21.11.2023

Тотальная гибель автомобиля каско судебная практика. Полная гибель автомобиля: сколько должна заплатить страховая компания за транспортное средство, не подлежащее ремонту


Полная (конструктивная, тотальная) гибель автомобиля – это термин, обозначающий фактическое уничтожение ТС при экономической нецелесообразности его ремонта. В просторечии, среди автовладельцев и страховщиков, бытует краткое обозначение – «тотал» или «тоталь». В правилах страхования КАСКО каждой компании прописано своё значение порога, превышение которого позволяет признать полную гибель авто. К примеру, в Росгосстрахе он составляет 65%. Иными словами, если по оценкам экспертов РГС, затраты на ремонт составят 65% или более от стоимости ТС на момент страхового случая, автомобиль будет признан неподлежащим восстановлению.

«Тотальная гибель». Что дальше?

Казалось бы, клиенты страховых компаний, подписывая договор КАСКО, прекрасно понимают, на какие условия соглашаются. Но камнем преткновения оказывается всё та же независимая ни от кого, кроме страховой компании, экспертиза. В случае близкого к «полной гибели» ущерба оценщики страховщика так и норовят оценить ущерб не в меньшую (как это делается при стандартной выплате), а в большую сумму. Клиент прекрасно видит, что страховые эксперты явно переусердствовали, и настаивает на ремонтопригодности автомобиля: «Как же так?! Электроника совсем не пострадала, починить – и машина еще не один десяток лет пробегает!» А страховщик не сдается. Видимо, признать авто «тотальным» ему выгодно. Почему? Попробуем разобраться.

После того, как признается полная гибель ТС, возможно два варианта возмещения ущерба:

  1. Автовладелец получает всю обозначенную в договоре страховую сумму за вычетом амортизационного износа и передает битое ТС в собственность страховой компании.
  2. Страхователь оставляет автомобиль себе и получает выплату в размере страховой суммы минус стоимость ГОТС (годных остатков ТС), минус износ.

Подводные камни первого варианта

В 1-м случае объем возмещения может оказаться вполне приличным, даже несмотря на учтенную амортизацию. Особенно, если страховой случай произошел в начале срока действия полиса КАСКО , или же конкретным договором страхования вовсе предусмотрены условия выплаты «без учета износа». Вроде бы нормальный для страхователя вариант возмещения. Но если, например, автомобиль новый и кредитный (а популярность автокредитов не снижается), ситуация получается довольно печальная:

  • Страхователь ездил на арендованной машине (иногда несколько месяцев, а бывает, что год-два) и нес при этом постоянные расходы в виде немалых процентов по кредиту.
  • После признания ТС неподлежащим восстановлению, он получил выплату в полном/неполном объеме.
  • Эта выплата почти целиком «ушла» выгодоприобретателю (банку) в счет погашения кредита.

В результате человек остался без автомобиля и с деньгами, которых едва хватит на первоначальный взнос за какой-нибудь недорогой автомобиль.

А страховая компания отогнала перешедшее ей в собственность ТС в дружественную автомастерскую, восстановила его почти задаром и благополучно перепродала. При этом договор КАСКО автоматически прекратил свое существование и больше по нему, в случае чего, платить не придется. Это дополнительная выгода для СК от признания авто «полностью погибшим». Правда при такой политике есть риск потерять клиента. Он наверняка уйдет в другую компанию и, кстати, ее калькулятор КАСКО насчитает стоимость страховки без повышающего коэффициента за произведенную выплату.

Подводные камни первого варианта: Кому хорошо, что есть ГОТС?

Второй вариант (возмещение убытка за вычетом ГОТС) – вообще настоящая сказка для страховой компании, потому что определять стоимость годных к продаже или использованию остатков будет опять же ее «родной» оценщик. А он, как водится, считает их по максимуму. Очевидно, что денежная часть выплаты страхователю при этом окажется максимально заниженной.

В результате снова: «и без денег, и без машины». Конечно, кое-какие средства страхователь получит, но его КАСКО не выполнит своего главного предназначения – не сохранит материальное благополучие клиента на прежнем достойном уровне.

ГОТС – это больная тема, поскольку не существует никаких законодательно принятых норм их расчета. Битый автомобиль оценивается к реализации целиком или по деталям. «Целиком» – тут в принципе невозможно ничего точно рассчитать, поэтому эксперты просто изучают стоимость продаваемых ТС с аналогичными повреждениями и делают на основании этого свои выводы. «По деталям» – будут определять стоимость каждой «живой» детали с помощью фактически отсутствующего рынка сбыта б/у запчастей, затем делать поправки на ее снятие, реализацию и прочее. Одним словом, определение стоимости ГОТС – это бесконечное поле для творчества страховщика. А в результате – смехотворная выплата клиенту.

