглядят одинаково. В верхней части полиса справа расположена рамка для указания размера страховой премии (в рублях с копейками), под ней - QR-код. В центре находится название документа, его серия и номер, а также срок страхования. Сверху слева оставлено место для печати (логотипа) страховой компании, в которой такой бланк будет оформлен. Как выглядит полис ОСАГО, действительный в 2018 году, можно узнать, обратившись к рисунку 1.

Рисунок 1 - Полис ОСАГО нового образца

Фото нового полиса ОСАГО позволяет убедиться, что в нем содержится такая же информация, что и в старом (за исключением нескольких пунктов): срок страхования, данные страхователя и собственника машины, сведения о транспортном средстве, графы для вписания лиц, допущенных к управлению автомобилем, цели использования авто, таблица для расчета размера страхового взноса. Предусмотрена графа для особых отметок, которые должен внести страховщик. В полисе должна быть указана дата заключения договора страхования «автогражданки», подписи сторон. Электронный ОСАГО имеет те же графы с информацией, такой же цвет, такое же расположение всех элементов документа.

Нужен ли обмен страховых полисов ОСАГО на новые?

Изначально РСА, ЦБ и страховые компании предполагали, что при введении новых форм документов старые полисы станут недействительными. Но из-за технических причин, а именно невозможности типографии ГОЗНАКА выпустить сразу более 40 млн бланков полисов, было принято другое решение. Автовладельцев не принуждали приходить к страховщикам и осуществлять замену. Старые полисы ОСАГО меняли только после того, как срок их действия заканчивался.

В 2018 году наблюдается такая же картинка, как и после изменения бланков с 1 июля 2016 года. Владельцы автомобилей не обязаны менять свои полисы ОСАГО, в том числе и электронные, пока не закончится срок их действия. С учетом того, что в течение нескольких лет Центробанк вносил изменения в Положение №431-П, которым установлен новый вид полиса ОСАГО, на дорогах находится множество автолюбителей с совершенно разными формами этого документа. Зеленых полисов уже точно нет, но версии без QR-кода еще могут встречаться.

Заключение

Изменения полисов ОСАГО в первую очередь связаны с мошенничеством, процветающем в данном сегменте страхования. Дополнительные элементы защиты, сложная цветовая гамма нового полиса позволили снизить процент подделок документов на страховом рынке, но полностью убрать их не удалось. Многие автовладельцы высказываются за то, чтобы вместо бумажной версии документа формата А4 ввести пластиковую, размером с банковскую карту. Прислушаются ли страховщики к мнению своих клиентов и как будет выглядеть новый полис ОСАГО в таком случае - открытые вопросы.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-227463-10", renderTo: "yandex_rtb_R-A-227463-10", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

По данным Российского союза автостраховщиков изготовление фальшивых свидетельств переросло в эпидемию, их число достигает 5 миллионов экземпляров. Поэтому по инициативе РСА принято решение разработать новую форму документа, которая вводится с 1 июля этого года. В среде автолюбителей блуждают всяческие мифы и слухи, которые мы попробуем развеять, чтобы, так сказать, прояснить ситуацию.

Как уже отмечено выше, главной целью решения ввести в обращение новый бланк страхового полиса ОСАГО 2016 года является борьба с подделками. Всплеск деятельности фальсификаторов в последнее время объясняется подорожанием услуг страховщиков. Если в прошлом автовладелец платил в среднем за документ 3-4 тысячи рублей, то теперь ему приходится выложить 5-7 тысяч, а некоторым и все 10 000 рублей.

Такая ценовая политика и спровоцировала рост предложений фальшивых документов, поскольку их стоимость составляет всего 2-3 тысячи рублей. Причем контрафактная продукция имеет довольно приличное качество, визуально отличить подделку практически невозможно. Определенную гарантию можно получить, проверив .