Как решить проблемы в свою пользу?

Итак, признание полной гибели ТС, как правило, наименее затратный для СК вариант рассчитаться по серьезному убытку. Особенно в том случае, когда страхователь соглашается забрать годные остатки себе. Но всегда стоит побороться за свою версию и доказать страховщику, что ТС нужно и можно ремонтировать (если, конечно, автомобиль, действительно не разбит вдребезги). Примерная последовательность действий:

  • Добиться от страховой компании выдачи на руки всей калькуляции по поводу признания «конструктивной гибели» ТС. Подписывая заключение СК, отметить в нем свое несогласие и намерение оспорить проблему в суде.
  • Сделать независимую экспертизу по оценке стоимости восстановительного ремонта. Если по ее результатам выходит, что сумма не дотягивает до порога по «тоталу», определенного СК, необходимо оформить и предоставить страховщику досудебную претензию. К ней нужно приложить полученные расчеты. Чаще всего страховые компании при безупречности доводов со стороны клиента дают ход стандартному рассмотрению дела.
  • Если же независимые эксперты определят, что страховая компания была права и событие действительно подпадает под понятие полной гибели, лучше «не отходя от кассы» заказать оценку стоимости годных остатков. На основе этого документа в дальнейшем можно при необходимости предметно спорить со страховой компанией по поводу стоимости запчастей.
  • Составить исковое заявление в суд, приложив к нему все документы. Кроме самой выплаты требовать компенсации морального вреда, судебных и экспертных издержек, а также взыскания штрафа за пользование чужими денежными средствами.

Выводы . Когда СК «тоталит» автомобиль по КАСКО, а собственник категорически с этим не согласен, только независимая экспертиза и суд помогут решить вопрос в пользу страхователя. Если же «конструктивная гибель» – объективная реальность, выгоднее соглашаться на «тотал» только на условиях выплаты полной страховой суммы с передачей права собственности на поврежденное ТС страховщику.

Одним из страховых случаев, который в некоторых случаях учитывает полис КАСКО, является полная гибель транспортного средства.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но прежде, чем заключать договор, подразумевающий выплаты за такую аварию, необходимо будет внимательно ознакомиться с действующим по этому поводу законодательством и понятием «полная гибель». Только так можно будет избежать различных спорных и даже конфликтных моментов.

Что это такое

Сегодня максимально подробно все вопросы, связанные с терминологией, применяемой в страховании, обязательно отражаются в правилах страхования.

Данный документ всегда выдается на руки при заключении договора КАСКО. Правила содержат исчерпывающую информацию о применении всех без исключения понятий, которые связаны с соглашением.

Под термином «полная гибель» понимается возникновение ситуации, после которой автомобиль становится уже невозможно восстановить или же стоимость ремонта составляет более 65% его изначальной рыночной цены.

Обычно страховым договором подразумевается, что при наступлении подобной ситуации выплачивается:

  • максимально возможная выплата;
  • сумма, покрывающая полностью стоимость убытков.

Но стоит помнить, что рассматриваемого типа страховой риск всегда существенно увеличивает стоимость самого полиса КАСКО.

Так как его присутствие создает вероятность существенных трат в случае, если по какой-то причине автомобиль действительно будет серьезно поврежден.

Потому необходимо перед выбором рисков заранее оценить вероятность возникновения подобного рода ситуаций. Обычно страховка от полной гибели приобретается на дорогие и редкие транспортные средства.

При этом следует помнить, что в возможно установление полной гибели транспортного средства даже в случае наличия возможности его технического восстановления.

Обычно под полной гибелью транспортного средства понимается следующее:

  • угон с последующей разборкой;
  • серьезные конструктивные повреждения в результате ДТП;
  • утопление.

Также необходимо помнить, что существуют обстоятельства, при наличии которых полная гибель не подразумевает соответствующей выплаты.

Например, к подобным ситуация на данный момент относятся следующие:

  • конструктивные поломки в результате стихийного бедствия, взрыва газа;
  • получение повреждений транспортным средством по причине проведения забастовки, гражданской войны.

Перечню ситуаций, на которые действие страхового полиса КАСКО от полной гибели не распространяется, стоит обязательно изучить заранее.

Так можно будет избежать большого количества самых разных проблем и спорных моментов. Страховой компании в любом случае, вне зависимости от характера повреждений, невыгодно платить компенсацию.

Именно поэтому СК будет любым способом пытаться избежать необходимости производить соответствующую выплату.

Когда фиксируется

Условия страхования КАСКО от полной гибели в различных страховых компаниях могут существенно отличаться. Но следует помнить, что существует перечень ситуаций, которые можно включить в страховой полис практически в любой СК.

На данный момент зафиксирована полная гибель транспортного средства может быть в следующих случаях:

  • при наступлении ДТП стоимость восстановления транспортного средства составляет более половины его цены – эта величина может несколько отличаться в зависимости от выбранной СК;
  • автомобиль был разобран до состояния, при котором восстановление может быть возможно только после существенных затрат.

Для определения стоимости восстановления транспортного средства страховая компания пользуется услугами независимых оценщиков.

Но в большинстве своем «независимы» они только лишь на словах. Достаточно часто стоимость автомобиля в процессе самой оценки занижается.

Как и цена самого ремонта. Таким образом, возможность получить сумму, эквивалентную цене транспортного средства, становится практически достаточно сложно.

После проведения экспертизы составляется специальный акт, на основании которого и фиксируется полная конструктивная гибель автомобиля.

На основании составленного акта, где обозначается характер и серьезность повреждений, в последствии формируется специальная смета. Согласно ей формируется соответствующей величины компенсационная выплата.

Чтобы избежать необъективной оценки стоимости повреждений, стоит в обязательном порядке сделать собственную экспертизу. Так как в случае, если размер возмещения будет недостаточный, можно будет разрешить вопрос через суд.

Но важно помнить, что судебная практика по данному поводу крайне неоднозначна. И подобные страховые дела почти всегда достаточно сложны.

Именно поэтому если вам зафиксировали полную гибель и величина возмещения не достаточно велика – стоит приготовиться к судебному разбирательству.

Выплаты по КАСКО при полной гибели автомобиля

Сама процедура получения выплаты по КАСКО в случае тотальной гибели транспортного средства является стандартной.

Осуществляется она в несколько этапов:

  • осуществляется сбор всех необходимых документов;
  • автомобиль передается на оценку в страховую компанию;
  • независимая экспертиза проводит оценку и обозначается величина возмещения;
  • если клиент согласен с суммой – он подписывает специальное соглашение и в течение установленного в договоре периода времени получает соответствующую выплату.

Также существует два варианта развития событий, связанные с судьбой «останков» погибшего транспортного средства.

Они могут быть:

  • переданы обратно владельцу;
  • переданы самой страховой компании – в дальнейшем будет осуществляться реализация оставшихся целых деталей.

Страховая компания всегда осуществляет оценку их стоимости. Если владелец решил оставить остатки транспортного средства себе, то в обязательном порядке стоимость их будет вычтена из суммы возмещения.

Если поврежденный автомобиль будет оставлен страховой компании, то будет начислено полноразмерное возмещение. Данный момент в обязательном порядке освещается в заключаемом соглашении.

В отличие от ОСАГО, по КАСКО сроки выплаты не регламентируются жестко. Обычно время на перечисление компенсации, в зависимости от суммы, колеблется в разных промежутках времени.

Причем иногда выплата производится не единовременно. Она разбивается на две части, первая начисляется через две недели, вторая же несколько позже.

Чтобы узнать точное время, необходимо обратиться за соответствующей консультацией непосредственно к сотруднику компании.

В каких СК существует

На данный момент практически все страховые компании, работающие с полисами ОСАГО, имеют лицензию на предоставление КАСКО.

В перечень таких компаний на данный момент входят следующие:

  • «Альянс»;
  • «БИН Страхование»;
  • «ВСК»;

При этом страхование в каждой из обозначенных выше компаний имеет как свои достоинства, так и недостатки.

Именно поэтому если требуется застраховать автомобиль от полной гибели, необходимо будет ознакомиться с предложениями от всех страховых компаний. Оптимальным решением будет обращение к кредитному брокеру.

Условия оформления КАСКО от полной гибели в наиболее надежных и стабильных на сегодняшний день страховых компаний следующие:

Продолжение таблицы:

Также условия страхования существенно зависят от статуса самого обратившегося клиента. Если он зарекомендовал себя с положительной стороны, ранее выплат по страховым случаям не осуществлялась, то стоимость полиса будет минимальной.

В противном же случае цена на рассматриваемого типа услугу будет максимальной. Уменьшить стоимость КАСКО можно будет различными способами.

Примеры из судебной практики

В 2018 году застраховал свой автомобиль 2009 года выпуска BMW X5 полисом КАСКО от компании «Ингосстрах». В перечень страховых случаев входила «тотальна гибель». Полис данного типа обошелся мне в 56 745 рублей.

В результате серьезного ДТП с моим участием в качестве виновного был серьезно поврежден кузов, моторный отсек и сама силовая установка.

По оценке независимой экспертизы, заказанной мной, сумма ущерба составила 80% стоимости транспортного средства. Соответственно, подал документы на выплату по причине полной гибели.