Однако автолюбители, приобретая такой продукт, забывают, что в критических случаях, согласно решению Верховного суда РФ, страховщик не обязан платить по поддельному документу. Поэтому радикальные меры по увеличению уровня защиты и замене свидетельств работают не только в интересах бюджета агентства, но и автовладельцев.

Как выглядит новый бланк автомобильного страхового полиса ОСАГО 2016 года?

Представители РСА и ВСС еще весной заявляли о том, что фоновая основа документа, на которой изображены графические элементы, стала сложнее. Разработчики ввели цветовую растяжку между сиреневым и желтым. В общих чертах, оригинал сертификата поменял зеленую расцветку на розовую.

По официальным сообщениям новые страховые полисы ОСАГО 2016 года отличаются следующими деталями:

  • Новая цветовая раскраска двухслойных бланков.
  • Изменен шрифт.
  • Поменялся размер и местоположение водяных знаков.
  • По центру на просвет можно наблюдать изображение авто.
  • Вертикально по бокам находятся водяные знаки в виде логотипа РСА.
  • В плоскость сертификата встроена металлизированная нить с буквами «ОСАГО», на просвет видна надпись – «полис».
  • В верхнем правом углу появилось место для QR-кода, шифр которого содержит данные о страховой компании. В перспективе здесь будет информация о владельце и ТС, находящаяся в базе РСА.


По утверждениям специалистов разработанных мер защищенности хватит на два года, пока мошенники не найдут способы их дублирования. Новая технология, конечно, повлияла на себестоимость документа, увеличив ее на 10-15%. Правда, страховщики уверяют, что все расходы возместят за счет собственных ресурсов, а итоговая цена оригинала не изменится.

Узнаем детали о новых страховых полисах ОСАГО 2016 года

Несмотря на грандиозные планы по тотальной замене сертификатов, Банк РФ заявил о невозможности одномоментной акции и поэтапной ее реализации. Таким образом, с 1 июля текущего года все организации, занимающиеся автогражданкой, должны получить новые документы, но старые сертификаты пока из обращения изыматься не будут. Основные детали процедуры содержатся в следующих пунктах:

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-227463-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-227463-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

  • Массовой замены не будет — новые бланки автомобильного страхового полиса ОСАГО выдаются с 1 июля 2016 года. Сертификаты серии ЕЕЕ старого образца действительны до 29.06.2017.
  • Документ имеет розовый цвет и дополнительные средства защиты.
  • В сертификате содержатся поля, в которые вносятся данные об автовладельце, машине и скидке бонус-малус, а также QR-код.
  • Цена страхования не вырастет, хотя не исключается изменение тарифов по требованию ЦБ, потому что последнее подорожание было в апреле 2015 года.
  • В случае внесения изменений в старый договор (добавление нового владельца и т.п.), выдается полис новой серии без доплаты.
  • Сообщается о трехмесячном переходном периоде, в течение которого продаваться будут оба типа сертификатов, а бланки зеленого цвета окончательно выйдут из оборота 1 октября.

Как быть владельцам е-полиса?

Государство с каждым годом старается облегчить жизнь автовладельцев в плане оформления документации. Например, упрощены процедуры и . Такая же ситуация сложилась и с ОСАГО, который с июля 2015 года можно приобрести по Интернету. На данный момент услугой воспользовалось около 200 тысяч россиян.

Соответственно, у владельцев е-сертификата возникает вопрос: стоит ли им ожидать каких-либо особых забот в связи с грядущей акцией обмена? Ответ здесь прост – электронный документ в силу своей природы не имеет бумажной версии, поэтому нынешняя реформа с новыми страховыми полисами ответственности ОСАГО 2016 года его никак не затронет.

На сегодня электронными сертификатами торгуют более 30 компаний, а с 1 июля услуга предлагается не только физическим, но и юридическим лицам. С начала 2017 года электронные страховки будут обязательны для всех организаций-членов РСА на всей территории России.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-227463-7", renderTo: "yandex_rtb_R-A-227463-7", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");


(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-227463-11", renderTo: "yandex_rtb_R-A-227463-11", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");