Страховая по причине наличия нескольких участников в ДТП задерживает выплаты. Обратился в суд города Москвы (Хамовнический) с соответствующей претензией в связи с нарушением условия страхового соглашения.

На основании , а также и иных представленных мной документов, суд вынес решение в мою пользу. Решение было передано в страховую компанию 21.12.2014 г. Через две недели вся обозначенная ранее сумма была перечислена на счет в банке.

Если со страховой компанией возник какой-либо спорный момент, стоит в обязательном порядке заранее ознакомиться с судебной практикой по этому поводу.

А также законодательными, нормативно-правовыми актами, регулирующими КАСКО. Так можно будет существенно увеличить вероятность разрешения ситуации в пользу конкретного застрахованного лица.

Отечественные дороги – пожалуй, главная проблема автолюбителей. Ведь в них таится множество различных угроз: ямы и выбоины, плохое дорожное обслуживание, недисциплинированные водители и т. д. Все это может стать причиной получения серьезных повреждений автотранспортом и даже, возможно – его полного разрушения.

В области автострахования нередко можно услышать такое понятие как «полная гибель автомобиля по КАСКО». Под ней подразумевается получение ТС таких серьезных повреждений, которые не позволяют в дальнейшем эксплуатировать автомобиль.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но порой такое определение дается страховыми компаниями вовсе не уместно. Именно поэтому водителям следует быть максимально бдительными, дабы не попасться «на удочку» недобросовестных страховщиков.

Но для начала будет правильным определиться с сутью вышесказанного понятия. Итак, при получении застрахованным по программе КАСКО автомобилем повреждений, на которого требуется денежных средств на сумму более 70-75% от стоимости машины, встает вопрос о ее конструктивной гибели. Причем этот момент напрямую затрагивает имущественные интересы страхователя.

Случаи фиксации

Каждая страховая компания выдвигает свои условия по поводу тотальной гибели автотранспорта. Но есть перечень определенных ситуаций, который указывается в полисах автострахования по программе КАСКО практически всеми страховщиками.

Так, полной гибелью машины можно назвать следующие случаи:

  • Сумма понесенного ущерба автомобилем в результате возникновения дорожно-транспортного происшествия составляет более половины его первоначальной стоимости (в зависимости от страховой компании данная величина может несколько варьироваться. Например, одни признают полной гибелью автотранспорта при получении повреждений на 75% от цены авто, другие на 65% и т. д.).
  • ТС было разобрано до состояния, восстановление после которого возможно только после несения серьезных затрат.
  • Автомобиль вышел из строя в результате умышленного/случайного повреждения третьими лицами (например, на машину упали строительные конструкции, ее сильно повредил пьяный прохожий битой, камнями и т. п.).

Чтобы определить попадает ли конкретно взятый страховой случай под понятие «полная гибель автомобиля по КАСКО», независимыми оценщиками производится осмотр машины. После чего ими же озвучивается стоимость восстановления автомобиля.

Однако «независимость» таких агентств часто остается под вопросом. Ведь нередки случаи, когда они озвучивают заниженную стоимость как самого авто, так и его ремонта. Иными словами, получить должные деньги счастливиться далеко не каждому страхователю.

Результатом проведения оценщиками осмотра ТС является составление специального акта, который и позволяет говорить о полной конструктивной гибели машины. На основании приведенных там сведений в дальнейшем составляется смета ремонта. Указанная в ней сумма и будет в итоге величиной компенсационных выплат.

Чтобы уберечь себя от недобросовестных оценочных компаний, советуют выполнить и собственную экспертизу. И если выяснится, что стоимость ремонта намного занижена, верным будет решение обратиться в суд.

Но важно отметить, что исход таких дел с судебными разбирательствами вовсе не однозначен. И порой весь этот процесс требует очень много сил и времени. Но лучше уж так, чем «дарить» свои деньги посторонним лицам.

Важно учесть в первую очередь

Попав в неприятную ситуацию, автовладельцы не знают, что предпринять, как быть. Помочь в данной ситуации помогут нижеприведенные советы. Главное, досконально их изучить и действовать уверенно и бесповоротно.

Общее описание

Получить точную формулировку всех понятий, касающихся страхования по программе КАСКО, можно по документам, предоставленным в момент оформления самого полиса. Есть в ней и сведения о «полной гибели» транспортного средства. И, как уже указывалось выше, под этим определением понимается возникновение страховых случаев, после которых восстановить автомобиль либо вообще невозможно, либо этот процесс потребует немалых денежных средств.

Во многих страховых договорах указывается, что при возникновении таких ситуаций страховщик обязуется сделать своему клиенту максимально возможную выплату. Причем ее размер должен полностью покрывать понесенные автовладельцем убытки.

Да, страхование от такого риска – дело полезное. Но однако полис КАСКО с включением защиты от таких происшествий обойдется намного дороже. Ведь при возникновении тотальной гибели застрахованной по КАСКО машины, страховая компания понесет значительные убытки. Прежде чем купить страховку с включением выплат по вышесказанному риску, следует подумать, стоит ли вообще «игра свеч» либо лучше отказаться от такой дорогой затеи.

Стоит отметить, что признать полную гибель автомобиля могут и при возможности его технического восстановления, например, при угоне с дальнейшей разборкой машины, получении сильных конструктивных повреждений при аварии, утоплении

Но многими страховщиками предусмотрены ситуации, когда о возмещении ущерба и говорить не приходится даже при полной гибели автотранспорта. Такими случаями являются получение повреждений в результате стихийных бедствий, взрыве газа, во время забастовок и гражданских войн.

Чтобы в итоге не было разногласий со страховщиками, еще до подписания с ними следует изучить все пункты представленного документа. Особенно стоит обратить внимание на графу, рассказывающую в каких случаях компенсационные выплаты не производятся. Это намного облегчит жизнь как самому страхователю, так и страховой компании.

Что необходимо делать

Если в результате возникновения страхового случая застрахованный по программе КАСКО автомобиль признается не годным восстановлению, то автовладельца впереди ожидает долгий и тяжелый труд по возмещению ущерба. На этом пути ему будут встречаться некоторые особенности, знать заранее о которых вовсе не помешает.

В первую очередь, следует отметить, что КАСКО – это добровольный вид автострахования. По данной причине государство практически никак не влияет на обязательное наличие тех или иных пунктов в его договоре. Поэтому при подписании документов в страховой компании следует тщательно изучить все приведенные там сведения, особенно обратив внимание на условия возмещения ущерба.

Также не помешает найти информацию о следующих моментах:

  • в каких ситуациях автомобиль считается «погибшим», а именно уточнить процентное соотношение к рыночной стоимости размера полученного ущерба для признания ТС тотальным;
  • происходит ли вычет износа за период действия страховки;
  • практикуется ли у них полиса с франшизой;
  • кто при необходимости оплачивает услуги эвакуатора;
  • кто оплачивает затраты на получение требуемой документации, решение вопроса с годными остатками и т. д.

Второй важный момент касается уже ситуации, когда страховой случай произошел и машина оказалась тотальной. Тогда автовладельцы остаются в недоумении: как быть, что делать.

Как правило, страховые компании предлагают 2 вида развития ситуации. Первый подразумевает получение автолюбителем остатков своего транспорта и доплаты со сторона страховщика, второй – предоставление последним компенсационных выплат в размере стоимости авто.

Финансовая сторона вопроса

Не помешает предоставить автовладельцем и информацию, связанную с некоторыми уловками страховых компаний. Поступая тем или иным образом они пытаются максимально снизить размеры компенсационных выплат.

К сожалению, такие не столь «чистые» поступки со стороны страховых компаний – явление не редкое. Поэтому если есть сомнения в добросовестности страховщика, лучше обратиться с этим вопросом к независимым оценщикам из стороны.

Варианты выплат при полной гибели автомобиля по КАСКО

Процесс получения компенсационных выплат по КАСКО при возникновении страхового случая, повлекшего тотальную гибель ТС, имеет стандартный характер.

Состоит вся эта процедура из нескольких этапов:

  • производится сбор требуемой документации;
  • машина передается страховщику для проведения оценочных работ;
  • экспертными агентствами производится оценка машины, в результате ими же обозначается величина ущерба;
  • при соглашении с указанной суммой потребуется только подписать специальное соглашение и получить в указанные сроки должную выплату.

Как указывалось выше, есть 2 варианта дальнейших событий и с годными остатками автомобиля.

Вариант первый
  • В этом случае клиент страховой компании забирает себе остатки машины, а страховщик выплачивает ему компенсацию за вычетом при ее наличии суммы франшизы, износа автотранспорта и стоимости годных остатков. Во сколько рублей обходятся «останки» машины определяется в ходе проведения оценочной экспертизы.
  • В дальнейшем автовладелец может распоряжаться годными остатками машины по своему усмотрению: распродать их, попытаться восстановить транспорт и т. п.
Вариант второй
  • Годные остатки остаются в распоряжении страховой компании. При этом страховщик выплачивает своему клиенту всю стоимость автомобиля с вычетом естественной изношенности машины и при наличии — . Но для этого автовладелец должен составить письменный отказ от прав на свой автомобиль.
  • Стоит отметить, что при выборе второго вида страхователю придется немного раскошелиться, а именно – оплатить расходы, связанные со снятием автомобиля с учета. Но деваться при этом некуда: ведь при покупке машины в кредит разрешение подобной ситуации именно таким образом – единственной возможный и разрешенный банком.

Выгоды для страховщика

Страховые компании любят объявлять поврежденные автомобили «погибшими». И объяснение этому простое: страховщик желает как можно сильнее сберечь свои собственные денежные средства. Далее пойдет речь о том, чем же все-таки это им выгодно.

При тотальной гибели автотранспорта компенсация по КАСКО выплачивается с учетом изношенности. Как правило, по договору страхования величина износа равна 1% и более в месяц от страховой суммы (точное значение определяется от некоторых факторов. Например, от года выпуска предмета страхования).

Таким образом, страхователь в случае признания своего автомобиля «погибшим» получит выплату в размере стоимости авто с вычетом износа, годных остатков (если машина остается во владении клиента страховой компании) и иногда — франшизы.

Например, страховая сумма была равна 700 тысяч рублей. Страховой случай произошел спустя 10 месяцев с момента страхования. Если даже величина износа была равна 1%, то выгода в 70,000 рублей для страховщика очевидна.

Как отмечалось ранее, есть 2 варианта распоряжения с «останками» ТС: оставить их себе либо передать во владение страховой компании. В большинстве случаев страхователь оставляет их при себе.

Страховая компания же, заказывая так называемую «независимую» оценку, значительно повышает их стоимость. В результате размер компенсационных выплат сокращается еще и на величину стоимости годных остатков.

Признание тотальной гибели транспорта по КАСКО страховой компании очень выгодно

Где есть такая услуга

На сегодняшний день практически все страховщики, ведущие дела с ОСАГО, имеют лицензию и на выдачу полисов КАСКО. Таковыми являются, например, АльфаСтрахование, Альянс, БИН Страхование, ВСК, Росгосстрах и Ингосстрах.

Приобретение страховки в той или иной компании имеет свои определенные преимущества и недостатки. Поэтому прежде чем обратиться к какому-либо из них, следует внимательнее ознакомиться с предложениями каждого.

Для большего удобства ниже будет представлена таблица, в которую сведены условия оформления КАСКО от тотальной гибели в самых надежных страховых компаний:

Наименование страховщика Стоимость полиса, % от цены авто Срок действия договора, в мес. Лимит выплат Франшиза

Лучшие схемы компенсаций

Полная гибель транспортного средства – это один из страховых случаев при автостраховании.

Он позволяет страховой фирме выплачивать потерпевшей стороне (ОСАГО) или страхователю (КАСКО) суммы меньшие, чем положено.

При гибели авто сумма ремонта может превышать его стоимость во много раз, что превысит максимальную сумму страхования.

Конечно, страховщики не могут на это пойти. Но при этом, используя лазейку с признанием тотала (полной гибели), они заведомо занижают и те выплаты, которые положены по закону и условиям договора.

Что такое полная гибель автомобиля (тотал)

Полная гибель автомобиля – это повреждения, ремонт которых превышает заранее обозначенный в страховой фирме процент.

Обычно он составляет 70% , но может различаться у разных страховщиков. Это вовсе не значит, что машина не подлежит ремонту совсем.

Одно дело, что выгодно в данном случае водителю, а другое – страховщику.

При оценке повреждений страховая фирма может признать повреждения тотальными и снизить величину выплат. Сразу соглашаться не следует.

Что стоит учесть:

  • Время до окончания страхового договора.
  • Наличие ремонта до тотала.
  • Цена целых частей автомобиля.

От этих параметров зависит уровень выплат. Если страховщик учитывает процент износа, то к моменту окончания договора сумма выплаты может уменьшиться на серьезную цифру. Некоторые фирмы не учитывают износ, но их полисы стоят дороже. Если автомобиль уже ремонтировали до тотала во время действия страхового договора, то сумма выплат также снижается на стоимость ремонтных работ.

Если вы не были виновником аварии и повреждения не слишком большие, возможно, покроют стоимость ремонта. А если обратитесь для выплат по КАСКО, то покрытия может и не произойти.

ВПри оформлении полиса КАСКО обращайте внимание на то, уменьшает ли страховщик выплаты при возмещении ущерба. Это может стать решающим фактором при ремонте автомобиля.

Полная гибель автомобиля по КАСКО

При признании тотала по КАСКО каждая фирма определяет свой предел в процентах.

Если ремонт требует больших затрат, чем определенный процент от его рыночной стоимости, то признается факт гибели ТС. Процент этот в пределах 65-75.

Страховщик может и не обозначать эти проценты в договоре, а определять ущерб «на глаз».

Тогда при более-менее серьезных повреждениях и признается тотал. Это выгодно страховым фирмам, ведь при тотале они могут снизить выплаты на величину износа (обычно 1% в месяц), даже если во всех других случаях коэффициент износа не учитывается.

Когда страховщик признал гибель автомобиля полной, появляется 2 варианта:

  • Отдать автомобиль в собственность страховщика с уменьшением страховой выплаты на сумму износа.
  • Оставить авто себе, но вместе с износом из страховки вычтут стоимость годных остатков. Конечно, стоимость этих остатков будет сильно завышена.

Стоит оставить автомобиль себе, если его еще можно восстановить или выгодно продать. Если же износ еще небольшой, например, 2 месяца, то выбирайте первый вариант. Тогда от величины страховки КАСКО будет отнято всего 2% стоимости.

При несогласии с оценкой страховщика в признании тотала можно назначить независимую экспертизу. Если разница существенная – смело подавайте иск в суд на страховую компанию.

Выплаты при полной гибели по ОСАГО

Выплаты при полной гибели авто при ОСАГО отличаются от выплат по КАСКО.

Эти отличия закреплены в Постановлении правительства № 263 от 7.05.03 об утверждении правил страхования гражданской ответственности автомобилистов.

В нем прописано, что величина выплат по ОСАГО определяется фактической стоимостью автомобиля на момент гибели. В том числе, если стоимость ремонта превышает стоимость машины до аварии.
Иначе говоря, выплаты ОСАГО не зависят от величины износа и других факторов, которые есть в КАСКО. Максимальная сумма выплат установлена в 400 тыс. рублей.

Страховые фирмы могут назначить дополнительные вычеты, ссылаясь на противозаконное обогащение (когда стоимость выплат превышает стоимость ТС). Но в данном случае обогащение утверждено законодательно и самим условием страхового договора.

Последним аргументом перед страховщиком может быть факт, что незаконное обогащение подлежит обязательному возврату на основании гл. 60 Гражданского Кодекса РФ.

При несогласии с признанием тотала автовладелец может:

  • Сделать независимую экспертизу и, в случае расхождений с данными страховой фирмы, подать иск в суд для возмещения разницы оценок.
  • Если тотал признан, сделать грамотную оценку остатков. Если видна разница с оценкой страховой фирмы, то можно также подать иск в суд.
  • При ОСАГО часто выгоднее отказаться от автомобиля и получить полную сумму страховки без различных вычетов.

Во многих случаях признание полной гибели автомобиля невыгодно для страхователя. Если это так, принимайте все законные меры для доказательства обратного.

Злоупотребления страховых фирм при тотале, почему им это выгодно

Страховой фирме выгоднее признать полную гибель транспортного средства, чем оплачивать его ремонт.

Ремонт – дело дорогое и экономически невыгодное. А если еще нет третьего лица, с которого можно взыскать средства за ремонт?

Дли страховщика тотал – способ минимизировать свои денежные потери.

И злоупотребления на этой почве частое явление:

  • Необоснованное признание полной гибели автомобиля.
  • Намеренно завышение стоимости остатков авто, что непосредственно влияет на стоимость выплат. Чем дороже остатки, тем меньше выплаты.

В практике были случаи, когда остатки автомобиля якобы выставлялись на аукцион, где подставные участники искусственно завышали ставки для поднятия цены. А назначенную цену аукциона затем вычитали из общей суммы страховки.

Определение тотала должно быть в согласии с мнением владельца. Если владелец не согласен, то может подать иск в суд. Практика подобных судебных разбирательств показывает, что суд чаще на стороне страхователя.

Если конструктивная гибель – реальный факт, а вычета выплат по страховке нет или они не большие, лучше отдать автомобиль в собственность страховщика и получить страховку.

При наступлении страхового случая следует внимательно изучить условия страхового договора и все вычеты, которые могут быть при выплате страховки.

Страховые агенты действует в интересах своей компании, занижая стоимость ремонта, когда повреждения небольшие, и повышая в случаях полной гибели. Помните, что при любом несогласии с действиями страховой фирмы вы вправе защищать свои права при помощи независимых экспертов и суда.

Попадание в серьезное ДТП может грозить дорогостоящими повреждениями автомобилю. В наиболее тяжелых случаях принято говорить, что это конструктивная гибели автомобиля по . Этому также есть и другое название – «тотал».

Понятие, как нетрудно догадаться, происходит от слова «тотальный», и под ним подразумевается тотальная гибель автомобиля, то есть полная гибель автомобиля .

Чтобы случай был квалифицирован страховой организацией как гибель машины, должны быть соблюдены некоторые условия. Самое главное из них – большой объем ремонтных работ. Тотал КАСКО признается, если проведение ремонта обойдется в 60-80% от стоимости самого автомобиля.

Иными словами повреждения должны носить крайне масштабный характер . Например, у вас есть автомобиль стоимостью 1 000 000 рублей, происходит авария. При проведении экспертизы выясняется, что для выполнения полноценного ремонта будет необходимо 750 000 рублей или же 75% от стоимости машины . В таком случае можно уверенно говорить о гибели транспортного средства.

Страховые компании сами определяют и устанавливают уровень повреждений достаточный для признания гибели транспортного средства. Если данный пункт был плохо прописан в соглашении, и дело дошло до суда, то неплохим подспорьем станет сравнительный анализ уровня повреждения среди других страховых организаций. Данные следует тщательно подготовить и оформить. К спорным случаям с высокой долей вероятности в суде отнесут повреждения на сумму в 50% стоимости автомобиля .

Страховые выплаты

Страховые выплаты по КАСКО при полной гибели автомобиля можно получить двумя путями/способами . В первом случае речь идет об отказе автолюбителя от своего транспортного средства в пользу страховой организации. Иными словами автовладелец передает право собственности компании. После этого он получает компенсацию в размере, который был определен . Конечно же, следует учитывать амортизационный износ. Его непременно вычитают из страховой выплаты.

Второй вариант – автовладелец сохраняет за собой право собственности. Компенсация тогда будет составлять меньшую сумму. Из нее вычитают стоимость ГОТС (годные остатки транспортного средства). Под ГОТС понимают все исправные детали и запчасти, не нуждающиеся в ремонте либо замене. То есть ГОТС можно без особых сложностей перепродать на рынке поддержанных деталей. Обратите внимание, что также из выплаты вычитают амортизационный износ.

Разница между двумя варианта весьма понятна. По сути, происходит выбор между тем, кто будет распродавать исправные запчасти транспортного средства – страховая компания или автовладелец. Здесь следует отметить следующее – ответственность за сохранность битого автомобиля лежит на страхователе. Если по неосторожности будет получен еще какой-то дополнительный ущерб, оплачивать его страховщики не будут.

Зачастую выбор является камнем преткновения – непонятно, какой вариант выгоднее для страхователя, для автовладельца. Для этого всегда необходимо делать всесторонний анализ.

Данными для такой оценки должны служить – стоимость годных остатков, амортизационный износ, условия соглашения, собственные возможности по проведению капитального ремонта либо по продаже ГОТС.

Как правило, если КАСКО-полис был получен недавно, а амортизационный износ не успел еще превратиться в круглую сумму, наиболее оптимальным решением станет передача битого автомобиля страховой фирме . Такой выбор объясняется наибольшей выгодой, автовладелец сможет получить почти полную компенсацию, а затем приобрести новое транспортное средство.

Но передача права собственности компании – не всегда самый выигрышный вариант. Оставить автомобиль себе следует, если страховая выплата получается весьма скромной, а возможность отремонтировать машину все же сохраняется. Как было отмечено выше, в каждой конкретной ситуации необходимо проводить тщательную оценку , взвешивать все плюсы и минусы.

Универсальный совет – всегда используйте альтернативную оценку, привлекайте для оценки ущерба независимых экспертов. Эксперты, которые проводят оценку повреждений по просьбе страховой компании, скорее всего, будут искажать факты не в пользу автовладельца. В этом нет ничего удивительного, страховая организация также стремится получить наибольшую выгоду от своей деятельности.

Обратите внимание , что страховщикам зачастую гораздо выгоднее квалифицировать случай как «гибель транспортного средства». Выгода заключается в том, что после признания этого ответственность по КАСКО-полису прекращается, так как объект страхования перестает существовать.

Процесс получения выплаты начинается с регистрации ДТП или происшествия. Автовладелец подает с подтверждающим документом. Затем производится оценка ущерба. Страховая компания делает свое предложение по компенсации.

Если есть подозрения, что страховщики врут, то следует делать альтернативную оценку , а затем обращаться в суд. Без судебного разбирательства сроки выплаты по КАСКО при «тотале» следует ожидать через 2-4 недели (каким образом обычно происходят выплаты по КАСКО, мы уже рассказывали в ).

С судом и проведением независимой экспертизой получение компенсации может затянуться на месяцы. Во всех спорных случаях не стоит бояться идти на конфликт, к сожалению, конфликты и судебные разбирательства являются скорее нормой рынка страховых услуг.

Заключение

Конструктивной гибелью автомобиля признаются повреждения серьезного характера (узнать более подробно о разнице между конструктивной и полной гибелью авто и выплатам по ним, можно в ). Стоимость ремонта в таком случае составляет, как правило, более 60% от стоимости самого транспортного средства. Но страховые компании сами определяют нижний порог, чтобы узнать его необходимо самостоятельно изучить соглашение. Если же уже был заключен, а данный пункт прописан слабо, то в суде поможет сравнительный анализ нижней границы тотала у крупных страховых организаций.